Политика

На фото весьма упитанного политика, запечатленного на предвыборном плакате, кто-то наклеил коммерческую рекламу: «худеем»

0:00 — 21 марта 2002 eye 226

Считанные недели, оставшиеся до выборов, отличаются шквалом агитационных материалов и активизацией их «разносчиков» и расклейщиков

Пресловутые календарики (с тонким расчетом -- мол, не выбросят нужную вещицу сразу), глянцевые обещания, черно-белые строчки серьезных программ -- все это предлагают нам сегодня на улицах, да что там -- прямо на пороге домов. Печатную рекламу кандидатов в депутаты, партий и блоков разносят и расклеивают люди, называемые «агитаторами», а сам этот процесс нередко дарит наблюдателю весьма любопытные картинки…

Люди шарахались от «агитаторши» в застиранных спортивных штанах образца 60-х годов

На днях наблюдала у столичной станции метро «Политехнический институт»: прохожие в час пик шарахались от нетрезвой, вот-вот готовой свалиться, фантастически одетой особы, которая норовила вручить им какие-то листовки. Рядом хохотала компания парней и девушек, державших в руках пачки таких же листовок. Все понятно: студенты, утомленные агитационной докукой, решили развлечься таким сомнительным образом. Вряд ли «рекламируемый» ими кандидат (обойдемся, пожалуй, без конкретных фамилий и названий, которые не так уж важны в наших «зарисовках с натуры) пришел в восторг, увидев воочию труды в свою поддержку.

Вообще же агитаторы в предвыборный период -- явление вполне логичное: коль скоро нам действительно предстоит делать выбор, соискатели наших голосов должны как-то донести до нас свои идеи и светлые образы. И тут появляется человек, согласный им в этом помочь. Плохо ли то, что агитаторы получают плату за свои услуги? Думается, нет. Ведь продажность человека зависит лишь от него самого: если ты ради денег готов с пеной у рта агитировать за то, чего на самом деле не приемлешь, -- значит, ты, образно говоря, готов и свечки в церкви воровать… А зарплата агитаторам положена, как за любой труд.

Много ли им платят? В принципе, это -- коммерческая тайна. Но по нашим «разведданным» в столице и крупных городах агитаторы получают 10--15 гривен в день (в более «глухих» округах -- от 5 грн. ). Иногда их нанимают на гарантированно длительный срок, тогда платят помесячно, но выходит поменьше -- 100--150 грн.

В принципе, конечно, агитатор может забрать денежки, а по квартирам ходить не станет. Листовки же выкинет в ближайший мусорный бачок… Кстати, на днях в одном из районов киевских «хрущевок» довелось увидеть два новеньких объявления о встрече с кандидатом, наклеенных на… дворовых мусорных контейнерах. Выглядело это несколько двусмысленно. Словом, всякое бывает, особенно когда на пару дней нанимают молодых-случайных.

Блин со сметаной и вареньем за пятьдесят копеек -- тоже средство агитации?

Настоящий же агитаторский «кусок хлеба» -- нелегкий, но полезный для здоровья в плане активного передвижения пешком «от дверей к дверям». Агитаторы утверждают, что особая прелесть этого процесса познается в селе. Конечно, дороги длинны и по-весеннему грязноваты, а в калитку -- не достучишься, но зато потом тебя действительно охотно выслушают. Было бы что сказать! Один знакомый агитатор рассказал такой случай. Побеседовали они душевно с бабушкой в сельском дворе. Прощаясь с так кстати пришедшим «свежим человеком», хозяйка со вздохом взялась за прерванную было колку дров. И тут наш агитатор (клянется, не с политической целью, а исключительно из сочувствия к хрупкой старушке) предложил ей помочь. Но не успел топором размахнуться, как из хаты вышел здоровенный мужичок: «Что это тут у нас, мама? А… Не надо, я сам скажу, за кого голосовать. А вы бы, мама, лучше делом занимались… »

Агитаторы и в различных предвыборных мероприятиях участвуют. Впрочем, пресловутую «гречку-муку-водку» нынче никто (по крайней мере, широко) не раздает -- закон категорически запрещает «бесплатное предоставление материальных благ». Но вот, скажем, затевает некий кандидат праздник Масленицы в одном из скверов. Над входом в балаган, из которого девушка протягивает желающим аппетитные блины, крупно обозначено: порция такого удовольствия стоит 50 копеек. С одноразовыми вилочкой-тарелочкой, щедрой ложкой сметаны, варенья. Это льготная цена или реальная? Сложно сказать. В торговой точке нечто подобное будет стоить, пожалуй, куда дороже. А если блины приготовить дома, они, возможно, в такую цену и обойдутся?

А в одном из столичных «спальных» районов агитаторы разносят листовки, где написано, что кандидат в депутаты райсовета уже завез по конкретным адресам чернозем для озеленения территорий вокруг многоэтажек. Что это -- невинная благотворительность кандидата-бизнесмена или, с учетом горячей предвыборной поры, незаконные «бесплатные материальные блага»? Но ведь особо ретивый законник к той же категории может отнести и раздаваемые агитаторами газеты и календарики…

Впрочем, агитаторы жалуются, что печатную предвыборную продукцию на городских улицах, даже в райцентрах, берут неохотно, «руку дающую» попросту отводят. Понять это можно: нам и без выборов чуть не на каждом шагу вручают всевозможные рекламки, настойчиво предлагающие что-то купить, зайти в парикмахерскую или кафе, воспользоваться услугами портнихи или опытных диагностов… Да, быстро, согласитесь, человек забывает о плохом. Например, о времени, когда, образно выражаясь, не колбаса бегала за нами, а мы за колбасой. Любой. И когда никто не лез из кожи вон, чтобы завоевать наши симпатии -- и так шли голосовать строем. Забыли -- и слава Богу! А что касается рекламы способа чудодейственного похудения, налепленной поперек плакатного лица кандидата, -- это, судя по всему, просто случайность, еще один стоп-кадр нашего времени. Народ «немножко себе торгует», чтобы выжить, учится потреблять. И -- выбирает.