Политика

В парламенте после подсчета выяснилось, что таинственно исчез текст присяги одного из народных депутатов

0:00 — 15 мая 2002 eye 237

Вчера начала работу первая сессия новоизбранной Верховной Рады

Вчера депутатскую присягу, как и предполагает регламент, огласила старейший по возрасту парламентарий Верховной Рады четвертого созыва 82-летняя Слава Стецько. После этого народные депутаты поставили свои подписи на индивидуальных экземплярах присяги. С этого момента полномочия парламента третьего созыва считаются прекращенными, и новоизбранный высший законодательный орган, надо надеяться, с полной ответственностью приступает к исполнению своих полномочий.

По словам спикера предыдущего парламента Ивана Плюща, на верность Украине и народу присягнули 443 избранника, еще трое из них отсутствовали по уважительной причине -- двое больны, а лидер Народного руха Геннадий Удовенко находится в зарубежной командировке. А вот где же еще один экземпляр присяги и чей он (сверить фамилии пока не было времени) -- Иван Степанович вчера просто не мог ума приложить… На долгую память кое-кто приберег?

Впрочем, судя по всему, пропажа -- попросту недоразумение. Потому что парламент образца 2002 года в первый день своей работы продемонстрировал определенный прогресс: в отличие от 1998 года, коммунисты не инспирировали срыв принятия присяги из-за того, что ее-де оглашает человек, не симпатичный им по убеждениям и биографии. Симоненковцы ограничились лишь распространением текста заявления, где выразили свое сожаление, что, мол, «не тому» это право досталось. Но констатировали: «Депутаты-коммунисты примут присягу на верность народу Украины вне зависимости от того, кто волею случая зачитывает текст». Что это -- и вправду показатель определенного политического взросления общества во всех его частях? Или сигнал о том, что временные (а то и постоянные) коалиции нынешнего парламента будут достаточно оригинальными?

Атмосфера первого рабочего дня, по крайней мере, его первой половины, вообще отличалась некоторой толерантностью и готовностью к сотрудничеству. Это же просматривалось и в кулуарах, где, например, очень многими журналистами была замечена дружеская беседа лидеров объединенных социал-демократов Виктора Медведчука и социалистов Александра Мороза. Защелкали затворы фотоаппаратов. Что в данной сценке от обычного человеческого взаимоуважения опытных политиков, что от «рекламной позы» публичных людей, а что от тенденции к сотрудничеству -- разобрать, конечно, невозможно.

Первым вопросом, решенным голосованием в зале, стало назначение временного рабочего президиума в составе руководства подготовительной группы: Адам Мартынюк (КПУ), Виктор Мусияка (»Наша Украина»), Валерий Коновалюк (»За единую Украину!») и Станислав Николаенко (СПУ). Таким образом во временное руководство (которое может координировать работу парламента достаточно долго, если процесс избрания председателя и его замов затянется) не попали представители двух из шести победивших на выборах политических сил, причем уж никак не находящихся «в одной колоде»: объединенных социал-демократов и блока Тимошенко. Предложение расширить состав временного руководства до 6 человек (представителей всех победивших партий и блоков) не прошло, хотя оно и опиралось на определенную традицию прошлых созывов. Еще среди новшеств, которые подготовительная группа в ближайшее время вынесет на обсуждение, -- увеличение минимального численного состава фракции с 14 до 19 депутатов, а количества профильных комитетов -- с 23 до 27.

Что ж, корабль, так сказать, поплыл. А из тех, кто, образно говоря, «остался на берегу», то есть проиграл выборы, в кулуарах был замечен лишь неподражаемый Александр Чародеев, который, придя то ли в качестве гостя, то ли чьего-то новоиспеченного помощника, всячески подчеркивал, что он не огорчен новым статусом, и охотно позировал перед фотокамерами.