Происшествия

В киев из кракова доставлена еще одна сабля богдана хмельницкого

0:00 — 7 марта 2002 eye 954

А чтобы доказать принадлежность гетману другой находки, обнаруженной киевской милицией, понадобится более детальное ее изучение

Публикации в масс-медиа об исторической сенсации, сделанной киевской милицией, -- находке пропавшей десять лет назад сабли Богдана Хмельницкого, вызвали большой читательский интерес. Но на днях в Киеве появилась еще одна сабля гетмана. К счастью, в этот раз обошлось без криминала, и появлению в столице реликвии обязаны польским музейщикам.

Оказывается, «нашу» саблю Хмельницкого, похищенную из переяславского музея и найденную милицией совсем недавно, кстати, до сих пор непонятно где, и саблю гетмана, хранившуюся в коллекции Фонда князей Чарторийских в Кракове (ее можно увидеть среди экспонатов гетманских атрибутов в Национальном музее истории Украины), связывает не только именитый хозяин, но и родственные надписи на клинках, оставленные неизвестными польскими граверами. Для чего же понадобился гетману еще один клинок с практически идентичной надписью? Видимо, этот вопрос не дает покоя украинским историкам.

-- Я не исключаю, что у Богдана Хмельницкого могло быть еще несколько сабель -- это вполне естественно, -- рассказал «ФАКТАМ» кандидат исторических наук заведующий сектором геральдики Управления государственных наград и геральдики Администрации Президента Украины Юрий Савчук. -- Нам пока доподлинно не известно происхождение сабли из переяславского музея. Дело в том, что она была подарена на 300-летие переяславской унии в 1954 году Черниговским краеведческим музеем. Как известно, в нем сохранялись вещи из коллекции древностей семьи Тарновских. Кстати, в такой коллекции могло быть как оригинальное оружие гетмана, так и его копии. А случаи, когда Василию Тарновскому -- страстному коллекционеру древностей -- предлагали копии реликвий, известны. И такие копии в XIX веке выполнялись «на заказ» нередко. Поэтому я бы не стал утверждать, что сейчас была найдена сабля Богдана Хмельницкого. Тут нужна детальная экспертиза, которую должны провести специалисты по холодному оружию и металлам, историки, филологи. До сих пор не известен точный перевод надписи на клинке «переяславской сабли». В милиции перевели как: «Добившийся славы под Збаражем и Зборовым -- потерял ее под Берестечком». Но нужны дополнительные исследования.

«ФАКТАМ» удалось встретиться с хранителем отдела оружия Фонда князей Чарторийских Краковского исторического музея Томашем Кущиным, который и привез в Украину палаш Хмельницкого:

-- Я видел публикации о найденной милицией сабле и уже сейчас могу сказать, что она не может быть копией оружия, которое я передал для временной экспозиции в Национальный музей истории Украины. У нас в Кракове хранился палаш XVII века, а в переяславском музее была похищена сабля «каравелла» XVII века. И это совершенно разные типы холодного оружия. Но должен отметить, что надписи на клинках очень близки по смыслу. Требуется более глубокое изучение обоих текстов.

Первое упоминание о палаше Хмельницкого появилось в 1815 году в инвентаре польской княгини Изабеллы Чарторийской, который она составила, описывая собранные реликвии музея «Святыня Сивиллы» в Пулавах. В нем говорится о палаше в черных ножнах (черные ножны свидетельствуют о том, что это боевое, а не парадное оружие) с железным эфесом и гардой. Чуть позже появились сведения о тексте с топонимами Зборов и Збаражев на клинке палаша. Кроме того, на клинке палаша был выбит золотой портрет гетмана.

В каталоге 1912-1913 годов Станислава Свежа этот палаш описан как «сабля Богдана Хмельницкого, принесенная в дар костелу в Сокале». А сама надпись на польском на клинке изучена гораздо лучше. Станислав Свеж воспроизводил ее так: «Що под Зборовом Збаражом слави заробилi/ … под Берестечком на глову утратилi/ не було налахов своїх ся поривати/ … зараз в Скок утекати/ тоби в нашої славє не було утрати 1652» (сохраняем аутентичность фразы. -- Авт. ).

… Пока историки будут ломать головы над оригиналами и копиями сабель гетмана, вчитываться в древние эвфемизмы на клинках, наша милиция, надеемся, поделится подробностями проведенного следствия. И мы, наконец, узнаем, кто же украл десять лет назад казацкую саблю из музея в Переяслав-Хмельницком.

P. S. Как «ФАКТАМ» стало известно от реставратора, осматривавшего «польский палаш» Хмельницкого, реальный сравнительный анализ текстов на клинках обеих сабель провести будет очень сложно, поскольку клинок палаша в местах надписи до дыр разрушен эрозией.