Политика

«знай, внучка, земля круглая, и сделанное людям добро обязательно к тебе вернется. А сделаешь зло -- вернется и оно»

0:00 — 23 марта 2002 eye 653

Эти дедовские слова Валентина Довженко, лидер объединения «Жiнки за майбутнє», считает главными в жизни

Во время одной из встреч, в Павлограде, сквозь толпу к Валентине Довженко пробралась пожилая женщина, держа за руку мальчика: «Помните, три года назад я попросила вас помочь моему маленькому внуку. Он остался без кисти, и нужен был протез, -- сказала она. -- Посмотрите на этого ребенка. Сейчас ему десять лет, он не комплексует, и ручка у него похожа на настоящую… ».

«Спасите моего ребенка!»

-- Конечно, я вспомнила и мальчика, и бабушку, -- говорит Валентина Довженко. -- А подумала об одном: как хорошо, что тогда мы все же нашли в Харькове тех, кто изготовил ребенку протез и оплатил протезирование. Иначе как бы я сегодня смотрела в глаза парнишке? Но чем больше помогаешь, тем больше приходит писем, которые невозможно читать без слез.

«Моему сыну нужна операция на сердце. Обойдется она в четыре тысячи гривен. Столько стоит его жизнь. Мне негде взять эти деньги. Прилагаю счет на оплату. Спасите моего ребенка!»

-- Эту операцию мы сможем оплатить, но, получая по 100--200 писем ежедневно, понимаем, что у нашей организации не хватит средств на то, чтобы «залатать» все прорехи, образовавшиеся в медицине, -- говорит Валентина Ивановна. -- Что делать мамам, чьи дети больны раком, диабетом, детским церебральным параличом, страдают пороками сердца? К кому обращаться, у кого искать сострадания? Всеукраинский фонд Надежды и Добра, председателем правления которого меня избрали в прошлом году, делает все возможное. Но и он не может помочь всем. Деньги на решение медицинских проблем должно выделять государство, и это необходимо закрепить законодательно, чтобы не ставить семьи, в которых случилось несчастье, в положение просителей. Когда я была маленькой, мой дед говорил: «Знай, внучка, земля круглая, и сделанное людям добро обязательно к тебе вернется. А сделаешь зло -- вернется и оно». Вот и стараюсь помогать. А когда встречаю тех, кто, как эта бабушка, помнит добро, ощущаю огромный прилив сил. Так и живу…

«С дедом мы и дом строили, и сарай чинили. Витать в облаках было некогда»

По образованию Валентина Довженко -- химик-технолог. Работала на заводе. Семья дружная, муж -- врач-стоматолог, сын. В 30 лет Валентину назначили мэром города Орджоникидзе. Пожалуй, самым молодым мэром в Украине.

-- Опыт приобрела, как затем оказалось, неоценимый, -- вспоминает Валентина Ивановна. -- В бюрократической машине разбираюсь хорошо, а значит, могу использовать ее с большей пользой, чтобы помогать людям. Я практик, прагматик, так что сразу ищу оптимальный выход из сложившейся ситуации. Когда в начале 90-х осталась без работы, пошла в бизнес и пять лет работала генеральным директором украинско-российского швейного предприятия «Калина». Не в женском характере сидеть сложа руки. Но и рутинную работу не люблю. Моей мечтой всегда было облегчить женщинам домашний труд. Еще в Орджоникидзе мы организовали производство полуфабрикатов -- теста, блинчиков, лапши, открыли цех, в котором чистили и нарезали овощи, фасовали их в пакеты. Теперь этим никого не удивишь. А тогда было в диковинку. И я этим гордилась.

Детские воспоминания… Они с нами, что бы мы ни делали в жизни. Там, в детстве, корни характера, там сформировано отношение к людям, доброта и трудолюбие тоже прорастают там.

-- Дед меня обучал всему, как мальчишку, -- продолжает Валентина Довженко. -- Мы с ним и дом строили, и сарай чинили. Молоток и гвозди были послушны в моих руках. Витать в облаках было некогда. Самое яркое воспоминание детства: мама и папа сидят в парке на скамейке, а я бегаю вокруг. И такое это счастье! Или еще: на ремонтно-механическом заводе, где работает отец, организовали праздник для детей. Мне лет пять, я выступаю -- рассказываю стихотворение, стоя на стуле. Успех огромный. Слушающих меня людей не испугалась тогда, не боюсь и сегодня… Отец умер в 32 года. Я была маленькой, не понимала, что такое смерть. Забилась в угол. Мне было очень страшно. Когда пришли с похорон, взрослые сказали мне: посмотри в печку, в поддувало, где тлеет жар -- и тогда все страшное забудется… Оно не забылось до сих пор и будет со мной всегда. А чужие несчастья я чувствую кожей. И теперь уже знаю, что это -- на всю жизнь.

«Подобные притягивают себе подобных». Наверное, этим можно объяснить тот факт, что организация «Жiнки за майбутнє» разрастается так стремительно. В ней насчитывается уже свыше 470 тысяч человек. Каждый десятый -- мужчина. Проявляй инициативу -- и тебя поддержат, будь то создание библиотеки, организация детских кружков, сбор одежды и обуви для многодетных семей. Проблем много. И есть кому из решать, если, конечно, применить «метод толоки», как говорит Валентина Довженко.

«Мы издали 1 миллион 200 тысяч брошюр серии «Антирак», чтобы научить женщин самодиагностике»

-- После удаления опухоли молочной железы мать моего мужа прожила еще 13 лет, -- говорит Валентина Довженко. -- И только потому, что муж, врач по образованию, сам постоянно проверял, нет ли опухоли. Повод для тревоги был -- от рака груди умерла его бабушка. И вот как только он нащупал новообразование величиной с горошину, маме сразу сделали операцию. Врачи сказали, что вовремя. А ведь, по данным специалистов, около 30% женщин, у которых выявляют опухоли молочной железы, обращаются слишком поздно… Страшная это тема -- онкология. Но страх парализует волю, и если мы будем бояться говорить о раковых заболеваниях открыто, они унесут тысячи жизней, которые можно было бы продлить или сохранить. Мы советовались с онкологами, что делать. Ситуация поистине критическая: ежегодно у 14 тысяч женщин выявляют рак молочной железы и 8 тысяч умирают от этой болезни. Сиротами остаются дети. А ведь развитие болезни можно предотвратить. Мы издали серию брошюр «Антирак», в которых рассказываем о том, как обследовать себя, чем питаться. Мне говорили, что книжек не хватает, женщины просто передают их из рук в руки, переписывают советы. А ведь тираж -- 1 миллион 200 тысяч. Он весь уже разошелся. Собрали средства на приобретение специальной портативной аппаратуры, чтобы онкологи и гинекологи могли приезжать в села и обследовать женщин, объяснять им, что и как надо делать. Очень надеемся, что это станет для многих реальной помощью. Сейчас думаем, как помочь семьям, в которых есть больные диабетом, разрабатываем специальную программу. Словом, дел хватает всем.