Девять дней назад ушел из жизни выдающийся украинский хирург профессор Владимир Сергеевич Земсков
Около года назад я пришла в «Клинику Земскова», чтобы написать об уникальной операции. Профессор извлек из печени пациента 10-граммовый осколок, засевший со времен отечественной войны. 58 предыдущих лет больному не удавалось найти ни одного врача, который бы взялся избавить его от этого «трофея». И таких случаев в практике Владимира Земскова было очень много. Он помогал самым сложным пациентам. Помню его бодрым, энергичным человеком. То, что его нет, кажется нереальным.
-- Отец умер в стенах этой клиники. Его привезли сюда поздно ночью из дому. Обширный инфаркт практически не оставил шансов, -- говорит Марина Владимировна, дочь профессора Земскова. Но слезы не дают ей продолжить.
Сердце беспокоило Владимира Сергеевича и раньше. Но подлечившись, он работал с тем же вдохновением. Не то что болеть -- в отпуск ходить было некогда. Своей увлеченностью заразил детей. Сын Сергей Владимирович тоже стал хирургом. Дочь Марина Владимировна -- врачом ультразвуковой диагностики. Дети работают в клинике отца.
-- Отец родился в 1939 году в Нижнем Новгороде, а вырос в Украине, в Луганске, куда переехала семья, -- рассказывает Сергей Земсков. -- Его отец был инженером-строителем. Мать работала врачом. Закончив медицинский институт в Луганске, он начал практиковать в небольшом шахтерском городке Коммунарске. Работать приходилось по 18 часов, в месяц он проводил около ста операций.
Виртуозность в работе, о которой среди коллег-хирургов ходили легенды, приходила постепенно. По словам Сергея Земскова, движения отца во время операции были похожи на игру талантливого пианиста.
Еще молодым, работая в отделении онкологии в Коммунарске, Владимир Земсков понял: нельзя беспрекословно подчиняться начальству, если ты уверен в своей правоте. Год назад в интервью журналу «Здоровье плюс» Владимир Сергеевич вспоминал:
«Мы испытывали сильнодействующую мазь. И вот одному пациенту, у которого было раковое поражение кожи, я назначил фрагментарные аппликации. После обхода мой руководитель сказал: «Да что ты возишься? Намажь разом всю спину!» Я послушался. Через 48 часов больной скончался от отравления. Тогда я понял: надо бороться за собственное мнение, уметь убеждать любым способом »
Чтобы не повторять врачебных ошибок, из-за которых пришлось бы тяжело переживать вновь, Владимир Сергеевич вел дневник, где анализировал свои и чужие упущения. «В хирургии важна любая мелочь. Неправильно протянул руку -- тебе неправильно подали инструмент. Уже ошибка. А во время операций, часто многочасовых, время решает все. »
-- Подающему большие надежды молодому врачу, несомненно, было тесно в маленьком городке. Как Владимир Сергеевич попал в Киев? --
-- Отец поступил в аспирантуру Киевского научно-исследовательского института рентген-радиологии и онкологии, -- рассказывает Сергей Земсков. -- Защитил диссертацию. Потом восемь лет работал в Институте клинической и экспериментальной хирургии у академика Александра Шалимова. Отец всегда с благодарностью отмечал, что многому у него научился. Защитил докторскую диссертацию на тему «Хирургическое лечение острого панкреатита». В последние годы заведовал кафедрой общей хирургии Киевского медицинского института имени академика А. Богомольца, создал и возглавил Киевский центр хирургии печени, поджелудочной железы и желчных протоков, а также частную «Клинику Земскова».
Владимир Земсков был счастливым человеком, поскольку обрел и не упустил две составляющие счастья: профессию и большую любовь.
«Семья, дом -- это чрезвычайно важно. С моей женой -- также врачом -- мы познакомились в институте, это была любовь с первого взгляда. С тех пор более 30 лет мы вместе. Когда приходишь после тяжелого дежурства, после многочасовых операций -- просто необходимо, чтобы в семье тебя поддержали, выслушали, поняли».
А о своей работе говорил так:
«Выбор профессии -- как настоящая любовь. С ней нужно встретиться, почувствовать -- твое ли это, страстно захотеть. Без желания, без внутренней потребности ничего не получится, особенно в медицине. »
-- Владимир Сергеевич был не только хирургом высочайшего класса, но и выдающимся ученым, -- рассказывает доцент кафедры общей хирургии Киевского медицинского университета им. Богомольца, начальник медицинской части «Клиники Земскова» Инна Ковальская. -- Он стал одним из основателей такого направления в медицине, как криохирургия. Принимал непосредственное участие в создании первого криохирургического аппарата, за что был отмечен Государственной премией СССР. Такой аппарат успешно использует украинский хирург профессор Николай Корпан при удалении опухолей поджелудочной железы, печени, косметических операциях. Сейчас он работает в Вене. К заслугам Владимира Сергеевича следует также отнести создание различных методик детоксикации организма, гемосорбции. Его вклад в мировую хирургию оценили на Западе, избрав академиком Всемирной римской академии наук Гуглиельмо Маркони.
-- Ученики отмечают щедрость, с которой Владимир Сергеевич делился своими знаниями, опытом
-- Он делал все, чтобы каждый из нас имел возможность профессионально расти. Благодаря Владимиру Сергеевичу мы ездили по всему миру, стажировались в известных клиниках Германии, Японии, Франции, США. Его ученики работают хирургами в Австрии и США. Возвращаясь, они рассказывают, что не видели, чтобы за границей оперировали так, как Земсков, -- быстро, красиво, эффективно. Мы, его коллеги и ученики, хотим предложить, чтобы Центр хирургии печени и кафедра общей хирургии N 1, которой он заведовал, носили имя этого выдающегося человека.
Благодарим редакцию журнала «Здоровье плюс», шеф-редактором которого был Владимир Сергеевич Земсков, за содействие в подготовке материала.