Культура и искусство

Знаменитый михалыч алексей булдаков: «10 лет назад зарплату приносила жена, я сидел у нее на шее»

0:00 — 26 марта 2002 eye 515

26 марта любимый артист празднует свой 51-й день рождения

Алексей Булдаков не любит давать интервью. А вот рассказывать актерские байки готов бесконечно. Уроженцу Алтайского края замечательно удается передать колорит украинских актеров, с которыми его свела судьба на съемочной площадке. Причем украинский язык в его устах звучит так же органично, как и знаменитое: «Ну, за!.. »

«Я стал заложником Михалыча»

-- В фильме «Особенности национальной политики» вы опять снялись в роли Михалыча.

-- Я -- кандидат в депутаты, Семен, Кузьмич и Лева -- мои доверенные лица. Как проходят у нас выборы, какими технологиями пользуются, всем известно. Фильм показывает, как преображаются люди в своем стремлении к власти и славе.

-- И вы все так же произносите тосты?

-- Конечно. Как же Михалыч без этого?

-- Ваш генерал победил на выборах?

-- Нет. В сценарии было два варианта: я побеждаю и не побеждаю. Мы сняли второй -- в Михалыча стреляют.

-- И убивают?

-- Меня спасла фляжка, которую подарил Кузьмич. И этим трагическим эпизодом мы показываем, до чего люди могут дойти в борьбе за власть.

-- Вы по натуре человек властный?

-- Нет. Когда в России были последние выборы в Думу, мне предложили пойти в депутаты. Это было несколько неожиданно, и я ответил, что мне надо подумать. И в Екатеринбурге на встрече со зрителями попросил у них совета. Люди мне сказали: «Не надо, не ходите в эту Думу». Я удивился: «Вы считаете, что я не справлюсь?» Отвечают: «Мы отдадим за вас свои голоса, но лучше вы кино снимайте». И я с ними согласен. Каждый должен заниматься своим делом. Ведь что такое депутат? Это прежде всего профессия. Человек не может баллотироваться в депутаты просто потому, что он -- хороший человек. Депутатство -- это ответственность за законы, по которым мы живем. Принимать решения нужно учить специально в заведениях типа бывших высших партийных школ. А в Думу идут непонятно кто. Люди, накопившие денег, мафия.

-- Фильм «Особенности национальной политики» все еще не появился на наших экранах…

-- Мы готовили его специально к выборам. Не в поддержку конкретного депутата, а вообще. И в какой-то момент закончились деньги. Но я (тьфу-тьфу-тьфу, чтоб не сглазить!) уже нашел людей, которые согласны дать деньги на озвучивание ленты, на гонорары актерам, съемочной группе, отдать долги. Хочу надеяться, что скоро приеду к вам с премьерой.

-- Если вам снова предложат сыграть Михалыча, согласитесь?

-- Нет. В России, Украине, Белоруссии столько национальных особенностей, что их можно снимать всю жизнь. С одной стороны, Михалыч популяризировал актера Алексея Булдакова, с другой -- сделал мне подляночку. Демьяненко, царство ему небесное, навсегда остался Шуриком, Анатолий Кузнецов -- Суховым, Ульянов -- Жуковым. Они все -- замечательные артисты. Помню, идем мы с Демьяненко по городу на съемки, ему уже шестьдесят, седой, слышу, вслед говорят: «Шурик пошел». Так и я стал заложником Михалыча. Режиссеры считают это моим основным образом. А я уверен, что способен сыграть и другое. Михалыч мне мешает. У Виктории Токаревой есть замечательная повесть, и она готова написать под меня сценарий, переделать для фильма. Уже есть люди, готовые вложить деньги в создание этой ленты. Это будет совершенно другой Булдаков, не похожий на Михалыча. Хочу сыграть эту роль, чтобы доказать прежде всего себе: я могу быть разным.

-- Так что, «Особенности национальной политики» -- последний фильм с участием Михалыча?

-- Думаю, да. Хотя зарекаться не буду. Сначала казалось: хватит уже этого героя. Но если драматургия будет талантливая… Знаете, Михалыч -- то ли 59-й, то ли 60-й сыгранный мной образ.

«Я бы не хотел, чтобы наступил матриархат»

-- Как супруга относится к вашим ролям?

-- Не люблю программ типа «Большая стирка», публичных раздеваний. Жена у меня, слава Богу, не актриса. Она работала коммерческим директором магазина.

-- Наверное, зарабатывала больше вас…

-- Сейчас она уже не работает. А в начале 90-х зарплату приносила жена, я сидел у нее на шее. Ужасное для мужчины состояние. Но жена никогда ни словом, ни жестом не упрекнула меня… Понимала, что я переживаю.

-- Сколько лет вы женаты?

-- В каком браке?

-- ???

-- Это вторая моя супруга, мы вместе уже десять лет. От первого брака у меня есть сын Иван, он живет на Мальте, учится в школе.

-- Вы с ним общаетесь?

-- У нас замечательные отношения, но видимся, мы, к сожалению, редко. Ему уже 14 лет, он пишет мне письма. С его матерью мы не общаемся. Не люблю говорить о женщинах плохо, но многие ее поступки по отношению ко мне не делают ей чести. Женщины -- это особые существа. Жванецкий говорит: «Я никогда не буду женщиной, интересно, что они чувствуют?»

-- Вы замечаете, как слабый пол становится с каждым годом все сильнее?

-- Женщины острее чувствуют приближение каких-то событий и острее реагируют на них. У них развит инстинкт самосохранения, они всегда находят выход из ситуации. Но я считаю, что власть -- не женское дело. Я не хотел бы, чтобы наступил матриархат. Женщина в первую очередь -- хранительница очага, мать. И вообще в идеальной женщине всего должно быть в меру -- и ума, и кокетства, и глупости. Я не люблю очень умных женщин.

-- Во время встреч со зрителями вы часто исполняете песни…

-- Я всегда любил петь для себя, пел под гитару в компаниях. Мне говорили: «Алексей, ты поешь по-актерски». С этого и началось. На дне рождения Миши Евдокимова я познакомился с Анатолием Поперечным. Поздравил Мишку песней, после чего Поперечный предложил: «Алексей Иванович, вы неплохо поете. Можно, я для вас что-нибудь напишу?» Я согласился. Думал, разговорами все и закончиться. Но через два месяца мы встретились, я послушал его стихи. И мы выпустили диск из его 14 песен. Скажу честно: из них 4--5 песен действительно удались. Уже вышло два моих песенных диска.

-- Но чаще вы поете старые песни.

-- Те, которые проникают в душу. Недаром я с иронией говорю со сцены: «Дорогие друзья, сейчас я поражу ваш тонкий музыкальный слух своим вокалом». Пою, как чувствую.

-- Украинские песни никогда не пытались исполнять?

-- Они удивительно музыкальные. Я бы сказал: вку-сны-е. Но чтобы их петь, нужно иметь хоть какой-то голос.

-- В кино вы востребованы. А как с театром?

-- Сейчас я занят только в одной антрепризе -- «Французская мелодия» вместе со Светой Тома, Наташей Крачковской, Юрием Черновым. У меня лежит три пьесы… Но кино занимает много времени.

-- А что вы любите больше -- театр или кино?

-- До 1980 года к кино я вообще никакого отношения не имел -- был чисто театральным артистом. Кино может сослужить плохую службу. Одна-две неудачи на экране, и актер уже не востребован и в театре. А ведь это самое страшное для артиста.

АКТЕРСКИЕ БАЙКИ

Классный мужик

-- Актер Владимир Новиков и его жена пригласили меня на сабантуй и позвали свою незамужнюю знакомую Людмилу, директора обувного магазина. Как потом выяснилось, накануне она посмотрела по телевизору фильм «Тихое следствие», где я играл главную роль -- решительного следователя Рябинина. Людмиле мой герой, да и актер, чего скрывать, очень понравился: «Везет же некоторым женщинам! Кто-то ведь живет с такими классными мужиками, как этот! Ну почему не я»? С этой мыслью она пришла на сабантуй и увидела меня! Через девять месяцев мы поженились. За несколько дней до торжества мне пришлось улететь на гастроли в Баку. В то время в республику ввели войска и объявили чрезвычайную ситуацию. Людмила поняла, что к назначенному сроку я не успею. Она обзвонила всех приглашенных и отменила свадьбу. Но за два часа до церемонии я явился домой, мы наскоро собрались и поехали в загс. А настоящую свадьбу сыграли только через год.

Зимний пар

-- Съемки фильма «Особенности национальной охоты в зимний период» проходили в студийном павильоне ранней весной. Снега на улице уже не было, а нужно изображать суровую зиму. Но как? Из ближайшего леса рабочие перевозили снег на грузовиках и высыпали на пол студии. А чтобы зритель не усомнился в реальности происходящего, мы курили, пряча сигареты в кулак и выдыхая дым, который создавал иллюзию морозного пара.

Второй дубль

-- Я играл революционера. Съемки проходили под Саратовом. За мной гонятся, стреляют, а я в камыши -- и в речку. А на улице октябрь. В саратовских степях пронизывающий ветер. Вода -- плюс восемь. Если не снимем, все переносится, как минимум, на ноябрь. А в ноябре что, теплее, что ли? Мне дали выпить спирта, посадили в лодку, отвезли в камыши. «Алексей, ты готов?» -- «Готов!» -- «Внимание, камера, мотор, пошел!» Я вылетаю из камышей, ныряю. Поплыл и чувствую, что у меня глаза квадратные: уже трезвый, как стеклышко. Но самое страшное было дальше: на середине реки с меня вдруг сползают шаровары, плыть не могу, ноги скрутила судорога… Из последних сил я с себя стянул шаровары. Вылез из воды не то что синий -- лиловый. Подходит оператор: «Что ты там делал на середине реки?» Я говорю: «Тонул! А что такое?» А он: «Да ты понимаешь, только начал снимать тебя, а ты задергался. Крупные планы лица не годятся. Так что надо еще дубль снять!» Пришлось снова в реку лезть.