Политика

В совете европы намечается сплочение славян -- украинцы, россияне, белорусы и даже поляки стараются учитывать интересы друг друга

0:00 — 22 июня 2002 eye 226

Насколько хорошо живет наша страна сегодня -- вопрос для многих спорный. Что же касается завтрашнего дня, то даже закоренелые пессимисты все-таки надеются, что позитивные изменения обязательно произойдут и Украина станет тем, кем обязательно должна быть -- государством экономически мощным, политически стабильным и социально справедливым. Все это возможно только при успешной интеграции Украины в мировое сообщество, частью которого является европейское содружество государств. Ведь политическую погоду на нашем континенте делает Совет Европы, который объединяет 44 государства. И сам факт, что в минувшем году его членами стремились стать Армения, Азербайджан, Грузия, Босния и Герцеговина -- говорит о многом. Украина этот путь уже преодолела и является весьма активным членом одной их структур Совета Европы, а именно -- Конгресса местных и региональных властей, который состоит из Палаты местных властей и Палаты регионов. Их задача -- укрепить демократические структуры на местах, и особенно в странах с новой демократией. К таковым относится и наше государство. Но в некоторых вопросах официальный Киев демонстрирует куда более радикальные подходы, чем весьма опытные демократические государства.

Совет Европы настаивает на возрождении в Украине «хорошо забытого старого» советской системы управления?

Например, вступая в Совет Европы, наша страна подписала и ратифицировала Европейскую хартию местного самоуправления. А вот Франция решила, что выполнение данного документа ей будет не под силу. Поэтому Хартию не ратифицировала, а лишь подписала ее. Что же касается Украины, то демонстрируя готовность исполнять взятые на себя при вступлении в Совет Европы обязательства, мы таким образом пытаемся разрушить недоверие к нашей стране со стороны иностранных партнеров. И это, надо полагать, удается. О чем свидетельствует в том числе и избрание на последней сессии заместителем председателя Палаты местных властей городского головы Днепропетровска Ивана Кулинченко. Борьба за этот пост была жесткой. Решающую роль в ней сыграла поддержка российских представителей, отдавших украинской делегации свои голоса. Мы же поддержали их в аналогичной ситуации в Палате регионов. Кстати, эти события являются демонстрацией того, что в Совете Европы намечается явное сплочение славян -- украинцы, россияне, белорусы и даже поляки стараются учитывать интересы друг друга и стоять «в случае чего» вместе, прекрасно понимая, что сильных и сплоченных уважают всегда.

Но вернемся к Хартии, которую не рискнула ратифицировать демократическая Франция. Ее суть состоит в том, что при выборном органе власти должен быть и подконтрольный представителям народа исполнительный орган. Кстати, более всего этим европейским требованиям соответствует старая советская система, когда при каждом Совете был свой исполком. Вот на возрождении у нас «хорошо забытого старого» и настаивает Совет Европы, основывая свои требования обязательствами, взятыми Украиной. Но ведь их выполнение повлечет за собой нарушение Конституции страны и ломку машины государственного управления… Что же делать?

Европейская хартия регионального самоуправления должна иметь статус рекомендации, а не обязательной конвенции

Ответ можно найти, проанализировав инициативу Президента Леонида Кучмы о начале проведения широкомасштабной административной реформы с деконцентрацией властных полномочий, четким разделением функций между органами самоуправления и местными государственными администрациями, реализацией принципа субсидарности, а также утвержденную одновременно с проведением административной реформы концепцию новой государственной региональной политики. Еще одним указом Леонид Кучма утвердил программу государственной поддержки развития местного самоуправления.

Даже не полный перечень реальных дел свидетельствует о том, что в стране пытаются искать свои пути решения проблемы самоуправления. Украина готова к совместной работе, к диалогу и поиску в этом вопросе определенных стандартов, к разработке правового инструмента, которым должна стать новая Европейская хартия регионального самоуправления. Но следует заметить, что на последней сессии этот документ был воспринят неоднозначно. Из 44 стран-участниц заседания только 35 согласились подписать ее, приняв на себя дополнительные обязательства. Украина во время голосования воздержалась, поскольку настаивает на предоставлении Европейской хартии регионального самоуправления статуса рекомендации, а не просто юридически обязательной конвенции. Столь принципиальная позиция украинской делегации основывается на горьком национальном опыте затянутых процедур внедрения -- документ даже такого ранга годами может «ходить» между чиновниками или вовсе на пятилетку потеряться в кулуарах Верховной Рады. А ведь от темпов вхождения Украины в общеевропейский дом слишком много зависит, чтобы можно было не торопясь и не раздражаясь тянуть с принятием решений, с формированием имиджа, которого действительно достойна страна, с установлением самых прочных контактов с теми, кто имеет авторитет на мировой арене…