Спорт

Однажды выдающийся гроссмейстер александр алехин, в течение двенадцати с половиной часов игравший одновременно 32 партии, бросил в чашку кофе вместо сахара пешку, долго мешал и удивлялся, почему сахар не тает

0:00 — 21 марта 2002 eye 9960

В Монако проходит необычный турнир, на котором сильнейшие шахматисты мира играют между собой в быстрые шахматы и вслепую

В столице европейского игорного бизнеса Монако проходит необычный шахматный турнир. Сильнейшие гроссмейстеры мира, за исключением Каспарова и Пономарева (а Украину здесь представляет Василий Иванчук), играют между собой в быстрые шахматы и вслепую (то есть не глядя на доску). Сеансы одновременной игры вслепую всегда поражали воображение людей. В Советском Союзе подобные «западные шоу» не поощрялись, так как считалось, что такие выступления вредны для здоровья. Поэтому информация о рекордах в этой области шахмат долгое время была недоступной широкому кругу болельщиков. «ФАКТЫ» решили восполнить этот пробел, рассказав о наиболее выдающихся сеансах одновременной игры вслепую и о судьбах рекордсменов.

Галилео Галилей играл в шахматы не глядя на доску даже в преклонном возрасте

Сведения об игре вслепую дошли до нас из глубины веков. Первое упоминание о таких соревнованиях датируется 1266 годом, когда во Флоренции некий сарацин Бузека крайне удивил окружающих тем, что выиграл две партии, которые он вел одновременно. Большим любителем играть не глядя на доску был великий итальянский ученый Галилео Галилей. Будучи в преклонном возрасте, Галилей (ему тогда было 76 лет) с сожалением писал, что уже не может с прежней легкостью играть вслепую, так как у него ослабла память.

Выдающийся французский шахматист Филидор сыграл в 1783 году одновременно три партии, не видя партнеров. Впечатление было грандиозным! После этого (первого официального рекордного) сеанса выдающийся французский просветитель Дени Дидро направил своему другу Филидору письмо, в котором упрекал его за столь беспощадное отношение к своему здоровью, умоляя прекратить подобные эксперименты. Сам шахматист полагал, что игра вслепую, в принципе, мало чем отличается от обычной игры с расчетом вариантов на несколько ходов вперед.

75 лет спустя в Париже появился шахматный гений из Америки Пол Морфи. Он изумил весь мир, сыграв восемь партий вслепую. Этот сеанс одновременной игры до сих пор считается непревзойденным, ведь соперниками американца были сильнейшие игроки французской столицы. Морфи выиграл шесть партий и две завершил вничью. Подобные многочисленные выступления отразились на здоровье нервного и впечатлительного юноши. Последние двадцать лет своей короткой жизни (Морфи умер в 1884 году в возрасте 47 лет) гений шахмат провел в состоянии тяжелого психического расстройства.

Схожей была судьба еще двух выдающихся рекордсменов — американца Гарри Нельсона Пильсбери (он умер в возрасте 33 лет) и венгра Дьюлы Брейера (прожившего всего 28 лет). Пильсбери давал десятки таких сеансов. С декабря 1898 по февраль 1904 года он провел в общей сложности 40 крупных сеансов, сыграв 666 партий, не глядя на доску. При этом одержал 456 побед, 135 поединков закончил вничью и 75 проиграл. Причем в названные выше сеансы не вошел один уникальный шахматный аттракцион. Пильсбери играл одновременно вслепую на двенадцати досках в шахматы, на шести — в шашки и одну партию в вист. Но и это еще не все. Перед выступлением он предложил участникам написать тридцать слов любой сложности. Шахматисты не замедлили проявить максимум изобретательности, включив в список такие, например, слова, как антифлогистон, амброзия, теософия, катехизис. Пильсбери, мельком взглянув на список, сразу же по окончании сеанса повторил все слова в обычном и обратном порядке. «Причиной преждевременной смерти Пильсбери явилась перегрузка нервной системы, вызванная его сеансами не глядя на доску», — писал в 1906 году второй чемпион мира Эмануил Ласкер.

Игра вслепую для прикованного к постели Александра Алехина была просто спасением

Выступления Пильсбери не прошли бесследно. В 1902 году за рекордным московским сеансом американца на 22 досках наблюдал девятилетний Александр Алехин. «Мой старший брат принял участие в сеансе и сыграл вничью. Достижение Пильсбери подействовало на меня ошеломляюще. Впрочем, таково же было впечатление всего шахматного мира», — писал впоследствии четвертый чемпион мира. Серьезно заняться игрой вслепую Алехина вынудили обстоятельства.

Первая мировая война застала сильнейших русских шахматистов на турнире в немецком городе Мангейме. Поскольку Германия объявила войну России, все русские мастера были арестованы. В тюрьме они заполняли свой досуг игрой в шахматы вслепую, поскольку ни досок, ни фигур не было. Через два года Алехина освободили, и он в качестве уполномоченного Красного Креста попал на фронт, где был тяжело контужен. «Несколько месяцев я был прикован к постели в госпитале в Тернополе. Игра вслепую оказалась для меня в то время настоящим спасением. Меня часто посещали местные шахматисты, и я имел возможность дать им целый ряд маленьких сеансов не глядя на доску»,- вспоминал первый русский чемпион мира.

После смерти талантливого венгра Брейера (сыгравшего 25 партий вслепую с результатом 15 побед, семь ничьих и три поражения) борьбу за рекорд повели Алехин и выдающийся чешский гроссмейстер Рети. В 1925 году Алехин играет 28 партий, через неделю Рети улучшает это достижение на один поединок. Но в 1933 году в Чикаго Алехин проводит одновременно 32 партии. Сеанс длился 12 часов 30 минут. Алехин выиграл 19 партий, 9 свел вничью и лишь 4 проиграл. Этот результат и поныне остается рекордом для чемпионов мира.

Надо сказать, что Алехин и Рети в обычной жизни отличались удивительной рассеянностью и забывали все на свете. Однажды Алехин бросил в чашку кофе вместо сахара пешку, долго мешал и удивлялся, почему сахар не тает. Он часто пытался закурить сигарету не с той стороны, вечно искал очки и регулярно забывал при отъезде из гостиницы отдавать ключ дежурному. Как-то по ошибке Алехин закрыл свою жену в номере отеля, а сам отправился играть в карты…

У Рети были все данные, чтобы стать отличным математиком, но он забыл свою диссертацию в кафе, а новую так и не написал. Гроссмейстер постоянно забывал зонтики, шляпы, портфели… Умер он накануне своего 40-летия.

11 октября 1943 года газета «Нью-Йорк Таймс» объявила о новом мировом рекорде. Гроссмейстер Мендель Найдорф, бежавший в Аргентину из оккупированной нацистами Польши, сыграл 40 партий. Сеанс в аргентинском городе Росарио длился 17 часов 35 минут. Найдорф выиграл 36 партий при одной ничьей и трех проигрышах.

На следующий год после окончания Второй мировой войны в возрасте 53 лет при загадочных (и до сих пор не выясненных) обстоятельствах умер Алехин, а Найдорф побил свое собственное достижение, сыграв в бразильском Сан-Паулу 45 партий за 24 часа.

Сыграв против 52 соперников одновременно, венгерский шахматист Янош Флеш излечился от рака

Родившийся в 1903 году в бельгийском Антверпене Джордж Колтановский так и не стал гроссмейстером, но добился поразительных успехов в игре вслепую. Достижение Колтановского многие не хотят признавать рекордным, так как в его выступлениях использовался контроль времени 10 секунд на ход, и состав участников был, мягко говоря, не самым сильным. В марте 1951 года мастер играет на 50 досках, а почти через 10 лет, 4 декабря 1960 года, в Сан-Франциско — на 56-ти. Результат этого рекордного сеанса — 50 выигрышей и 6 ничьих за девять часов не превзойден и по сей день. Джордж Колтановский утверждал: «У меня нет зрительной памяти, но есть память движения. Перед каждым ходом я отображаю в уме течение игры и делаю следующий ход».

Найдорф и Колтановский дожили до глубокой старости. Польско-аргентинский гроссмейстер умер в возрасте 87 лет, а обладатель мирового рекорда пережил своего соперника на десять лет. Последний свой сеанс Колтановский дал в возрасте 82 лет. Из пяти партий он выиграл четыре, а одну проиграл. Вспоминая дни своей молодости, ветеран признался журналистам: «Теперь я уже не гонюсь за рекордами, а играю вслепую исключительно для тренировки памяти».

Сеанс венгерского мастера Яноша Флеша следует отнести к явлениям весьма необычным. 27-летний Флеш страдал серьезным онкологическим заболеванием, и врачи отвели ему всего несколько месяцев жизни. Янош решил поставить эксперимент. На самом деле, какими возможностями обладает человеческий мозг, какую информацию способен перерабатывать одновременно? Флеш сыграл против 52 соперников, выиграв 31 партию, сыграв вничью 18 и проиграв всего 3. Перегрузки, испытанные венгром во время этого выступления, способствовали его выздоровлению — включились, видимо, какие-то новые, дремавшие доселе силы организма. Флеш еще много лет выступал в турнирах, хотя и не всегда удачно. Шахматисты шутили: «Понятно, почему Яношу трудно играть в обычном соревновании, — доска мешает». Через двадцать три года после своего знаменитого сеанса Флеш по дороге на очередной турнир погиб в автомобильной катастрофе. Менее двух столетий потребовалось шахматистам, чтобы довести количество одновременно сыгранных не глядя на доску партий с трех до пятидесяти шести. Есть ли предел человеческим возможностям? Завесу над тайной приподнял Алехин: «Мне думается, что весь секрет заключается в прирожденной остроте памяти, которую соответствующим образом развивают основательное знание шахматной доски и глубокое проникновение в сущность шахматной игры».

Сегодня возможности игры вслепую используются тренерами для подготовки молодых шахматистов. Шестнадцатый чемпион мира Руслан Пономарев игрой не глядя на доску развил феноменальную память.

- У Руслана просто уникальная шахматная память!  — рассказывал «ФАКТАМ» Борис Пономарев — тренер и однофамилец нового чемпиона мира.  — Он мог прочесть шахматную книгу и рассказать наизусть даже спустя время все партии, напечатанные в ней. Мог за день прочесть 100 страниц и все запомнить. Это меня всегда поражало. И вспоминает вещи, которые вообще помнить не должен. Например, уставился как-то в потолок и вспомнил партию, которую играл еще в детстве. За месяц он должен «перелопатить» 30 тысяч партий, чтобы не отстать. В его голове «откладывается» до тысячи партий в день. При этом он ведь еще занимается и всем остальным. Его память схватывает все моментально!