Происшествия

«не поминайте лихом», -- сказал валерий малев старинным друзьям за несколько часов до своей гибели в автокатастрофе 6 марта

0:00 — 12 марта 2002 eye 872

О последних днях жизни 62-летнего генерального директора «Укрспецэкспорта» корреспонденту «ФАКТОВ» рассказали друзья погибшего

-- Мы знакомы более тридцати пяти лет, -- рассказывает директор Запорожского государственного Центра стандартизации, метрологии и сертификации Александр Паульский, один из немногих, с кем общался генеральный директор «Укрспецэкспорта» Валерий Малев в последние дни и часы своей жизни, -- дружили семьями, независимо от занимаемых должностей. После переезда Валерия в Киев часто созванивались. Застать его дома было сложно. Звоню по сотовому: «Ты где сейчас?». -- «В командировке» -- и называет страну. Этот человек отдавался работе полностью.

… Пару недель назад Малев сообщил по телефону, что собирается по делам приехать машиной в Запорожье. Паульский ответил: «Приезжай поездом или на самолете, ты уже не в том возрасте». Вскоре Малев перезвонил: «Приеду на служебной «Ауди» в сопровождении водителя. Закажи в гостинице номера».

«Я просил Валерия не садиться за руль. Говорил: у тебя для этого есть водитель»

-- В очередной раз мы связались в понедельник 4 марта, -- вспоминает Александр Паульский. -- Валера уже ехал сюда. Сказал, что за рулем сам, бронь на Мишу, это его водитель, попросил снять. Я знаю манеру езды Валерия, по молодости часто гоняли с ним. Он любил скорость. Однажды от Ялты до Запорожья проехали на машинах за 4 часа 45 минут. Но мы же стареем… Я часто просил его не садиться за руль на большие расстояния. Говорил, что у него для этого есть водитель. Поэтому пошутил: приедешь, получишь сполна. Он приехал в Запорожье около семи вечера, веселый, здоровый. Поставил машину во дворе облсовета, поселился в гостинице «Украина». Хотел возвращаться в Киев уже на следующий день, но я уговорил ехать в среду утром. Пошли поужинать в небольшой ресторанчик, выпили граммов по 300 пива, расстались около девяти. Говорили о самых обычных вещах. Валера сказал, что хочет встретиться с директором «Искры» Игорем Пресняком (на этом некогда оборонном заводе Малев когда-то работал. -- Авт. ). Но в суть вопроса я не вникал. На следующий день мне нужно было побывать в областной администрации, предложил Малеву пойти со мной. Он отказался: «Ты знаешь, я не любитель участвовать в чужих разговорах». Еще сказал, что хочет в киевской квартире поменять батареи, просил помочь с консультацией. Во вторник я свел его с представителями фирмы, которая занимается такими работами. Там предложили послать в столицу своего специалиста Сергея Красиева, который бы на месте во всем разобрался. Договорились, что Малев возьмет парня в свою машину. Встречу назначили на шесть утра среды у гостиницы.

… Александр Паульский был последним, кто в тот день говорил с Валерием Малевым по мобильному телефону. Зная, что они уехали в начале седьмого, он решил поинтересоваться делами друга в десять утра.

-- Я спросил, как дела, -- продолжает Александр Паульский. -- Он ответил: нормально, только что прошли Кременчуг. А как пассажир себя чувствует? Валера говорит: великолепно, сидим, разговариваем. А минут через 20, я уже был по делам в облсовете, находит меня по телефону хозяин фирмы, где работает Сергей, и сообщает, что машина разбилась. -- «Откуда вы знаете?» -- «Сергей звонил». Так я об этом узнал. Попросил связаться с Сергеем, сказать ему, чтобы взял мобильный телефон Малева. Потом позвонил на номер Малева и поговорил лично с Сергеем. Расспросив, связался с помощником Малева в Киеве Петром Владимировичем, попросил выехать к месту аварии. Сам же выехал машиной из Запорожья. В районе Днепродзержинска Петр Владимирович позвонил: «Возвращайтесь, худшее подтвердилось»… Позже он сообщил мне: медэксперт, производивший в Кременчуге вскрытие, назвал причиной смерти разрыв аорты, наступивший в результате удара. Валера умер мгновенно.

«Когда КамАЗ поравнялся с нами, он резко повернул руль влево»

С Сергеем Красиевым, слесарем строительной организации «Харвест Индустриалес», я разговаривал спустя сутки после автокатастрофы, в которую этот 22-летний парень попал волею случая. Он говорил тихо и медленно, чувствовалось: не отошел еще от пережитого шока.

Сергей рассказал, что сидел в машине рядом с водителем, оба были пристегнуты ремнями безопасности. Малев вел «Ауди» уверенно и очень спокойно, объезжая лужи и неровности на дороге. Говорили на обычные темы, в том числе о хорошей погоде. Сергей помнит, что за Кременчугом кто-то позвонил Малеву на мобильный.

Катастрофа произошла на абсолютно ровном участке дороги. Навстречу им шел грузовой КамАЗ с цистерной-прицепом. Скорость «Ауди» была в тот момент километров 140. Когда КамАЗ поравнялся с «Ауди», легковушка стала уходить на встречную полосу, Малев почему-то резко повернул руль влево, и их машина врезалась в задний мост грузовика. От удара «Ауди» развернуло и понесло по дороге, остановилась машина метрах в 15 от места столкновения. Встречных и задних автомобилей в этот момент на трассе, к счастью, не оказалось. По словам Сергея Красиева, выстрелили и надулись обе подушки безопасности. Но его лично поймал натянувшийся ремень безопасности. Отстегнувшись, Сергей выбрался из машины. Посмотрел на водителя, тот сидел, облокотившись на руль, с наклоненной вперед головой. Звуков не издавал и не шевелился. Крови, говорит Сергей, на лице и голове не было. Окровавлена была только левая кисть, поврежденная разорванным металлом. Капот у легковушки слетел в сторону, левое переднее крыло, подвеска с колесом и дверь были вырваны. Задний мост КамАЗа от такого удара тоже разворотило.

У некоторых из подъехавших к месту аварии водителей были мобильники. Они позвонили в Полтаву и Кременчуг, вызвали «скорую» и ГАИ, те прибыли только через час-полтора. Попросив телефон, Красиев сообщил о трагедии в свою фирму. Позже ему позвонил Паульский, сказав, чтобы дождался представителя «Укрспецэкспорта» и только ему отдал сумку с вещами Малева. О том, что погибший занимает в правительстве Украины большую должность, Сергей узнал, когда к месту трагедии прилетел вертолет МЧС с генералом на борту. Чтобы освободить зажатое тело водителя, пришлось разрезать стойку крыши машины. Красиева опросили, составили акт о дорожно-транспортном происшествии. Отвезли в Кременчуг, где показали врачам. Кроме пережитого шока, парень отделался царапиной на руке и ушибом колена. Домой в Запорожье он добирался поездом.

-- Что, по-твоему, могло случиться с водителем?, -- спросил я Сергея. -- Может, уснул на какую-то микросекунду. Может, остановилось сердце. Но на сердце он в дороге не жаловался.

Даже потеряв дочь и жену, Малев не жаловался друзьям на свою судьбу

Валерий Иванович Малев не любил давать интервью, избегал фото- и видеокамер. Его внезапная гибель как бы замкнула цепь трагических событий, фатально преследовавших этого человека.

-- Мне пришлось первым увидеть тело его дочери Сусанны, трагически умершей в 34-летнем возрасте, -- вспоминает Александр Паульский. -- Она работала медсестрой в больнице, пришла домой после ночной смены и, видимо, не отдохнув, решила убрать в квартире. Бедняжка, скорее всего, зацепилась за шнур пылесоса, упала, ударилась подбородком о рядом стоявший стол и потеряла сознание. В таких случаях западает язык, а помочь Сусанне никто не мог -- в квартире она была одна. Когда я по просьбе испуганной Инны Даниловны, жены Валерия, открыл дверь, пылесос работал. Мертвая Сусанна, как птица в полете, лежала на полу, раскинув руки. Это случилось шесть лет назад, вскоре после того, как Малева забрали министром в Киев. А через два с половиной года Валерий потерял и жену. У Инны начались головокружения, ее обследовали, обнаружили опухоль мозга, сделали операцию. Инна умерла в Киеве, но Малев перевез ее в Запорожье, похоронил рядом с дочерью, на том же кладбище, где лежит его мама. Конечно, он переживал потери родных людей. Но даже мне, близкому другу, никогда не жаловался на судьбу. Трудности переносил по-мужски, крепко сжав зубы. Свою запорожскую квартиру продал, жил в Киеве вместе с семьей второй дочери Элеоноры, очень любил внука Валерку, при всей занятости находил время пообщаться с ним.

… В жизни Валерия Малева случались ситуации, пусть и менее трагичные, чем смерть близких, но тоже требовавшие немалого мужества. Он, например, в октябре 90-го, когда КПСС доживала последние дни, и это было всем очевидно, согласился стать первым секретарем Запорожского областного комитета партии. Оставив вполне престижную и денежную должность генерального директора НПО «Запорожтрансформатор». Потому что, не будучи партийным догматиком, верил в горбачевскую перестройку, считал возможным влить в КПСС свежую кровь. Через год, после решения Президиума Верховного Совета Украины о запрете КПУ, именно Малев «закроет» Запорожский обком.

-- Помню, была суббота, я позвонил в обком Малеву, -- продолжает Александр Паульский. -- К нему в тот день пришли из ликвидационной комиссии описывать кабинет. Валерий говорит: «Заходи». Я ему: «Не могу, я на машине и в шортах». -- «Ничего, будешь первым и последним, кто в обком партии зашел в шортах. Поехали куда-нибудь разрядимся». Разрядиться для нас значило -- выпить по бокалу пива. Больше свои переживания Малев никак не проявил, держал все в себе. После ухода из обкома он четыре месяца не работал, все руководители отмахивались от него, как от прокаженного.

Но профессионализм и порядочность Валерия Малева оказались востребованными. Его избрали депутатом областного Совета народных депутатов, в июле 94-го утвердили заместителем председателя облсовета. Будучи уже министром машиностроения, военно-промышленного комплекса и конверсии (август 1995 -- февраль 1997 гг. ), Малев на коллегии Кабинета министров покритиковал премьера Лазаренко. Вскоре министра освободили от должности. Вновь трудоустроил его Президент Кучма, назначив в июне 1997 года своим советником. Через год Валерий Иванович Малев стал генеральным директором «Урспецэкспорта».

-- Он везде проявлял себя как исключительно работоспособный человек, -- говорит Александр Паульский, -- для которого интересы государства превыше всего. Был верен дружбе, не искал повода красиво отказать, всегда стремился помочь. Очень ценил Володю Березовского, бывая в Запорожье обязательно заходил к нему.

«Накануне трагедии Малев долго расспрашивал друга об общих знакомых. Как будто прощался… »

Председатель Запорожского облсовета Владимир Березовский заметно волнуется, вспоминая последнюю встречу с Валерием Малевым, курит одну сигарету за другой:

-- Сложно говорить о таком человеке в прошедшем времени. Мы были знакомы с 1981 года, для меня он был своего рода идеалом руководителя. Малев был прост в общении, очень коммуникабельный и в то же время требовательный. В работе организованный, мелочей для него не существовало, всегда рассматривал несколько вариантов принимаемых решений, умел предвидеть последствия.

В личной жизни, несмотря на занимаемые посты, это был скромный и неприхотливый человек. Всегда улыбался и излучал оптимизм. В свои 62 года выглядел подтянутым и спортивным. В этот раз зашел в джинсах и курточке. Я даже позволил себе пошутить: «Валерий Иванович, что у вас за вид такой? А где охрана, вам же положено по должности?» Он мне: «Володя, я сам себе определяю, положена охрана или нет. Зачем она мне нужна? А что касается одежды, то в джинсах очень удобно».

Малев приезжал, чтобы сформировать пакеты заказов предприятиям военно-промышленного комплекса, в частности, хотел помочь своему родному заводу «Искра». Об этих контрактах мы говорили утром 5 марта в моем кабинете. Затем Валерий Иванович уехал по своим делам, встречался с людьми, побывал на кладбище у могил мамы, дочери и жены. Около 16 часов он вернулся, и мы проговорили где-то до 19. 20. Наутро он уезжал.

Когда человек внезапно и трагически уходит из жизни, его последние прижизненные слова и поступки обретают некий таинственный смысл. Владимир Березовский работает в кабинете, в котором, будучи первым секретарем обкома, работал Валерий Малев. «Ты молодец, что здесь практически ничего не поменял», -- сказал Малев Березовскому 5 марта. Он всегда заходил сюда, но почему-то именно за день до своей страшной гибели так отреагировал на привычную обстановку. И еще они в тот вечер долго вспоминали общих знакомых, Малев подробно расспрашивал обо всех. Как будто прощался…

Александр Паульский припомнил такую сцену. Малев захотел на несколько минут заскочить к ним домой, пообщаться с женой Паульского Людмилой. Прощаясь, как обычно, расцеловались, и стоя уже у лифта, Малев сказал: «Ну, Людочка, не поминай лихом». -- «Ты что говоришь, Валера? Ты никогда раньше так не прощался». -- «Да это я просто автоматически», -- отшутился Валерий Малев.

-- Теперь по поводу его гибели будут строить самые разные версии, -- обратился я к Паульскому.

-- Да пусть строят, что захотят. Говорят, он уснул. Но причины для сна не могло быть. Я думаю, дело в том, что Валерий не привык к «Ауди-А8», редко ездил на ней. Это ведь скоростная машина-автомат, очень чувствительная в управлении. В какой-то момент он мог на мгновенье не удержать ее.

Валерия Малева похоронили 9 марта на Байковом кладбище Киева.