Культура и искусство

Любовь полищук: «после четырнадцатого дубля с андреем мироновым я была вся в синяках, с ободранным телом и в разодранном платье»

0:00 — 21 марта 2002 eye 772

25 лет назад на экраны вышел знаменитый фильм Марка Захарова «Двенадцать стульев»

25 лет назад после «танго страсти» с Андреем Мироновым молодая актриса Любовь Полищук стала звездой. Спасибо Марку Захарову, который на роль женщины-вамп из многочисленных претенденток выбрал именно ее, стройную брюнетку с голубыми глазами. Правда, Любовь до сих пор вспоминает съемки в «Двенадцати стульях» с содроганием. Оказывается, для того что бы сделать образ как можно более запоминающимся, актрисе пришлось падать на цементный пол и разбивать головой стекло. И не один раз…

«Если честно, не люблю, когда меня трогают»

-- Хорошо Миронов вас тогда стукнул?

-- Ничего себе стукнул! Это была самая тяжелая съемка в моей жизни. Мы пришли в восемь утра, и до двенадцати нам только поставили танец. Потом мы перекусили и вперед -- сниматься. Танец был невероятно сложный -- Андрей меня жутко закручивал. Мы были как два акробата. Сначала забыли положить подушки, и Миронов грохнул меня об цементный пол. В полуинвалидном состоянии я продолжала танцевать, но Андрей разбросал уже положенные подушки ногами и снова уронил меня на цемент. Стекло в мизансцене закрепили очень сильно -- Миронов меня об него бил, бил -- никак не прошибало! Потом, наоборот, слабо закрепили -- в результате оторвалась нижняя часть, а верхняя чуть не грохнула на меня -- едва успела увернуться! Четырнадцать дублей. Я была вся в синяках, с ободранным телом и в разодранном платье. Ничего сложнее этого маленького эпизода у меня в жизни не было! Я вспоминаю это, как страшный сон… Но зато после этой картины я стала буквально в одну ночь популярной. Если раньше на улице прохожие говорили: «Смотрите, артистка идет!», то потом стали называть мою фамилию, а тем, кто не знал, объясняли: «Ну, это та, которую Миронов башкой об стекло ба-бах! Помнишь?»

-- И как вам такая слава?

-- Нормально. А че? Не могу же я всех переделать… Пускай говорят -- мне приятно. Все мои поклонники очень приветливые и добродушные. Ласково называют меня Любаня. Зовут пить шампанское… Иногда на шашлыки приглашают! Вот иду я, к примеру, по Москве, а мне вслед кричат: «Любаня, привет! Молодчина (делает знак большим пальцем)! Поехали на шашлыки!.. » Панибратские ребята. Есть, конечно, зануды, которые начинают тебя трогать руками. Но мне все равно приятно!

-- Особенно, когда руки грязные…

-- Они же мне поклоняются! Некоторые говорят: «Ой! Можно вас потрогать? Если я это сделаю, то сегодняшний день у меня будет замечательный!» Если честно, не люблю, когда меня трогают. По этой причине стараюсь не ездить в метро. Благо, купила себе автомобиль, закрылась и поехала. Еще очень не люблю, когда поклонники надоедают письмами или звонками: помогите, дайте денег, пришлите одежду… Особенно много звонков было, когда я попала в аварию и разбила одним махом три машины. Теперь у меня долг 23 тысячи рублей. Когда читаю очередное письмо с просьбой, начинаю истерически хохотать. Никому, наверное, в голову не приходит, что я сама занимаю деньги у кого попало, чтобы как-то выкарабкаться из сложившейся ситуации… В аварии я сама виновата и не отрицаю этого! Просто не знала, что повесили новый светофор, перлась-перлась, ориентируясь на следующий. И тут та-ра-рах! Слава Богу, хоть жертв не было! Всем же не объяснишь… Думают, я богатая. Пускай себе думают!

-- Какие мысли тогда в голове пронеслись?

-- В момент аварии? Сначала я потеряла сознание -- у меня было смещение позвонков и черепно-мозговая травма. А когда очнулась, мысленно попрощалась с детьми и подумала, что, если есть жертвы, покончу жизнь самоубийством. Из машины, думаю, не выйду -- поеду, если получится, прямиком домой, а там выброшусь из окна. Слава Богу, все обошлось!

«В своего второго мужа я влюбилась практически сразу»

-- О семье помните… Это хорошо!

-- К сожалению, с семьей у меня большие проблемы, поскольку из-за огромной загруженности на нее практически не остается времени. Думаю, семья из-за этого страдает. С одной стороны, нельзя гневить Бога -- пока есть работа, пока тебя приглашают, это хорошо. С другой стороны, на детей совершенно не остается времени. Да, собственно, воспитывать их уже поздно… У меня хороший муж -- во всем мне помогает. Уезжая, я спокойна за дом -- дети будут накормлены, правда, уже осталась только Машка, поскольку Лешка живет отдельно. Самостоятельный парень. У него все быстро -- уже успел жениться и развестись.

-- Обычные дела… Кто ваш муж по профессии?

-- Он художник, график-анималист. Мы интересно с ним познакомились. Сначала он увидел меня в спектакле «Эзоп», потом в «Школе клоунов» и волком обложил беззащитную артисточку (улыбается). Напряг всех своих друзей, чтобы нас познакомили. Он такой шальной! Неугомонный, мне с ним не скучно. Я влюбилась практически сразу! Он такой (иронично) гус-с-а-рр! И вместе с тем очень домашний. Расскажу вам, как он моей руки просил. В кои-о веки я забеременела и сказала (смеется): «Если ты не распишешься со мной, сделаю аборт и буду жить одна!» Надо заметить, что к тому времени я уже прожила без мужа с сыном 12 лет. С отцом Лешки мы прожили мучительных три года, потом расстались. Поэтому и сказала своему художнику: «Двоих детей мне будет многовато!» Но не тут-то было! Вечером претендент в супруги пришел с букетом гвоздик, которые я ненавижу до безумия, правда, он тогда этого еще не знал, и сказал: «Любаня! Так че?! Можно, я тебе предложу руку и, как там его, сердце?» Я ответила: «Можно!» Вот так и родилась Мариэтта (Машка)… В детстве она увлекалась рисованием и теннисом. Сейчас хочет стать артисткой, к сожалению. Теннисом продолжает заниматься до сих пор -- хорошо играет. Еще неровно дышит к икебанам. Знаете, я вообще за своих детей не решаю. Лешке я не помогала поступать в институт и Машке не буду. Пускай сами себе шишки набивают. Лешу я предупреждала, и он на моем примере видел, как тяжело быть актером, но он не послушал меня, окончил актерский факультет. А сейчас, когда ему почти тридцать, звонит и говорит: «Мама! Что ж ты не взяла меня за шкирки и не вытащила в свое время из ГИТИСа, благодаря которому я стал артистом?!» А я ему отвечаю: «А что было бы, если бы я тебя не пустила? Если бы ты сам не убедился, какое это сложное дело? Ведь ты бы мне глотку перегрыз!» Нет уж, собственными путями идите, детки дорогие! Правда, Леша -- хороший актер. Работает в Театре Моссовета, снялся в «Ворошиловском стрелке» и «Чеке». Они оба не на моей фамилии. Машка у меня Цигаль, а Лешка -- Макаров. А по паспорту я бездетная!

«Бесконечный процесс съемок я сравниваю с занятиями… онанизмом»

-- Как-то Николай Расторгуев, имеющий небольшой опыт работы в кино, сказал: «Для меня съемка в кино -- это отдых. Никакого переутомления, чего не скажешь о сцене… » Вы с ним согласны?

-- Нет, ни в коем случае! Для меня съемочный момент очень сложный. Я жутко не люблю этот процесс. Но иной раз думаю, что, если бы не съемочная площадка, я никогда бы не познакомилась с потрясающими актерами, а лишь восхищалась бы их талантом, видя их по телевизору или в театре. Но сам процесс съемок… Я человек нетерпеливый. И, как недавно поняла, заряжена на короткое дыхание.

Как только вижу поставленную передо мной задачу, тотчас же должна все выплеснуть. И только один раз! Два для меня уже много. Поэтому бесконечный процесс съемок я сравниваю с занятием… онанизмом. А для меня это… утомительно и неестественно.

-- Как говорил Михаил Задорнов: «То лампочка перегорела, то техники пьяные, то у актрисы не высохли ногти… Но ведь я должен, несмотря на эти невзгоды, любить ее в кадре по 20 дублей в день!»

-- Именно! А еще часто ломается камера, и на ее починку требуется не меньше семи часов, или партнер в самый ответственный момент просто забывает текст. Да мало ли! И приходится опять терзать свою несчастную душу. А это те самые клетки, которые, к сожалению, восстановлению не подлежат. Поэтому к концу съемочного дня я чувствую полную опустошенность.

-- А на сцене театра?

-- Там есть режиссер, который за тобой пристально следит. А здесь на тебя смотрит только мертвый красный зрачок и больше ничего.

-- Правда, что вас родители в ежовых рукавицах держали?

-- Не то слово! В семье было трое детей. Мы крайне скромно жили, и родители за нами очень следили. Мама -- профессиональная швея, шила на дому, подпольно, поскольку тогда это было запрещено. Это же было в советское время! На маму «стучали», отбирали машинку… Когда мы подросли, она пошла работать в ателье. Папа всю жизнь проработал на стройке. Сначала маляром, прорабом, а потом стал чуть ли не главным инженером! Закончил техникум. У папы было только четырехклассное образование, и, чтобы получить аттестат, он пошел в восьмой класс, когда я училась уже в десятом! И это при троих детях, работе и постоянных халтурах. Самоотверженный человек, царствие ему небесное… Наверное, характер я взяла от него -- он у меня покруче, чем у мамы! Нас воспитывали в пуританском духе. Советская семья, что вы хотите?! Ничего нельзя! Я, к примеру, иду по улице вместе с мамой и пою: «Та-ба-ба-ба!» А она: «Ты что, с ума сошла?! Подумают, что ты сумасшедшая!» Или захожу в школу и громко смеюсь, а мне говорят: «Ты что, упала, что ли? Больная!» А почему нельзя?! Нельзя то, нельзя это… и все это называлось воспитанием! Ходить по струночке, поворачиваться, когда тебе велели, кланяться, улыбаться, но не смеяться, и т. д. и т. п. Столько всяких запретов в городе Омске!

«В детстве я была оторва невероятная!»

-- Уверен, в школе вы были хулиганкой!

-- Именно хулиганкой. Знаете, когда дети были помладше, я часто орала на них (все мы, родители, орем), так вот, когда запал проходил, я садилась и думала: «Все равно мои дети по сравнению со мной ангелы!» Я была оторва невероятная!

-- Уроки срывали?

-- Было. Ремнем за это получала от папы. А мама как даст подзатыльник -- похлеще ремня. И в углу стояла. Неуправляемая! Монстр! Чудовище!.. Я до десятого класса с мальчишками в футбол играла. Заметьте, не на лавочке целовалась, а в футбол гоняла. А упрямая была, как мул: мне говорили, мол, приди в 9, у тебя экзамен -- я приходила в десять. Когда назначали встречу в десять, приходила в полдень. Мне говорили: ладно, приходи в половине двенадцатого -- я приходила в четыре утра. Не знаю, что это было! Возможно, дух противоречия. Все время куда-то рвалась -- только чтобы не так, как все. Кстати, очень страдала из-за этого, но ничего не могла с собой поделать. Более того, если бы мне сейчас пришлось пройти все сначала, делала бы все точно так же.

-- И долго вы в футбол гоняли? Влюблялись хоть изредка?

-- Ой! Я просто скрытная была, а влюбля-ла-сь (многозначительно)! Любвеобильная была до ужаса. Прямо на ходу влюблялась. По глазам… Потрясающе! Помню, в детсадовском хоре у нас работал старый дядька, и я в него влюбилась. Старый, седой и косой, но он так играл на баяне, что, когда я его видела -- мурашки по телу (улыбается)… Так я его любила!.. Любовь всегда была для меня стимулом, так и по сей день. Я всегда должна быть слегка влюблена в своего партнера, режиссера…

-- И каковы бывают последствия?

-- Это не значит, что я валяюсь с ними в постели. Я говорю о другом! Меня это стимулирует, греет, у меня тогда глаза горят. Я просто заставляю себя найти в человеке те качества, которые мне нравятся.

-- А говорите -- пуританское воспитание. Как же вы тогда докатились до такого? Практически каждая ваша роль -- женщины легкого поведения…

-- Судьба такая! Поначалу было тяжело. Комплексы. Пытаюсь их преодолевать…