Специалисты же утверждают, что бумага и электроника проявили себя во время избирательной кампании как надежные партнеры. И для фальсификации итогов волеизъявления народа почти не было возможностей
Выборы в нашей стране закончились, но страсти по ним не затихают до сих пор. Как на днях рассказал журналистам председатель Верховного суда Виталий Бойко, в эту судебную инстанцию поступило 317 жалоб, оспаривающих результаты волеизъявления граждан 31 марта. Правда, около ста жалобщикам по тем или иным причинам в рассмотрении исков было отказано. К сожалению, Виталий Бойко не стал конкретизировать причины таких обращений. Поэтому трудно сказать, имели ли место системные фальсификации в ходе предвыборной кампании, как о том часто говорят политики, желающие на свой лад перекроить систему власти в Украине. Подобных заявлений было достаточно много, поэтому «ФАКТЫ» решили наконец разобраться, насколько и на каком этапе возможна фальсификация.
Так, член Центральной избирательной комиссии, доктор философских наук, профессор Николай Рыбачук обратил наше внимание на предусмотренный в законе «О выборах народных депутатов Украины» контроль за процессом выборов со стороны официальных наблюдателей от участвовавших в них партий или блоков, а также наблюдателей от иностранных государств и международных организаций. Кроме того, состав избиркомов формировался из представителей каждой партии, блока или кандидата (причем, если председатель комиссии представлял одну политическую силу, то его заместитель обязательно -- другую, а секретарь -- третью).
-- Таким образом, интересы всех участников были представлены в равной степени, что и обеспечивало строгий контроль за проведением голосования и подсчета голосов, -- сказал Николай Рыбачук. -- К тому же ни один протокол юридически не действителен без подписания его каждым из членов комиссии и наблюдателей.
-- А как защищает избирательный закон протоколы от подмены на пути из участка в округ?
-- На этом участке документы с результатами голосования сопровождали представители различных политических групп и сотрудники правоохранительных органов. То есть, как видите, бдительных глаз достаточно.
Как сказал «ФАКТАМ» директор компании «Информационные компьютерные системы» Сергей Маглюй, в этом году для сбора и передачи информации между ЦИК и всеми 225-ю окружкомами использовалось специализированное программное обеспечение. По его словам, фальсификация здесь возможна только в момент неправильного введения оператором данных в компьютер. Однако любое расхождение с оригиналом протокола обязательно обнаружится, а юридическую силу имеет только подписанный документ. Кроме того, информационная система «Выборы» не оставила шансов компьютерным взломщикам, так как работала в независимой локальной компьютерной сети ЦИК, а передача информации из округов осуществлялась отдельным защищенным корпоративным каналом связи, вмешательство в который теоретически возможно, но требует таких интеллектуальных, финансовых и временных затрат, что их реализация в условиях быстротечности процесса выборов (а предварительные данные в ЦИК были уже в четыре утра 1 апреля) весьма сомнительна. К тому же вся информационная система, обеспечивающая процесс сбора и обработки голосов, была разделена с Интернетом.
Что ж, будем полагаться на компетентность специалистов и надеяться, что наш парламент выбрали именно мы.