Происшествия

Спустя шесть лет после гибели советской подлодки американцы подняли ее носовую часть и извлекли тела шести моряков, выглядевших так, как будто они скончались несколько часов назад

0:00 — 6 марта 2002 eye 1893

Самой вероятной причиной катастрофы, произошедшей 8 марта 1968 года, считается столкновение с атомной подводной лодкой США

Самая загадочная в истории подводного флота СССР катастрофа, согласно официальным данным, произошла 8 марта 1968 года. По до сих пор не выясненным причинам в северной части Тихого океана, в районе Гавайских островов, затонула дизельная подводная лодка (ПЛ) К-129, имевшая на борту три баллистические ракеты с подводным стартом и ядерными боеголовками большой мощности. Погибли 98 членов экипажа, в основном россияне и украинцы.

От К-129 на поверхности океана осталось лишь пятно солярки

Подводный ракетоносец К-129 (проект 629а, бортовой номер «574») вышел из Авачинской бухты (Камчатка) 24 февраля 1968 года. Это была самая современная советская подлодка. Кроме трех баллистических ракет, способных уничтожить три крупные военно-морские базы ВМС США, на ее борту были две торпеды с ядерными зарядами. Командовал ракетоносцем один из лучших офицеров-подводников Тихоокеанского флота капитан первого ранга 38-летний Владимир Кобзарь. Лодка должна была проследовать в заданный район и нести там боевое патрулирование.

Выход в море К-129 был внеплановым. Если бы подлодка благополучно вернулась к родному причалу в поселок Рыбачий под Петропавловском, об этом факте никто бы и не вспомнил. За полтора месяца до этого выхода она уже побывала в автономном плавании, и ее экипаж не успел толком отдохнуть. Но поскольку плановая подлодка оказалась не готовой к патрулированию, то указующий перст начальства уперся в К-129. Трудно сказать, насколько качественным был ее ремонт, поскольку производился он в авральном порядке, но зато доподлинно известно: ни офицеров, ни матросов приказ не обрадовал.

Восьмого марта подлодка должна была выйти на связь с центральным командным пунктом ВМФ, но связь не состоялась. По тревоге в предполагаемый район исчезновения К-129 направили корабли и самолеты Тихоокеанского флота, на помощь которым позднее пришла авиация Северного флота. Две недели усердных поисков успеха не принесли -- лодка исчезла бесследно. Правда, на поверхности океана удалось обнаружить большое пятно солярки. Химический анализ показал, что топливо -- советское. Именно таким была заправлена К-129 перед выходом в море.

В «лучших» традициях тех времен о катастрофе в печати не сообщалось. А когда стало ясно, что К-129 погибла, бездушные чинуши проявили недюжинную «изобретательность» и выдали родственникам погибших подводников свидетельства о смерти, в каждом из которых черным по белому написали: «Считать умершим». Убитые горем жены и матери остались наедине со своей бедой, поскольку были лишены каких-либо льгот и пособий, как будто их сыновья, мужья и отцы утонули по пьянке, а не погибли на боевом посту, защищая рубежи могучей державы.

Американская субмарина не успела сманеврировать?

Что же случилось с К-129? Две государственные комиссии, занимающиеся расследованием трагедии в Тихом океане, пришли к выводу, что лодка погибла либо из-за внезапного провала на предельную глубину вследствие технических неполадок, либо столкнулась под водой с иностранной субмариной.

Последняя версия считается наиболее вероятной, поскольку американские атомные подводные лодки (АПЛ) действительно имели привычку следить за советскими субмаринами, «садясь им на хвост» и следуя сзади в так называемой слепой зоне. По данным разведки Тихоокеанского флота, через несколько дней после исчезновения К-129 в японскую военно-морскую базу Йокосука ночью зашла на ремонт американская АПЛ «Суордфиш». У нее была повреждена боевая рубка. ВМФ США позднее категорически настаивали на том, что этот факт не имеет никакого отношения к гибели советской подлодки.

Если версия со столкновением соответствует действительности, то события разворачивались следующим образом. Как только К-129 вышла из Авачинского залива, она тут же попала в поле зрения АПЛ «Суордфиш», которая несла в этом районе боевое дежурство. Американцы пристроились сзади и скрытно шли за советской субмариной до тех пор, пока она не надумала сделать поворот. Случилось это поздно вечером (на связь с центром К-129 должна была выйти ровно в полночь). Американская подлодка не успела сманеврировать и ударила рубкой советскую субмарину в районе центрального поста. В образовавшуюся пробоину потоком хлынула вода, и К-129 камнем пошла на дно.

Однако у этой версии есть противники. Если бы «Суордфиш» действительно на всем ходу врезалась в К-129, считают они, то вряд ли она отделалась бы небольшими повреждениями. По мнению некоторых экспертов, причиной гибели субмарины могла послужить или неисправность новой системы подводного старта баллистических ракет, или возникли неполадки в системе продувки балластных цистерн, а, возможно, взорвались регенеративные патроны, которыми очищается воздух в лодке. Американцы предположили, что на К-129 взорвались аккумуляторные батареи. Однако подобные случаи на советских подлодках происходили и ранее, но их корпус оставался цел.

Каждый член экипажа К-129 посмертно награжден орденом Мужества

Через шесть лет после гибели К-129 мировые информационные агентства распространили сенсационную новость: американцы подняли советскую подлодку, лежавшую на глубине 5200 метров. К сожалению, при подъеме ее корпус сломался, и поверхности достигла только носовая часть, из которой уже на Гавайях были извлечены тела шестерых подводников (одного офицера и пятерых матросов). Останки не были тронуты тлением и выглядели так, как будто подводники погибли несколько часов назад. Американцы похоронили их в Тихом океане, накрыв советским военно-морским флагом и исполнив гимны СССР и США. В 1993 году цветная кинолента об этом печальном событии была передана России.

Намного позднее стали известны некоторые подробности о подъеме К-129, на который США истратили астрономическую сумму -- 350 миллионов долларов. В условиях особой секретности подготовило и осуществило операцию ЦРУ. Причем американцы считали, что затраты должны окупиться, поскольку рассчитывали, что в их руки попадут подводные ядерные ракеты, а самое главное -- аппаратура радиосвязи и шифры радиообмена между советскими подлодками и берегом, которые в то время были штатовским разведчикам не по зубам.

Каким образом американцам удалось установить точное место гибели К-129, неизвестно (если, конечно, не принимать во внимание версию столкновения с АПЛ «Суордфиш»). Обследовав корпус субмарины с помощью глубоководного батискафа, специалисты пришли к выводу, что ее подъем вполне возможен. Суперсекретная операция получила название «Дженифер». Во время ее подготовки специалисты столкнулись с множеством серьезных проблем -- лодка была тяжелая и лежала на огромной глубине. К тому же подъем надо было осуществлять тайно, чтобы советская разведка не смогла его засечь. В противном случае грандиозный международный скандал был бы обеспечен.

Надо отдать должное американцам -- со своей задачей они справились блестяще. Чтобы обеспечить все необходимые условия, были построены два специальных судна: «Гломар Эксплорер», представляющий собой плавающую платформу, и доковая камера с раздвигающимся днищем и выдвигающимися захватами. Идея была проста: док-камера с распахнутым днищем опускается на подлодку, захватывает ее корпус, и, захлопнув «створки», поднимается к «Эксплореру». Последний с пристыкованной к днищу док-камерой следует на базу. Даже если бы советские моряки что-то заподозрили и послали на место операции самолет, то ничего подозрительного летчики не увидели бы.

Однако обеспечить полную секретность операции ЦРУ все же не удалось. Разведка Тихоокеанского флота, обнаружив странную активность американцев в районе предполагаемой гибели К-129, предприняла несколько попыток выяснить, чем на самом деле занимаются янки. Капитаны советских судов, которые по просьбе разведчиков заходили в подозрительный район, утверждали, что американцы ведут буровые работы. К сожалению, организовать постоянное наблюдение за «буровой установкой» не удалось -- Москва добро не дала.

Когда стало известно о тайном подъеме К-129, в военном ведомстве СССР разразился скандал. После разборок и поиска виновных Тихоокеанскому флоту был отдан приказ организовать круглосуточное дежурство боевых кораблей в районе гибели подлодки, чтобы американцы не вздумали поднять ее кормовую часть.

В истории с К-129 существует еще одна загадка. По данным разведки ВМФ СССР, американцы извлекли из носовой части субмарины тела пятидесяти восьми подводников, а не шести, как сообщалось официально. Для чего ЦРУ понадобилось вводить в заблуждение советскую сторону и куда девались «необъявленные» покойные, до сих пор не известно.

Многие годы в Советском Союзе об офицерах и матросах, погибших на ракетоносце К-129, вспоминали только родные и ветераны Тихоокеанского флота. Служивые люди, нашедшие страшную смерть в морской пучине, не удостоились даже благодарности от государства, чьи рубежи они охраняли! И лишь в 1998 году справедливость наконец-то восторжествовала, и указом президента России каждый член экипажа ракетоносца К-129 был посмертно награжден орденом Мужества.