А яркие разноцветные фасады домов преобразят старые центральные улицы
На Алексевско-Гагаринской линии городского метрополитена планируют через пару лет открыть две новые станции метро -- «Ботанический сад» и «23 августа». В связи с этим возникла необходимость расширить проезжую часть проспекта Ленина, где собираются оборудовать выходы из метро. Сегодня там кипит работа. Как будет выглядеть проспект после реконструкции, уже можно представить по участку между пересекающими его улицами Культуры и Серповой -- в районе станции метро «Научная»: автомобили здесь свободно движутся по восьмиполосной магистрали.
О перспективах строительства и реконструкции центральной части города «ФАКТАМ» рассказал начальник управления градостроительства и архитектуры Харьковского горисполкома Сергей Лебедев.
-- Сергей Анатольевич, как отнеслись харьковчане к вырубке зеленых насаждений на проспекте Ленина?
-- У многих это вызвало недовольство, зато водители приветствуют. К сожалению, заторы на городских улицах -- беда миллионного Харькова. У нас было два варианта расширения проезжей части проспекта: «двигать» его в сторону застроек -- за счет уменьшения тротуаров либо убрать зеленые насаждения. Остановились на втором. Это наиболее рациональное решение, ведь если бы дорога «подвинулась» к домам, уровень шума в квартирах повысился бы. А так на отдельных участках нам удается даже сохранить ряд деревьев.
В конце проспекта заканчивается строительство Свято-Сергиевского православного храма. Единственный в Харькове католический собор по тихой центральной улице Гоголя был реконструирован вообще без прекращения службы. Работы здесь еще продолжаются. Предстоит благоустроить территорию храма -- создать вокруг искусственный рельеф, установить фонтаны.
В районе, ограниченном улицами Скрипника, Чернышевского, Гоголя и сквером Победы, идет реконструкция целого квартала. Это сегодня самая большая строительная площадка в городе. Она занимает почти полтора гектара. Как только реконструкция здесь завершится, можно будет говорить о создании культурно-коммерческого центра. Проект начали осуществлять в 1996 году, и на месте ветхих одноэтажных построек уже красуются «Укрсоцбанк» и «Укрэксимбанк». Здания возведены в современном стиле, с использованием новых отделочных материалов.
Наконец-то после стольких лет мытарств труппа русского драматического театра имени Пушкина, здание которого сгорело полтора десятилетия назад, вернется на свою сцену. Реконструкция театра завершается, первоначальный вид здания максимально сохранен. Уже практически готова и вскоре сможет принять гостей четырехзвездная восьмиэтажная гостиница «Астория».
Проект предусматривает также обустройство пешеходных зон, которые свяжут улицы Сумскую и Пушкинскую, строительство торгового центра многофункционального назначения, благоустройство участка сквера Победы, установку декоративных скульптур, сооружение подземной парковки в этом районе.
-- В свое время Харьков остался без областной филармонии -- вместо того, чтобы здание реконструировать, его попросту взорвали. Есть ли предложения по строительству новой филармонии?
-- Филармония войдет составной частью в культурно-деловой центр. Сегодня выполняются проектные работы.
-- Разноцветные фасады новых зданий совершенно не похожи на те серые мрачные постройки сталинской эпохи, что в центре города
-- Градостроителей, между тем, кое-кто уже упрекает в том, что город теряет свой привычный облик. Говорят, он становится похож на многие западноевропейские города. Но что в этом плохого? Разве плохо, что коммерсанты за свои деньги благоустраивают фасады зданий, прилегающие тротуары? Кстати, приезжайте в Харьков года через два. Надеюсь, от предыдущей серости не останется и следа -- все дома будут светлыми, яркими.
Улица Сумская и другие основные магистрали города -- Клочковская и Рымарская -- стали шире за счет сноса старого жилищного фонда. А поскольку часть улицы Сумской граничит с парком имени Тараса Шевченко, то зону отдыха придется немного «подвинуть». Но что делать? По сравнению с «благополучными» советскими временами «уровень автомобилизации населения» вырос втрое, а пропускная способность улиц осталась на прежнем уровне.
-- «Хрущевок» по примеру московского градоначальника еще не сносите?
-- А зачем? Чтобы вместо пятиэтажных «клеток» возводить шестнадцатиэтажные, как в Москве? Эксперимент, который сейчас заканчивается с «хрущевкой» по улице Маршала Жукова во Фрунзенском районе, подтвердил, что это слишком дорогое удовольствие. Бесспорно, качество жилья в обновленном доме (а реконструкция ведется без отселения жильцов) значительно возросло. Однако до массового обновления «хрущевок» руки пока не дошли. Нужны солидные капиталовложения, которых в бюджете города нет.