Спорт

Чемпион мира по фехтованию иван чиж: «когда я с завязанными глазами рубил двадцать своих ребят настоящими саблями, риск был страшный. Не дай бог, попал бы по носу или пальцу — отрубил бы сразу»

0:00 — 15 марта 2002 eye 547

Известный спортсмен рассказывает о съемках нашумевшего фильма Юрия Ильенко «Молитва за гетмана Мазепу»

В последнее время, когда заходит речь об известных украинских фильмах, первое, что называют, — «Молитва за гетмана Мазепу». В Украине новую картину Юрия Ильенко пока никто не видел. Оценить самую дорогую в истории отечественного кинематографа ленту смогли только жюри и гости 52-го Международного Берлинского кинофестиваля. Бюджет фильма потянул на 2,5 миллиона долларов. В фильме играло целое созвездие известных украинских актеров — Богдан Ступка, Лидия Ефименко, Лесь Сердюк, Раиса Недашковская… Бои в этой исторической кинокартине были поставлены известным спортсменом Юрием Чижом. В коллекции двукратного чемпиона мира по фехтованию более 150 медалей. И он не понаслышке знает, как обращаться с оружием…

«Из-за дружбы с Параджановым меня не пустили на Олимпиаду-76»

- С Юрием Ильенко как вас судьба свела?

- Это целая история, она тянется еще с 70-х годов. Был я молодым, полным сил фехтовальщиком. 70-е — это расцвет моего фехтовального искусства. В то время я встречался с одной девушкой, работала она акробаткой в киевском цирке. Как-то она мне говорит: «Давай зайдем к моему знакомому кинорежиссеру Сергею Иосифовичу Параджанову!» Он уже тогда очень известным был. Жил Параджанов на проспекте Победы в доме номер один, на седьмом этаже. Мы зашли… Именно с того момента и началась наша дружба с этим выдающимся человеком. Сергей Иосифович очень интересовался спортом, знал многих спортсменов. Когда я ему рассказал про фехтование, он заметил: «Я и в театральном учился фехтованию, у меня очень много знакомых фехтуют. Да и актерам часто приходится этим заниматься». Параджанов познакомил меня со многими великими актерами того времени — и с Высоцким, и с Влади, и с Миколайчуком. С кинорежиссером Леней Осыкой довелось общаться. Кстати, из-за дружбы с Параджановым я как раз и пострадал — меня не выпустили в Монреаль на Олимпиаду-76. К тому времени я уже был чемпионом мира, шел под первым номером в нашей сборной и должен был стать олимпийским чемпионом. За меня вся команда просила ЦК: «Выпустите Чижа, мы привезем вам медали».

- И с какой формулировкой не выпустили?

- А ничего не говорили и ничего не объясняли. Просто галочку поставили: Параджанова знал, встречался с Высоцким — этого было вполне достаточно! Я все это пережил — на волю и характер не жалуюсь. Продолжал тренироваться. В то время судьба и свела меня с Юрием Герасимовичем Ильенко. Он тогда жил с Ларисой Кадочниковой, у них прекрасная семья была. Наша с ним дружба скреплена не одним десятком лет.

В 1982 году я ушел из большого спорта. Работал тренером — подготовил 15 мастеров спорта. Когда открылись границы, уехал за рубеж. Три года в Америке провел, работал по контрактам в Германии, Венгрии, ЮАР, Турции. И вот в 2000 году, когда я только вернулся из Турции, мне позвонил Юра Ильенко. При встрече он сказал: «Знаешь, я написал сценарий к фильму. Черновое название — «Мазепа» или «Молитва за гетмана Мазепу». У меня там много боев — на саблях, шпагах… Поможешь поставить эти бои? Может, твои спортсмены поучаствуют?» Дал мне сценарий. Ну, неделю, наверное, я читал этот сценарий. Там вообще боев не было! Батальные съемки Ильенко представлял так: на конях пронеслись, покричали, пушки пальнули, из ружей постреляли, саблями помахали… А конкретных деталей на переднем плане, того, что врезается в память и запоминается, не было совсем.

Я говорю: «Юрий Герасимович, а где ж бои, покажите мне их в вашем сценарии».  — «Ты согласен или нет? Я тебе дам возможность переписать сценарий». Мы заключили контракт, и я начал собирать своих хлопцев. На студии познакомился с оружейником — очень интересным человеком, он работает там около 30 лет. Правда, сначала он мне выдал бутафорское оружие. Но после того как мы с ним подружились, в ход пошло настоящее холодное оружие — турецкие, польские сабли, шпаги немецкие, английские…

Что такое бутафорское оружие? Металл там более легкий, чем сталь. Сделано оно аккуратно, художественно — чтобы в фильме все красиво было. Мы им пару раз как рубанули!.. У нас ведь казацкий удар — более 100 кг. Вот это оружие и разлетелось в разные стороны. Я помогал ставить бои Мише Боярскому в «Д'Артаньяне и трех мушкетерах». Так там просто играются, а не фехтуют. У Ильенко же мы хотели сделать поединок, максимально приближенный к боевому. Чтобы зрители видели, что рубит человек, а не тянутся актеры друг к другу через три километра. Вот так и появилось у нас настоящее, а не бутафорское оружие. (Между прочим, на студии Довженко есть даже настоящие танки, пушки, самолеты и вертолеты). Недостающее количество сабель, шпаг заказали на одном из киевских заводов. Взяли мы эти сабли и шпаги и начали отрабатывать каждый удар: «Удар по голове, девятая защита, кувырок, поворот… » В общем, все, что нужно.

- Как в спорте?

- Техника была, как в фехтовании. Но в спорте ты даже не успеешь укол увидеть. А мы должны были все зрелищным сделать… Поначалу планировалось, что я только поставлю бои с участием моих ребят. Но потом решил и сам сняться. Я был и шведским генералом, и русским, и рыжим, и черным, и с перекошенным лицом, и с усами… Но как меня не гримировали, глаза сверкали так, что оператор говорил: «Твои глаза надо куда-то спрятать». А куда ж ты их денешь?!

«Могу сказать обо всех поединках в фильмах про мушкетеров, Ричардов, Робингуда — это фальшь»

- Наверное, не обходилось и без травм?

- Какие-то синячки небольшие, конечно, были. Сначала мы не знали, как защититься, а потом придумали — сделали корсет из картона и фанеры, и под одежду это все надевали. На руках — фехтовальные перчатки. Их даже не видно было. Перчатки выдерживали удар сабли. А корсеты мы использовали для того, чтобы не сдерживать удар. Самое страшное в кино — фальшь. Я же профессионал. Могу сказать обо всех поединках в фильмах про мушкетеров, Ричардов, Робингуда, где Боря Хмельницкий в главной роли (я и его учил, и Высоцкого) — все это фальшь, актеры боятся оружия. Оружие — это как огонь, от которого сразу отдергиваешь руку… Мы же не боялись ударов, потому что знали против каждого защиту — это самое главное. Вот и рубили без остановки — по плечу, голове, руке…

«Убивали» в фильме мы, только нанося удар по туловищу — там, где была защита. Трещала и рвалась одежда. Картон пробивался всегда, фанера  — иногда. Интересный получился эпизод с Полтавской битвой. По заданию Ильенко мы нашли большой овраг, окруженный со всех сторон соснами. По периметру заложили в десяти местах динамит, прикрыв слоем земли сантиметров в 30--40. Знаете, что это такое, когда динамит взрывается? Если подставишь руку, она останется без кожи! Ильенко хотел еще в котлован 15--20 всадников запустить и пару сотен бойцов. Чтобы весь овраг был буквально устелен людьми — ранеными, убитыми… Я говорю: «Юрий Герасимович, представьте, как кони будут ходить, — по людям?!» Моим заданием было одеть всю массовку, расставить ее по местам и говорить, что кому в какой момент делать. На заднем плане стреляли пушки, летели ядра… А на переднем плане мы ставили профессиональный фехтовальный бой. По сценарию мы защищали шведского короля. Нужно было стоять насмерть. А за спиной у меня между двух деревьев должен был пронестись конь. Животное, естественно, перепугалось и рвануло в другую сторону — как раз туда, где мои ребята стояли. В общем, разлетелись они в разные стороны. Слава Богу, практически никто не пострадал. Одного только задело — пришлось болевой шок снимать.

Вот я и говорю Юрию Герасимовичу: «Ну, что?» Он: «Юрий, делай, как хочешь». Запустили мы коней на дальнем плане — они скачут, всадники рубятся, кричат… А я в котловане по-прежнему защищаю шведского короля — рублюсь сразу двумя саблями — для большего эффекта, чтобы бой был искрометным, динамичным. Фильм нас научил, в первую очередь, остро чувствовать грань риска. Когда нужно все рассчитать так, чтобы сабля прошла всего в нескольких сантиметрах от человека.

«В массовке в «Молитве за гетмана Мазепу» было задействовано более тысячи человек. Их одевали только сутки»

- Говорят, что в картине есть эпизод, когда вы деретесь с завязанными глазами…

- Есть. Мы его месяца три репетировали. Мне завязали глаза. Один казак бьет меня по голове — сабля должна была попасть точно в середину шапки. Мне нужно было рассчитать и поставить защиту. Жду, когда железо по голове стукнет. Потом поворачиваюсь на 360 градусов и прогоняю врага, «пройдясь» по его животу саблей… Говорю: «Хлопцы, давайте это все Ильенко покажем». Утром собираются наши заслуженные и народные актеры, прогулявшие целую ночь. Выходит Богдан Сильвестрович Ступка, Ильенко за ним. Мне надевают повязку и — «бам» этому, «бам» тому… Тишина. И вдруг один актер кричит: «Да он подглядывает! Дырочка у него». Я говорю: «Посмотрите». Мы с Ильенко и решили поставить в фильме этот эпизод. Я говорю: «Убью» всех двадцать своих спортсменов». Он спрашивает: «Сможешь?» — «Смогу». На меня вначале нападают двое, я их «убиваю». Потом еще двое… По кругу. В принципе, это элементарно.

- Но ведь риск все равно был?

- Страшный! Сабли-то у нас настоящие. Если, не дай Бог, ударил бы кого-нибудь по носу или по пальцу — отрубил бы вмиг. А если кто-то из спортсменов споткнется или что-то не рассчитает? Я же даже не видел, что надо отклониться… Все делал автоматически. Потому как если я о чем-то плохом в этот момент подумаю, все — мне хана!

Этот эпизод вошел в фильм. Мазепа приезжает на свадьбу Кочубея, и украинские казаки показывают всему миру, что им нет равных в фехтовании. Такого фехтования с закрытыми глазами вы нигде больше в Европе не увидите. Я — единственный, кто поставил это. Общался с французами и поляками — у них настоящими саблями никто не работает.

Кстати, в массовке в «Молитве за гетмана Мазепу» было задействовано более тысячи человек. Их одевали только сутки. Каждый из моих 21 фехтовальщика был то шведом, то казаком, то россиянином, то татарином…

- На следующий фильм уже получили приглашение?

- В этом году известный режиссер Владимир Савельев планирует снимать фильм «Тайна, унесенная Чингисханом». Он предложил мне поставить бои в этой ленте. Правда, одно дело — казацкие бои, казацкое оружие. У татар — другие повадки, техника, оружие. К тому же нужно научиться хорошо ездить на лошадях… Но, думаю, сработаемся. Кстати, это будет российско-украинско-казахский фильм. Снимать будут и в казахских степях, и в Крыму, и в России.

«После победы моей ученицы в чемпионате Иордании ее отец подарил мне машину»

- Я знаю, что вы какое-то время жили в Иордании. Каким ветром вас туда занесло?

- Меня пригласили поработать главным тренером национальной сборной Иордании. Блестящих выступлений спортсмены этой страны не показали ни на Олимпийских играх, ни на Азиатских. К руководству национальной федерации пришел молодой профессор — там его называют просто доктор Халид. Долго подбирали тренера и через Интернет вышли на меня.

Я объездил около 40 стран, побывал во многих уголках мира, но в этом регионе не был. В Иордании практически вся жизнь проходит в столице — городе Аммане, который расположен в горах. А на самом верху в скале вырублен роскошный королевский дворец. Это настоящее произведение искусства! Строился дворец не один десяток лет. Он очень тщательно охраняется: и с воздуха — вертолетами, и со стороны реки. Говорят, у короля Иордании Хусейна был очень большой гарем — 250 женщин! Правда, сам я этот гарем не видел.

После смерти короля Хусейна на трон взошел его сын Абдула. Как и отец, он тоже увлекался фехтованием. Король Абдула приходил к нам в зал, я иногда тренировал его. Но основным моим заданием была работа со сборной Иордании. Представляете, один из лучших тренеров мира, чемпион мира приехал в Иорданию — для спортсменов это был настоящий праздник. И принимали меня, разумеется, по высшему классу, в самые лучшие рестораны водили. Каждый хотел познакомиться со мной…

Прежде всего я предложил систему подготовки национальной команды — это был недельный цикл: пять дней интенсивных тренировок, которые проходили в шикарном спортивном комплексе «Спортсити», построенном тоже благодаря королю Хусейну.

- Как же вы общались со своими подопечными?

- Выучил арабский язык. Хорошо знаю английский, так как три года проработал в Америке. Правда, когда возникали трудности, обращался к своим помощникам — они когда-то учились у нас и знали русский язык. Был даже один тренер, который десять лет проучился в Киевском институте физкультуры, а потом еще и в аспирантуре. Спрашиваю: «Вы каким видом спорта занимались?» А он перечисляет: «Ручным мячом, легкой атлетикой, плаванием… » Я понял, что он просто платил деньги за обучение — около 25 тысяч долларов, вот его и тренировали по всем видам спорта.

Надо сказать, что в большинстве мусульманских стран женщинам заниматься спортом не разрешается. Я предложил тренировать женщин. Ведь можно было сразу начать выигрывать — большая часть стран этого региона не участвовала в соревнованиях. Зачем же вкладывать деньги и силы в мужчин, если шансов обыграть Египет и Кувейт у нас нет, поскольку сборные этих стран тоже готовят наши опытные специалисты.

Нашел христианскую монашескую школу. Набрал там группу из 50 девочек и стал с ними заниматься. С мальчиками тоже работал, но меньше. Кроме детской сборной, тренировал юниорскую и национальную команды. За три месяца смог подготовить семь сильных детей, и король Иордании провел у себя во дворце национальный чемпионат, на который пригласил телевидение, гостей, родителей моих подопечных. Участвовало более 200 юных спортсменов со всей страны. Но именно моя воспитанница Сара заняла первое место в своей возрастной группе. Это была сенсация! Представляете, фехтованием она занималась всего три месяца! Отец после победы любимой дочери подарил мне машину.

- Насколько я поняла, программа подготовки фехтовальщиков была государственной, а, значит бесплатной?

- Для национальной сборной все уроки были бесплатными. К тому же государство обеспечивало спортсменов всей необходимой экипировкой. Все-таки это государственная программа при поддержке самого короля Иордании. Но для детей группы занятия были платными — около 10 долларов в месяц. Если через месяц ребенок начинал показывать достойные результаты, его переводили на бесплатное обучение. Выбранная мной система стала приносить результаты — мои подопечные начали выигрывать турниры в Марокко, Египте, Кувейте…

«Перед смертью у олимпийского чемпиона Владимира Смирнова на тренировке сломалась рапира»

- Многим кажется, что фехтование — один из самых травматичных видов спорта…

- Ни в коем случае! Совсем наоборот. Фехтовальное спортивное оружие не ломается, оно только гнется. Костюм — пуленепробиваемый, хоть из автомата стреляй… Каска выдерживает до тонны.

- Но ведь произошла же трагедия с Владимиром Смирновым (киевский фехтовальщик, погибший во время соревнований)?..

- То, что случилось со Смирновым — судьба. Он уже был олимпийским чемпионом и должен был ехать на чемпионат мира в Италию. В Киеве у 28-летнего спортсмена оставались жена и двое детей. И он так не хотел уезжать, как будто чувствовал! «Не хочу ехать на чемпионат мира. Не хочу! Что-то случится», — говорил. А по дороге в Италию постоянно заводил одну и ту же песню. Ему все: «Володя, да перестань!» Видно было, что с человеком что-то неладное творится.

Перед той роковой встречей с немцем у Володи на разминке сломалось оружие. «Это не к добру», — сказал он. Перед соревнованиями он сменил маску. До этого у него была старенькая маска, а на этот поединок надел абсолютно новую, французскую. Он ее у другого спортсмена взял. Немец и Володя взяли длинную дистанцию и пошли друг на друга. Скорость развили колоссальную! Шли, как на таран. Тактика такая есть — спортсмены берут друг друга на испуг, кто первый отступит. Укололи друг друга… И вдруг от удара ломается рапира! Сломанный кончик ударяется о тело, отскакивает, пробивает середину маски и… врезается в голову нашего фехтовальщика. Его тут же забрали в больницу, подсоединили к аппарату искусственного дыхания. Володя прожил еще неделю, но мозг «умер» сразу. Гроб с его телом переправили на родину. Похоронили Смирнова в Киеве. Потом его жена второй раз замуж вышла, родила еще одного ребенка. Одно время я даже тренировал сына Володи. Потом мальчика забрали из секции родные, сказали, что очень тяжело каждый раз переживать — такая горькая память…