Происшествия

Вице-президент национальной академии наук иван курас: «шашлык на даче приготовить несложно. Была бы хорошая вырезка да подходящее вино»

0:00 — 16 марта 2002 eye 484

Ученый-историк и государственный деятель убежден, что наша «Троянда Закарпаття» не уступает самым изысканным французским винам

Дача в Конче-Заспе под Киевом, где отдыхает от городской суеты доктор исторических наук, академик Иван Курас, в своем роде уникальна. Но не размерами -- две комнатки общей площадью 26 квадратных метров да маленькая кухонька, -- а историческим прошлым. Стены этого дома помнят Павла Тычину, Мыколу Бажана…

«Эликсир вечной молодости нужно искать в спорте, физкультуре»

-- Иван Федорович, наверное, аура дома наполнена поэтическим строфами?

-- Особые флюиды действительно чувствую. Как я убедился, вся атмосфера этой государственной дачи очень благоприятна для занятий гуманитарными науками. Например, мой младший сын, ныне студент-международник, действительно прирос к даче: не то что летом, даже зимой его невозможно оттуда выманить. Артем обожает на даче сидеть за книжками. Недавно прочитал десятитомное издание «Истории Рима», и теперь спрашивает меня: «Папа, а помнишь, что в пятом томе?»

-- Вы, конечно же, радуетесь и узнаете себя в юности. Не так ли?

-- Да, я счастлив, что у Артема великолепная память. Я тоже никогда не нее не жаловался, но время ушло вперед: сын быстрее, нежели я в годы своей юности, запоминает даты, фамилии и анализирует. Например, он великолепно знает военную историю, по этому вопросу имеет даже консультанта, который живет по соседству с нашей дачей. Это Петр Тимофеевич Тронько. Я поражаюсь этому человеку: в 87 лет академик Тронько ежедневно ходит на работу! И не просто проводит там время, а по-настоящему трудится, издавая каждый год по книге.

-- А ведь пример Тронько в Национальной Академии не единичный. Борису Евгеньевичу Патону, видимо, тоже подвластна тайна вечной молодости…

-- Кстати, дача Патона недалеко от моей. И мы иногда встречаемся с ним на дорожке, по которой академик прогуливается. Это уникальный человек! Я знаю его более тридцати лет, и все годы не перестаю восхищаться высочайшей системой самоорганизации, которой он владеет. Причем не только в научной деятельности, но и в отношении к собственному здоровью. В свои восемьдесят с уже заметным хвостиком он остается подтянутым, подвижным.

В какой-то степени эликсир вечной молодости нужно искать в спорте, физкультуре. Года три назад в Крыму я был свидетелем того, как Патон прыгает с пирса в море, с точностью до минуты возвращается обратно!

-- Интересно, а вам удается достичь такой гармонии с природой?

-- Да я же вырос в селе! В те далекие послевоенные годы, я уже с марта бегал босиком. Землю не только прекрасно чувствую, но и знаю ее магическое свойство очищать энергетику человека. Как-то после аспирантуры, уставший, разбитый, задерганный, я приехал в родное село. Побеседовав с бабушкой, взял подушку, одеяло и улегся отдыхать прямо на земле. Незабываемые впечатления: земля сухая, теплая, вокруг пахнет кукурузой, подсолнухом… Практически целый день проспал я на земле, а к вечеру почувствовал, что невесть куда делись усталость, негативная энергия -- проснулся совершенно здоровым.

«На природе переживаю состояние… растущего тростника»

-- Теперь-то на земле вы вряд ли согласитесь полежать. Экология не та, нежели в годы вашей юности. Но здоровье и оптимистическое настроение, свойственное вам, говорят о том, что и вам известна тайна прекрасного самочувствия…

-- (Улыбается). Видимо, это оттого, что я тоже умею растворяться в природной стихии.

-- И кем же себя при этом чувствуете?

-- Ну никак не волком и не лисой, конечно. Я неоднократно ловил себя на ощущении, что, бывая на природе, переживаю состояние… растущего тростника, физически наполняюсь живительными соками трав, цветов, деревьев.

-- Все понятно: на даче вы чистой воды созерцатель. Куда вам до увеселительных мероприятий, гостей? Не так ли?

-- Ну ведь я же не человеконенавистник, гостей люблю. Хотя по этой части у нас более активна моя жена. Она обожает привозить из города знакомых, чтобы те любовались красотой неповторимого леса Конче-Заспы.

-- Без шашлыка вы, наверное, гостей не отправляете домой?

-- Само собой разумеется… Шашлык ведь приготовить несложно: была бы хорошая вырезка да подходящее вино. Я очень тщательно подхожу к выбору вина для этой цели. Всегда стараюсь взять или крымское «Каберне», или «Троянду Закарпаття», которое, по-моему, одно из самых тонких наших вин, и ничем не уступает прославленным французским…

-- Небось дровишки для шашлыка специально с осени заготавливаете?

-- Вовсе не дровишками, и даже не лесным сушняком пользуюсь, когда готовлю шашлык. Для этой цели я покупаю специальный уголь. Как правило, одного мешка хватает на полгода.

-- Понимаю вас, Иван Федорович, гости -- это прекрасно, но что может быть милее для историка, нежели тишина, когда можно взять в руки долгожданную книгу -- ту именно, к которой в городе руки просто не доходят. Но так ли уж часто вы можете позволить себе роскошь одиночества?

-- Достаточно часто. Вот и сегодня поеду на дачу. Конец недели…. Я заметно устал. Потому полноценный отдых просто необходим. У меня и давление высокое, и всяких других болячек хватает… И я знаю замечательный рецепт, благодаря которому все хвори и общее недомогание как рукой снимет. Надо всего лишь открыть форточку или фрамугу окна, чтобы комната наполнилась свежим лесным воздухом. Какая бы ни была погода -- мороз, буря, снегопад, дождь -- я всегда открываю окно, а наутро просыпаюсь -- голова свежая, вроде и не было никакой усталости.

-- Признайтесь: вас не угнетает мысль, что домик хоть и хранит память о Тычине, Бажане, но ведь не ваш собственный, и вы в нем -- как гость?

-- Зато у государственной дачи есть неоспоримое преимущество: она хорошо охраняется, а это так важно… Ведь сколько приходится слышать от людей: у того окна воры вышибли, у того мебель, консервацию вывезли…

-- Поэтому вы не построили свой дом?

-- Думаю, рано или поздно строить все же придется -- надо же детям оставить что-то. Ведь я не уверен, смогут ли они сами заработать себе на жилье или построить дачу…