Культура и искусство

Магистр белой магии актер андрей соколов: «в институт я приезжал на новеньких «жигулях», а мой декан -- на убитом «запорожце»

0:00 — 19 июня 2002 eye 756

Недавно супермен российского экрана, режиссер и продюсер стал еще и писателем, выпустив книгу «Новая русская леди»

Бывает, актер идет к главной своей роли всю жизнь. Андрей Соколов свою самую известную на сегодняшний день роль сыграл сразу же после окончания театрального училища. И с тех пор его называют не иначе как «муж маленькой Веры», хотя Андрей -- один из самых востребованных российских актеров. Сам Соколов наиболее значительным своим фильмом считает полумистическую «Бездну. Круг седьмой», что и неудивительно -- актер серьезно занимался оккультными науками и даже имеет звание магистра белой магии. Не в этом ли невероятная мужская привлекательность Андрея? Не зря он считается одним из самых завидных женихов России…

«Первый автомобиль купил себе в 19 лет»

-- Заглянул тут по случаю на ваш сайт в Интернете…

-- Вы не одиноки -- туда многие захаживают. Если не врет статистика, мой сайт входит в число самых посещаемых в русской Сети. Правда, на форуме, где чатятся (общаются. -- Авт. ) посетители, в последнее время появилось много глупостей, даже непристойностей, поэтому подумываю: а не прикрыть ли фонтан? В любой безнаказанности есть великая провокация, сразу откуда-то всплывают мерзость, гниль. Хотя, честно говоря, жалко форум, прежде я находил там много любопытного.

-- Отвечали на послания?

-- По возможности. Даже когда вне Москвы, регулярно заглядываю в интернет-кафе. А сегодня, к примеру, уже в восемь утра разбирал свежую почту…

-- А чего это вас в такую рань к компьютеру потянуло?

-- Кто рано встает, тому… сами знаете кто дает. Во сколько бы ни лег, подъем не позже половины восьмого. Для кого-то это, может, и рано, а мне в самый раз. С детства привык. Мы жили вдвоем с мамой, поэтому мне приходилось не только в школе за партой сидеть, но и деньги зарабатывать.

-- Каким образом?

-- Про профессию сантехника слыхали? Так вот я им и был. Смеетесь? А я, к вашему сведению, горжусь, что в Подмосковье, в Михнево и Домодедово, стоят котельные, построенные моими руками. Я учился и строил, строил и учился… А после окончания школы сразу на БАМ подался.

-- За романтикой?

-- За деньгами, а потом уже и за романтикой… В 14 лет подарил маме стиральную машину. Она работает по сей день.

-- Мама или машина?

-- Машина, конечно. Я же после уроков работал слесарем-сантехником третьего разряда в ПМК-24! В передвижной механизированной колонне номер 24. Платили нам тогда очень прилично. За месяц получал рублей триста, а инженеры зарабатывали не больше ста пятидесяти. Представляете пацана с пачкой червонцев в кармане?

-- Все честно заработанное маме несли или же позволяли себе маленькие радости?

-- Маленькие позволял… Первый автомобиль купил себе в 19 лет. До сих пор помню картину: за задрипанном «Запорожце» подъезжает декан, за ним на чем-то таком же раздрыганном и убитом -- ректор института, а после подваливаю я. На желтых «Жигулях» 011-й модели… По правде говоря, нас трое было, таких выпендрежников. Один приятель ездил на «семерке», что по нынешним временам сравнимо только с шестисотым «Мерседесом», у другого нашего корешка папа был каким-то цековцем-политбюровцем, поэтому ему полагалось служебное авто… Машины -- моя слабость. Ту, первую, я дважды собственными руками перебрал, знал до последней детали, любил, как живое существо. Последние лет семь езжу на «иностранцах». Сейчас -- на джипе.

-- Танки грязи не боятся?

-- Во-во! Пару дней назад выбирались с братом на охоту. Еле добрались до места, думал, увязнем в грязи. Вода поднималась выше капота, даже люк на крыше пришлось закрыть, чтобы брызги не летели.

-- Где вы такие непролазные дебри отыскали?

-- Свинья всегда грязь найдет. Обычно мы ездим на Рязанщину. У нас там есть свой охотничий домик на восемь человек, куда регулярно набивается замечательная, хотя совершенно разношерстная компания -- врач, спортсмен, бизнесмены… Впрочем, это тот случай, когда важно, не кто ты по профессии и званию -- народный артист или президент фирмы, а что представляешь собою, как человек. Мы вместе уже лет пять, и нам по-прежнему комфортно.

-- Охотничьи турниры проводите?

-- Когда начинаем уток бить, канонада стоит до небес, даже стволы ружей раскаляются, но не могу сказать, что прямо уж так тягаемся, кто больше дичи настреляет. Как говорится, процесс важнее. Мы же отдыхаем, расслабляемся! Например, позавчера шли по болоту, я оступился, потерял брод и провалился по самые… по самый пояс. Выбрался на сухое место, смотрю, где товарищи. Они вроде бы не заметили, как я ухнул в воду. Обидно одному мокнуть, вот и позвал их к себе. В общем, мне полегчало…

-- Добрый вы, Андрей!

-- Но это же шутка! Правда, сначала был мат-перемат, потом ничего, успокоились.

-- Наверное, после купания приняли на грудь для сугреву?

-- Мы как-то не особенно на спиртное налегаем. Я свое еще в студенчестве выпил.

«В Африке я на сафари льва подстрелил»

-- В экзотических местах охотиться приходилось? Скажем, в Африке?

-- Да, был там на сафари в 1994 году.

-- Шкуру неубитого льва привезли на родину?

-- Почему неубитого? Как раз льва я и подстрелил. Но… Как ни крути, это шоу. Вроде бы и азарт есть, и звери настоящие, однако ощущение, будто все происходит понарошку…

-- Словом, «не ходите дети в Африку гулять»?

-- Ага! Дома лучше. Здесь все натуральнее, поэтому и жду всегда начала сезона охоты, чтобы на волю сбежать, дух перевести. Правда, в этом году со временем -- беда. Работы много. Сегодня последний съемочный день фильма «Линия защиты». Мы его почти год снимали. Параллельно шла работа над фильмом «Время любить». Это первый мой «долгоиграющий» проект. Честно говоря, боялся влезать в сериалы, поскольку то, что видел до сих пор, не выдерживало никакой критики. Впечатление удручающее. Но первые две серии «Времени» порадовали. Пока получается очень качественное кино. На картине работают американские продюсеры. Оч-ч-чень, доложу вам, хваткие ребята.

-- А вы с акулами американского шоу-бизнеса на их языке изъяснялись? Вы же иняз в свое время заканчивали.

-- Общались-то мы по-русски, поскольку американцы эти из числа наших бывших соотечественников, но английский я не забыл, сейчас вот опять потихоньку занялся языком. Затевается масштабный совместный проект, но пока рановато о нем говорить.

-- Прежде, помнится, вы скептически смотрели на перспективы сотрудничества с буржуями.

-- Ничего в моих взглядах не изменилось. Нашим актерам пробиться на Западе крайне трудно. Там можно зарабатывать приличные по российским меркам деньги, но все равно на первых ролях останутся аборигены, американцы. Тот проект, о котором я обмолвился, имеет принципиальное отличие. Речь о фильме по роману «Новая русская леди».

-- Не читал.

-- Ничего страшного. Кино посмотрите, если снимем. А может, и не посмотрите. Тоже не страшно. Я не одержим идеей донести до каждого свое, скажем так, искусство, хотя, конечно, хотелось бы оставить после себя какой-то след.

-- Лучше не какой-то, а отчетливый.

-- Кто бы спорил! Но когда вижу, что сегодняшнее поколение представления не имеет, кем был Иннокентий Смоктуновский, понимаю, сколь все иллюзорно в этом мире. Утешаюсь мыслями, что работаю ради удовольствия.

-- У вас четыре высших образования -- техническое, филологическое, актерское и режиссерское. Вроде бы можно говорить о разносторонне развитой личности, но, с другой стороны, что-то настораживает. Мечется человек, места в жизни найти не может.

-- У меня нет ощущения метаний. Более того, считаю, что планомерно иду к цели. Взять Московский технолого-авиационный институт имени Циолковского. Организованность, собранность, привычка к дисциплине -- это все школа МАТИ. В ГИТИСе или «Щуке» можно «творчески» относиться к занятиям, спать до обеда, вести сибаритский образ жизни. В техническом вузе или инязе так нельзя. Даже офицерские сборы после окончания института меня кое-чему научили. Опыт ничем не заменишь, а поскольку жизнь варила меня в разных водах, я успел многого насмотреться и знаю, что высоко взлететь не так сложно, гораздо труднее вниз кубарем не покатиться, не спикировать, а остаться и быть.

-- Чувство невесомости вам знакомо?

-- Да, во время учебы в МАТИ были испытания. Потом возник безумный проект Юрия Кары со съемками фильма на космической станции, но «Мир» успешно затопили в Тихом океане, денег на кино не нашли, и все умерло само собою.

«Когда меня похлопывают по плечу, аккуратно убираю руку и прошу больше так не делать»

-- Вообще-то я спросил о невесомости в фигуральном смысле. Мол, не уходила ли земля из-под ног, знакомо ли вам чувство полета?

-- А-а-а, звездняк… Вроде бы благополучно проскочил. Если вы про «Маленькую Веру», после которой зрители меня узнали, то я и до этого фильма успел вкусить настоящую популярность. У нас в МАТИ была команда «Вираж», участвовавшая в программе для экстремалов. Мы гоняли на мотоциклах и машинах, скакали на лошадях, падали, прыгали, стреляли… Тогда я впервые узнал, что такое любовь народных масс. Письма мешками носили! А еще я в хоккей играл, когда этот вид спорта по популярности конкурировал с футболом. Был чемпионом Москвы, с «Крыльями Советов» тренировался. Словом, успел к пению медных труб привыкнуть. А году, наверное, в 94-м я сыграл в фильме «Бездна -- круг седьмой», и роль эта мне далась очень тяжело. Отходил от нее долго, не меньше года.

-- Что так?

-- Картину не видели? Не хочу пересказывать, но смысл случившегося в том, что, как говорится, заигрался мальчик (мальчик -- это я), перестал видеть границу между кино и жизнью. Снимали мы авральными темпами, все сделали за сорок дней, а потом без паузы приступили к озвучанию. В какой-то момент я и сломался… Если человеку каждый день говорить, мол, что-то ты, старик, плохо выглядишь, то однажды он непременно заболеет. Я вобрал в себя весь негатив своего героя. Восстанавливался очень трудно… Все, больше на эти грабли не наступлю, научился к подобным вещам относиться отстраненно. Кино не должно заменять жизнь. А «Бездна» все равно остается одной из самых любимых моих картин…

-- Уж не после этого ли фильма к белой магии пристрастились?

-- Угадали. Мне хотелось разобраться к себе, понять, что же произошло, поэтому пошел в академию нетрадиционной медицины, получил степень магистра, но… «пристрастился» -- не то слово. Я убедился, что так называемые потусторонние явления существуют, увидел, что часть людей обладает парапсихологическими возможностями, которые можно и нужно использовать. Одновременно пришел к выводу: в эту сферу нельзя вторгаться дилетантам, ею надо заниматься всерьез. Я знаю, что существует нечто, не зависящее от воли человека, что есть иное измерение, но о нем нельзя говорить на бегу…

-- Ладно, поговорим о литературе. Давно писательский зуд ощутили?

-- Да вот, знаете ли, хочется иногда поделиться мыслями с окружающими.

-- И много их набралось? Мыслей?

-- На поэтический сборник и книгу прозы. Сейчас пишу еще один роман, нет времени закончить.

-- А «Новая русская леди» о чем?

-- Я называю это беллетризированным пособием для желающих стать богатым.

-- Делитесь жизненным опытом?

-- Вы же понимаете, все в жизни относительно. Для одних я сказочно богат, для других гол, как сокол.

-- Тогда уж, как Соколов.

-- Ну да, ну да… Всякое случается: то -- густо, то -- пусто, но я умею умерить аппетит и довольствоваться тем, что есть. Зачем мечтать о собственном острове на Карибах, если его у меня никогда не будет? Собственно, мне остров и не нужен. Вполне хватает городской квартиры и дачи в Подмосковье.

-- Вы называетесь дачей дворец, о котором писали в прессе?

-- Вот! И вы купились! Однажды сдуру пригласил вашу коллегу на дачу к товарищу, не самому бедному человеку на земле. Мило побеседовали с журналисткой, а потом появился «сенсационный» репортаж с дачи артиста Соколова… Приятель посмеялся, а ко мне так и приклеилась слава обладателя пятиэтажного особняка с охраной и овчарками на цепи…

-- А в действительности у вас избушка на курьих ножках?

-- В общем-то, нет. Нормальный дом. Трехэтажный. Зимой там жить нельзя, дом летний, но я не собираюсь ничего достраивать, перестраивать. Мне и так все нравится. Лучше потрачу деньги на покупку нового ружья.

-- А если друзьям намекнуть, чтобы подарили?

-- Исключено. Подарки ко многому обязывают, а я этого не люблю. Хотя, конечно, ситуации бывают разные. Одно дело, когда после спектакля маленькая девочка приносит связанную собственными руками салфетку, и совсем другое, если тебя пытаются купить с помощью дорогого презента.

-- Кому, извините, нужно вас покупать?

-- Иногда находятся странные типы, которым нравится демонстрировать, будто они с Соколовым на короткой ноге. Когда меня начинают похлопывать по плечу, аккуратно убираю руку и прошу больше так не делать… Я и в долг никогда не беру. Если только деньги дома забуду, могу перехватить до завтра, но так, чтобы всерьез одалживаться, -- Бог миловал.

-- А сами даете?

-- Раньше -- да, сейчас не всем. Не хочется наживать врагов, выколачивая собственные деньги. Нервы жалко, да и лень силы тратить. Я ведь в действительности очень ленивый.