Вернувшись из поездки, 15-летняя украинская девочка не может привыкнуть к грязным киевским подъездам и толпе в метро
Узнав, что дочку соседки приглашают в Испанию, я ее, конечно же, поздравила. А она вздохнула в ответ: стоит ли отпускать? Ведь Ирочка в прошлом году уже ездила в эту страну, а когда вернулась, не узнать было дочку -- все ее раздражало.
Через несколько дней я зашла к соседям, когда Ира была дома. Заговорили об Испании, Ира принесла фотографии, дневник со своими прошлогодними впечатлениями от поездки
1. 08. 2001. Мне попалась замечательная семья. Мать -- Мария Кармен, три сына: 12, 17 и 18 лет. Старший учится в университете, средний служит в армии. Младший плохо говорит, неуверенно ходит и понимает с трудом. Но все его просто обожают. Дети-инвалиды в Испании окружены всеобщей если не любовью, то заботой и вниманием.
3. 08. 2001. Два дня наш маленький городок «сходил с ума» по случаю праздника «Пандорга». Я пыталась узнать у своей семьи его историю, но никто ничего не смог мне ответить. Ну не знают люди, по какому поводу пьют и гуляют! На улицах полно вина, смешанного с сахаром и лимоном, -- оно налито прямо в тазики. Вином заправляют детские водные пистолеты -- и по всему, что шевелится!
26. 08. 2001. К испанским праздникам легко привыкаешь. В девять вечера не знаешь, чем себя занять, в одиннадцать потихоньку собираешься в город, в двенадцать начинаются развлечения. Шесть утра -- поздний вечер и пора спать, скажем, до часу или до двух дня. Потом -- обед. Это единственный нормальный прием пищи. На завтрак же и ужин ешь, что хочешь, -- холодильник к твоим услугам. В первые дни «наши» в шоке: открываешь холодильник, а там все есть! Но потом к этому привыкают.
28. 08. 2001. Украинских детей испанцы принимают как родных. Испания -- страна, в которой хочется остаться. Провожая, твоя семья плачет навзрыд. Но возвращаться домой нужно -- и мы поднимаемся в самолет.
30. 08. 2001. Несколько часов в воздухе -- и вот он, Киев. Знакомый и чужой. Умом я понимаю, что это мой родной город, но не могу его «принять». Родная квартира выглядит маленькой и бедной. День за днем заставляю себя привыкнуть к грязным подъездам и толпе в метро. К неулыбчивым лицам земляков. Но раньше-то я любила Киев. Что же случилось? У меня появились другие мерки
Но если дети из «заграницы» возвращаются с такими настроениями, может быть, туда не надо возить?
-- Возвращаясь из Западной Европы, США, Австралии, ребята действительно с некоторым пренебрежением смотрят на домашнюю обстановку, -- говорит секретарь правления Международного благотворительной ассоциации «Чернобыль -- дети Чернобыля» Анжела Иващенко. -- Но наши дети попадают преимущественно в благополучные семьи, и в основном -- на праздники. Трудовых будней он не видят. Поэтому поездка «за бугор» просто многих развращает.
Впрочем, может быть, поколение, увидевшее другую жизнь, задумается о том, как улучшить ее и у себя на родине? И оно уже задумывается. Одна из девочек, побывавшая в той же Испании, рассказала мне, что встретила там парня, который сбежал из Украины и клянет ее там, на чем свет стоит. «Да, он вырвался в другую страну, -- говорит она. -- Но я общалась с испанцами, которые ему помогают, и поняла: они не испытывают к нему уважения. Просто жалеют, как и всех эмигрантов. Мне обидно за страну. За нас. Есть единственное место на Земле, где мы никогда не будем считаться людьми второго сорта. И нужно делать так, чтобы жить в этом месте было приятно».