Украина

Президент украины не подписал закон о компенсациях вкладов граждан в сбербанке ссср

0:00 — 19 марта 2002 eye 532

Для воплощения положений документа, принятого депутатами, потребовалось бы 9 миллиардов гривен ежегодно. А это почти в 20 раз больше, чем выделено в нынешнем году

Вкладчики Сбербанка и Госстраха СССР получили пока только около 0,35 процента общей суммы сбережений, подлежащих возвращению

Президент Украины Леонид Кучма не подписал и вернул в парламент принятый недавно Закон Украины «О внесении изменений в Закон «О государственных гарантиях возобновления вкладов граждан Украины». Этот документ предлагал довольно радикальный способ решения проблемы пропавших сбережений граждан Украины в Сбербанке СССР. Общая сумма вкладов составляет около 130 миллиардов гривен. Однако до сих пор, несмотря на то, что закон признает необходимость компенсации гражданам этих средств, выплаты шли очень медленно: не хватало денег.

Ежегодно, начиная с 1997 года, на эти цели в Государственном бюджете предусматривалось по 200 миллионов гривен. Но реально выделить такую сумму правительству удавалось не всегда. В 1997--1999 годах вкладчикам выплатили всего 60 миллионов гривен. Правда, в последние два года ситуация улучшилась, и выделенные в бюджете деньги были выплачены полностью. В результате на сегодняшний день вкладчики Сбербанка и Госстраха СССР получили в общей сложности всего 460 миллионов гривен, что составляет около 0,35% общей суммы вкладов, подлежащих возвращению.

Из выделенных денег частично погашались вклады пожилых людей, достигших 80-летнего возраста, а также ветеранов и инвалидов Отечественной войны. Однако в прошлом году в дело вмешался Конституционный суд. Он признал не соответствующими Основному Закону положения о распределении компенсаций в зависимости от возраста и других признаков. Поэтому с нынешнего года деньги должны распределяться в соответствии только с размером вклада.

Новый законопроект содержал порядок такого распределения. В первую очередь каждый вкладчик должен был оформить специальный счет, на который надлежало зачислить средства со всех принадлежащих ему сберкнижек. Далее предполагалось выплачивать деньги следующим образом:

-- вклад до 1000 гривен погашать полностью;

-- от суммы 1001--1500 грн. выплачивать 80% ;

-- от 1501 до 2500 грн. -- 60 %;

-- от 2501 грн. до 5000 грн. -- 40 %;

-- от 5001 грн. до 8000 грн. -- 20%;

-- от 8001 грн. до 11000 грн. -- 15%;

-- от 11001 грн. до 15000 грн. -- 10%;

-- от суммы, превышающей 15000 грн. -- 5 %.

Таким образом, обладатели небольших вкладов, которых в Сбербанке очень много (около 47% вкладов не превышают 1000 гривен), должны были получить всю сумму. Тем, кто имеет более крупные вклады, полностью предполагалось выплатить только 1000 гривен, а от остальных сумм -- лишь некоторый процент, в соответствии с приведенной выше таблицей. Согласно расчетам разработчиков проекта, на выполнение данного закона понадобилось бы около 20 млрд. гривен. При этом его выполнение позволило бы значительно понизить социальную напряженность, полностью расплатиться почти с половиной вкладчиков бывшего Сбербанка СССР.

По замыслу разработчиков закона, гражданам разрешалось бы снимать со счетов только половину полученных компенсаций. Остальными 50% они могли бы оплачивать коммунальные услуги. В случае наличия задолженности -- погашать ее, а если долгов нет, то вносить текущие платежи.

Срок, за который планировалось выплатить деньги, в законе указан не был. Однако в отношении невыплаченных сумм содержалось следующее положение: «Проиндексированная, но не выплаченная часть денежных сбережений граждан подлежит реструктуризации путем рассрочки ее выплаты населению до 1 января 2015 года». Получается, что в любом случае, независимо от порядка выплаты, все 130 миллиардов должны быть выплачены в течение 12 лет. Для экономики страны парламентская щедрость может иметь катастрофические последствия. Ведь таких огромных денег в бюджете нет. Поэтому для того, чтобы исполнить закон, придется недостающие суммы просто напечатать, что приведет к новому витку инфляции, остановке производства, снижению жизненного уровня и обесценению сбережений, сделанных в последние годы. Именно на это обстоятельство обратил внимание депутатов Президент.

В нынешнем году на компенсацию вкладов предусмотрено 500 миллионов гривен

В предложениях главы государства отмечается, что, исходя из определенных законом сроков возвращения денежных вкладов, реализация этих положений, по предварительным расчетам, потребует более 9 млрд. грн. ежегодно (почти в 20 раз больше, чем определено для этого в Госбюджете Украины на 2002 год).

Вместе с тем, подчеркивает глава государства, согласно прогнозным макропоказателям экономического и социального развития Украины, реальная возможность ежегодного увеличения расходов Госбюджета Украины на компенсационные выплаты составляет около 100 млн. грн. , сообщает «Интерфакс-Украина».

Если же депутаты предлагают во много раз увеличить объемы выплат, то они должны указать источники финансирования, за счет которых эти выплаты можно будет осуществить, считает Президент. А в предложенном законе это не было сделано.

В нынешнем году в бюджете на компенсацию вкладов предусмотрено 500 миллионов гривен. Правда, данная статья не относится к числу защищенных, так что в случае, если в бюджете не будет хватать денег, она может быть урезана. Однако если все будет в порядке, то, по мнению Президента, в будущем году эту сумму можно увеличить до 600 миллионов.

Кроме того, Леонид Кучма считает, что в законе не учтено его замечание о нецелесообразности установления нормы, согласно которой 50% вклада в безналичной форме могут перечисляться на оплату жилищно-коммунальных услуг. Это будет стимулировать, отмечает Президент, неуплату за такие услуги и одновременно приведет к дискриминации прав вкладчиков, которые своевременно проводили соответствующие расчеты.

Напомним, что данный законопроект Верховная Рада принимала и раньше. Однако Президент его отклонял, высказывая практически те же замечания, что и в этот раз. Но депутаты проявили настойчивость и приняли закон вновь, не внеся в него существенных изменений. Результат тот же: Президент снова наложил на него вето. Дальнейшую работу по законодательному обеспечению компенсации сбережений, сделанных в советское время, предстоит вести уже будущему составу Верховной Рады. Возможно, новые депутаты примут более взвешенные законы.

А пока правительство думает, как распределить выделенные в нынешнем году 500 миллионов таким образом, чтобы это не противоречило решению Конституционного суда. Порядок выплат устанавливается ежегодно постановлением Кабинета министров. Однако в нынешнем году постановление задерживается, поскольку уже нельзя применить старый принцип выплаты денег в зависимости от возраста. Если же платить компенсации только в зависимости от размера вклада, то придется найти способ разделить 500 миллионов гривен между 54,3 миллиона счетов, которые подлежат компенсации. Получается в среднем менее 10 гривен на счет.

По-видимому, Кабинету министров все же придется каким-то образом ограничить количество вкладчиков, которым в нынешнем году положены деньги, чтобы выплатить им более крупные суммы. Но как это будет сделано, мы узнаем позже, когда примут постановление.