Молодой лейтенант, награжденный орденом «За мужество», нисколько не жалеет о своем поступке и уверен, что иначе в той ситуации поступить не мог
21 июня на выпуске лейтенантов и офицеров оперативно-тактического уровня Военно-инженерного института имени маршала В. Харченко при Подольской государственной аграрно-технической академии диплом специалиста по вооружению инженерной техники вместе со своими товарищами получил и 22-летний лейтенант Роман Кочмар. В мае прошлого года, спасая 11-летнюю девочку, которая побежала за мячом к краю Смотричского каньона на окраине Каменец-Подольского Хмельницкой области, он сам сорвался и упал в 50-метровую каменную пропасть (»ФАКТЫ» писали об этом 7 июня 2001 года). Парень чудом остался жив. Но последствия тяжелейшей черепно-мозговой травмы, компрессионного перелома поясничного отдела позвоночника, переломов костей обеих голеней со смещением, повреждений грудной клетки и многих внутренних органов пришлось лечить долго. Впереди ему предстоят еще две тяжелейшие операции.
-- Слава Богу и врачам, я вернулся к жизни, -- говорит Роман. -- Это было так нелегко, но ведь я не мог не оправдать надежд на свое выздоровление моих друзей и знакомых, мамы и всей родни, преподавателей института, поддержавших меня в трудную минуту. Помню, как сразу после случившегося меня напичкали лекарствами, и я все порывался встать на ноги -- окружающие с трудом могли меня удержать. Когда действие лекарств заканчивалось и все тело начинало жутко ныть, я понимал, какие серьезные испытания меня ожидают. Но старался гнать прочь тяжелые мысли и поддерживал себя чтением, музыкой, даже шутки какие-то стал придумывать. А во снах мое падение продолжалось, и я уже со стороны видел, как в прыжке отбрасываю девочку в безопасное место у самого края пропасти, как цепляюсь за молодую зеленую траву на крутом спуске перед обрывом, как не могу удержаться и падаю, и уже лежу на каменной глыбе неподалеку от Смотрича.
Да и накануне случившегося мне что-то такое снилось -- будто лечу куда-то. Все произошло так неожиданно, так быстро! Надо же такому случиться! Мяч, которым мы с Настей играли, ударился о дерево, отскочил и покатился прямо в пропасть. Когда я увидел, что девочка побежала за ним, времени на раздумья у меня не было, поэтому тут же бросился к ней наперерез. Это уже позже, через несколько дней, когда пришел в себя в госпитале, я размышлял: а может, она бы и сама остановилась у края пропасти.
Впрочем, о случившемся не жалею, и если бы все повторилось сначала, поступить иначе просто не смог бы. Наверное, именно так и должно было произойти
Парни и девушки, вместе с которыми Роман тогда отдыхал в парке на берегу Смотрича, поначалу даже сообразить не успели, куда он подевался. Только заметив закружившиеся клубы пыли над каньоном, друзья Романа поняли: пытаясь спасти девочку, он поскользнулся и сорвался вниз.
После того как врачи выездной бригады Каменец-Подольской городской станции скорой помощи и городской больницы оказали Роману первую медицинскую помощь, парень был госпитализирован в Хмельницкий военный госпиталь, затем в Центральный военный клинический госпиталь N 1120 во Львове. В нейрохирургическом отделении госпиталя Роман лечился более семи месяцев. Опытные нейрохирурги Иван Богдан и Александр Алексеев приложили немало усилий для того, чтобы уменьшить возможность инвалидности. Каждая травма требовала отдельного лечения, порой возникали ситуации несовместимости лечения, и врачи не скрывали -- лечение предстоит сложное и поэтапное.
В госпитале рядом с Романом неотлучно находились мама и медсестра Оксана.
-- Сначала Оксана ухаживала за мной, а потом -- я за ней, -- улыбается Роман. -- Хоть мы и познакомились в госпитале, могли бы быть знакомы давно, ведь росли в соседних селах Самборского района Львовской области. Ее восхитительная улыбка помогала мне переносить самые болезненные медицинские процедуры. А когда мы поняли, что друг без друга нам не жить, сразу же расписались, а вскоре и свадьбу сыграем. Моя жена -- самый добрый и надежный друг.
-- Помню, в тот первомайский день, когда случилось несчастье, я так ждала сына домой, но он не приехал, -- вспоминает мама Романа Мария Ярославовна. -- Когда позвонили из института и сообщили, что он в тяжелом состоянии находится в реанимации, я тут же начала искать машину, чтобы срочно ехать к нему, ведь поездом можно было отправляться только на следующий день. Слава Богу, самое худшее уже позади. Вся наша семья очень благодарна врачам Каменец-Подольской городской больницы, Хмельницкого и Львовского военных госпиталей, которые сделали все возможное, чтобы вылечить Романа. А преподаватели и друзья сына по институту часто навещали его в клиниках, помогали с приобретением дорогостоящих медикаментов. На день рождения подарили сыну наручные часы, а к Новому году, даже зная, что его отпускают на праздники домой, привезли живую украшенную игрушками елочку. Навещала нас в госпитале и мать Насти Германовской, которую спас сын. Эта женщина с большим сочувствием отнеслась к нашему горю. Я благодарна всем добрым и неравнодушным к чужой беде людям, которые принимали участие в спасении Романа. Есть ли такие слова, чтобы выразить эту благодарность?
Через семь месяцев после лечения в госпитале Роман начал учиться стоять. Даже с чьей-либо помощью сделать это было очень непросто, ведь длительное время он не чувствовал пяток. Стоять мог не более 30 секунд. Но от инвалидной коляски принципиально отказывался, боясь привыкнуть к таким «удобствам». Домой отправился расхаживаться на ходунках -- небольшой опоре на четырех ножках, с помощью которой учатся ходить маленькие дети. Дома он быстро освоился с этими ходунками, а потом пробовал ходить, самостоятельно держась за стены. Поначалу при малейшем движении жутко болели мышцы ног, кроме того, он не раз падал. Однако тут же успокаивал родных, говоря, что чувствует, какие именно нагрузки ему положены.
Ноги созданы для того, чтобы ходить, с улыбкой замечает Роман. Пока же это удается ему с трудом. Впрочем, сегодня он уже понемногу даже бегает. Но переусердствовать не стоит, потому что вскоре ему предстоит еще две операции -- по удалению пластин с левой ноги и с позвоночника. Поэтому Роман четко придерживается рекомендаций врачей -- заниматься умеренно и не поднимать более трех килограммов.
Еще с детства Роман, мечтавший о профессии военного, привык к суровой дисциплине: ежедневной закалке, пробежкам на дальние расстояния, умению довести начатое дело до конца. Кроме того, он вырос в многодетной семье, и помогать младшим, а также тем, кто слабее, было для него правилом. Теперь все помогали ему самому.
В госпиталь к Роману часто приезжали друзья по институту, привозили учебники, чтобы он продолжал заниматься, не отставал в учебе и готовился к государственным экзаменам. И никто из друзей не сомневался, что все у него получится. В институте Роман учился на «отлично» и физически был крепким. Когда на занятиях по физической подготовке бежали марш-броски по 10-12 километров при полном снаряжении, он прибегал к финишу с двумя-тремя автоматами товарищей, которые были слабее его.
Когда же в марте Роман возвратился в институт, слегка опираясь на палочку, и преподаватели, и студенты были приятно удивлены -- ведь он не сообщал, что уже может ходить и приедет. Роман только улыбался, объясняя свое внезапное появление желанием сделать приятный сюрприз всем, кто поддержал его в трудную минуту. Он сумел показать достойные знания, успешно сдал экзамены и защитил дипломную работу.
-- Роман -- мужественный и целеустремленный парень, и если говорить языком военных, он из тех, кого можно брать с собой в разведку, -- замечает начальник кафедры тактики инженерных войск Военно-инженерного института имени маршала В. Харченко полковник Анатолий Шинальский. -- В связи со сложившимися обстоятельствами он занимался по индивидуальному плану, а, вернувшись в вуз, много трудился, чтобы успешно его закончить. Людей, равнодушных к его судьбе, в институте не было! Ему помогали в учебе и начальник кафедры эксплуатации и ремонта инженерного вооружения полковник Михаил Нероба, и преподаватель полковник запаса Виктор Берский, и руководитель дипломного проекта подполковник запаса Геннадий Шлык. Специальная врачебная комиссия допустила его к военной службе, хотя и признала ограниченно пригодным к ней, но ведь со временем ограничения могут быть сняты! Главное то, что молодой лейтенант снова в строю и готов продолжать службу в Вооруженных Силах Украины! Роману все еще трудно ходить, но я советую ему научиться не опираться на палочку, а просто держать ее для подстраховки. Верю, у него все получится, и вскоре он будет твердо ходить по земле!
После сдачи государственных экзаменов выпускники Военно-инженерного института имени маршала В. Харченко (ВИИ) по традиции прошли строем по строевому плацу и дружными криками «Ура!» приветствовали своих преподавателей. Они заступили в последний караул, торжественно сдав боеприпасы смене, продолжающей учебу, символически обмыли золотые лейтенантские звездочки в солдатской каске с водкой. Торжества, посвященные выпуску молодых лейтенантов и офицеров оперативно-тактического уровня ВИИ, в которых принимал участие и вернувшийся в строй молодой лейтенант Роман Кочмар, -- красочное и запоминающееся зрелище. Выпускников института приехали поздравить с окончанием начальник инженерных войск Вооруженных Сил Украины генерал-лейтенант Владимир Воробьев, другие должностные лица Министерства обороны, Министерства по чрезвычайным ситуациям и других силовых ведомств Украины, на службу в которые распределяются выпускники. Они пожелали им быть достойными продолжателями славных традиций, с честью нести звание офицера независимой Украины. А боевых традиций в институте достаточно, ведь многие из его выпускников награждены орденами и медалями за заслуги при исполнении боевых заданий в Афганистане, разминировании в странах Ближнего Востока и Африки, ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, землетрясения в Армении и при исполнении миротворческих миссий по заданию ООН. Сейчас, к примеру, готовится очередная ротация военнослужащих в Ливан и Косово.
-- Учебно-воспитательная подготовка в нашем учебном учреждении построена так, что и служебные задания, и подготовка к семинарам, курсовым, и строевая подготовка, и лагерные сборы требуют больших волевых усилий, -- говорит начальник Военно-инженерного института при Подольской государственной аграрно-технической академии генерал-майор Василий Мельницкий. -- Офицеры, которые прошли нашу школу, могут оперативно принять волевое решение, выполнить боевое задание и отстоять себя. Мы гордимся, что теперь у нас есть и свой Маресьев -- лейтенант Роман Кочмар, совершивший мужественный поступок и самоотверженно боровшийся за свою жизнь! Победив тяжелейшую травму, он нашел в себе силы стать в строй! И будет продолжать службу в Вооруженных Силах Украины -- уже получил распределение в распоряжение Западного оперативного командования. Пусть же в новом коллективе у него будет такое же взаимопонимание с сослуживцами! Конечно, желаю ему дослужиться до генерала!