Исчезновение гетманского оружия из музея сорвало в 1992 году акцию символической денонсации Договора о присоединении Украины к России. «Якщо ви не повернете шаблю Хмельницького, то я вас всiх посаджу до тюрми!» -- пригрозил тогда местным правоохранителям Вячеслав Чорновил
Как уже сообщали «ФАКТЫ», сотрудники уголовного розыска ГУ МВД Украины в Киеве вышли на группу лиц, прятавших в столице личную саблю Богдана Хмельницкого, при странных обстоятельствах похищенную из Исторического музея Переяслава-Хмельницкого 20 июня 1992 года. Музейные грабители не смогли вывезти ее за пределы Украины лишь потому, что оружие гетмана вовремя было объявлено в международный розыск по линии Интерпола. Следствие пока не закончено, и украинским сыщикам еще предстоит выяснить весь круг причастных к похищению сабли.
Эксперт по холодному оружию, пожелавший остаться неизвестным, сообщил «ФАКТАМ», что в течение почти десяти лет после похищения сабля Хмельницкого переходила из рук в руки. По его мнению, прятали ее в местах, совершенно не предназначенных для хранения холодного оружия.
Подробности похищения сабли, предоставленные Центром общественных связей ГУ МВД Украины в Киеве, очень скудны. Известно лишь, что в четыре часа утра 20 июня 1992 г. в Исторический музей Переяслава-Хмельницкого проникли грабители -- сигнализация не сработала, поскольку за долги «отрубили» энергоснабжение. Причем выбрали они из экспозиции не более дорогие сабли личной охраны Хмельницкого, покрытые золотым напылением и инкрустированные драгоценными камнями, не коллекцию серебряных перначей переяславских полковников XVII века, а именно саблю, висевшую возле портрета гетмана. Злоумышленники (кстати, для составления их психологического портрета привлекался известный карпатский экстрасенс Михаил Эрстенюк, о чем «ФАКТЫ» писали в ноябре 2000 года) явно работали под заказ. Но под чей -- до сих пор остается тайной! (Как известно, коммерческий интерес за рубежом к историческим реликвиям Украины существовал всегда -- из наших музеев нередко исчезают старинные полотна, фолианты, предметы культа и ювелирные изделия, старинное оружие. Так, в начале 90-х годов из Музея оружия во Львове были украдены шесть сабель XVII--XVIII веков).
Как рассказал «ФАКТАМ» старейший «музейщик» Украины, директор Переяслав-Хмельницкого исторического музея Михаил Сикорский (одно время он как его руководитель также находился под подозрением у органов), в 1992 году, когда формировалось новое украинское государство, даже существовала версия политического заказа на похищение гетманской сабли.
-- 20 июня 1992 года Вячеслав Чорновил хотел провести в Переяславе-Хмельницком казацкую раду, на которой состоялась бы акция символического расторжения, денонсации Договора о присоединении Украины к России, провозглашенного Богданом Хмельницким в январе 1654 года, -- рассказывает Михаил Иванович. -- Планировался большой митинг, но поначалу районная администрация не дала «добро» на его проведение. Тогда разрешение удалось получить в Киевской обладминистрации, и 19 июня к нам в город уже стали съезжаться люди со всей Украины. Но утром следующего дня мы обнаружили в музее исчезновение сабли Хмельницкого. В свете таких событий акт денонсации был сорван. В тот же день Вячеслав Чорновил в районном отделении милиции пригрозил: «Якщо ви не повернете шаблю Хмельницького, то я вас всiх посаджу до тюрми!».
Это преступление до сих пор не раскрыто, и многое мне тут кажется странным. Милиция может утверждать, что в музее не работала сигнализация якобы из-за наших долгов за электричество. Но это не так. Она почему-то оказалась отключенной именно в ночь похищения сабли -- накануне митинга. Кроме того, грабители попали в музей якобы через разбитое «дрыном» окно (со стороны улицы), однако паутина, которая была за окном, осталась нетронутой. На всякий случай, для отвода глаз, они прихватили и медную булаву, не представляющую особой исторической ценности. Выходит, в музей они попали другим способом. Я могу только предположить, что вошли они через вход, где ночью дежурил охранник из милиции. Его имени и фамилии не хочу называть. Нападения на него не было, преступники его не били и не связывали. Скажу только одно: тогда, после похищения сабли Хмельницкого охранник десять суток находился под следствием, а через месяц его отправили на пенсию. В 38 лет -- не странно ли? Разумеется, следствию он так ничего и не сказал.
Учитывались ли показания Михаила Сикорского следственной группой, разыскивавшей саблю Богдана Хмельницкого, «ФАКТАМ» неизвестно, но будем надеяться, что после раскрытия этого преступления милиция сможет разъяснить, каким был заказ на похищение реликвии -- политическим или коммерческим.
А вот по данным бывшего пресс-секретаря Народного Руха Украины Дмитрия Панамарчука, денонсация Переяславской унии все-таки состоялась, даже несмотря на похищение сабли Богдана Хмельницкого.
-- Об акции денонсации Вячеслав Чорновил вспоминает в своих публикациях в газете «Час-Time», -- рассказал «ФАКТАМ» Д. Панамарчук. -- Возможно, похищение гетманского оружия несколько изменило ход проведения самого мероприятия Но, откровенно говоря, отсутствие сабли во время этого события уже ничего не могло изменить, и оно все-таки было проведено.
Главное, что сейчас, с возвращением гетманской сабли, появилась наконец возможность собрать в Украине все личные вещи Богдана Хмельницкого, известные историкам и культурологам. Впервые из Швеции привезен к нам флаг гетмана, несколько столетий пролежавший в музее военной истории в Стокгольме. Вчера из Москвы прибыла серебряная миска с гербом Хмельницкого, использовавшаяся гетманом при религиозных обрядах, а сегодня из музеев Варшавы и Кракова к нам прибудут гетманская булава, портрет, нагайка и кубки. Впервые личные вещи Богдана Хмельницкого, еще при его жизни ставшие символами государственности Украины, смогут увидеть наши сограждане. Эта уникальная по своему значению экспозиция откроется в Национальном музее истории Украины 5 марта (продлится полгода). Познакомятся с ней и в Чигирине -- столице первого казацкого государства. Кстати, проведение такой культурной акции стало возможным благодаря помощи Фонда интеллектуального сотрудничества «XXI столетие» Богдана Губского и энтузиазму заведующего сектором государственных наград и геральдики Администрации Президента Украины, кандидата исторических наук Юрия Савчука.
После участия в выставках найденная милицией сабля будет возвращена в Переяслав-Хмельницкий исторический музей -- Михаилу Сикорскому. Старейшему хранителю исторических реликвий в Украине.
Из досье «ФАКТОВ». Именная сабля, хранившаяся в Переяслав-Хмельницком историческом музее, вероятно, появилась у гетмана Богдана Хмельницкого после поражения в битве под Берестечком (1651 год), поскольку на лезвии у основания клинка выгравирована надпись на польском языке: «Добившийся славы под Зборовым и Збаражем, утратил ее под Берестечком». Точная дата ее изготовления не установлена, а в каталоге исторического оружия, объявленного в международный розыск, реликвия числилась как польская сабля XVII столетия. Длина ее клинка -- 90 см, ширина -- 39 мм, вес -- около 1 кг. Сабли такого типа называют «каравеллами» -- «морское» название закрепилось за ними из-за формы клинка, линией изгиба напоминавшей линию корпуса судна, спущенного на воду. Рукоять гетманской сабли сделана из слоновой кости, покрытой орнаментальной резьбой, и увенчана головой орла. По заключению экспертов, ранее резьба была инкрустирована серебром. Крестовина эфеса также выполнена из серебра. Серебряные вставки, накладки и наконечник украшают деревянные, обтянутые кожей ножны «каравеллы» Хмельницкого. Оружие выковано из недорогого металла без особых технологических изысков и являлось, скорее всего, повседневным, а не парадным гетманским атрибутом.
По утверждению правоохранительных органов, эта сабля была застрахована на 30 тысяч долларов. А попади она к коллекционеру антиквариата, ее реальная цена составила бы несколько сотен тысяч долларов.
P. S. Когда верстался этот номер, «ФАКТАМ» стало известно о существовании еще одной «сабельной» версии: по мнению историков, есть основание предполагать, что киевской милицией найдена копия сабли Богдана Хмельницкого. Как сказал нашей газете Юрий Савчук, «вопрос аутентичности и принадлежности сабли, возвращенной уголовным розыском Киева, все еще остается дискуссионным ».