Обгоревшего пациента, в руках которого взорвалась паяльная лампа, винницкие врачи «оклеили»… Свиной кожей

0:00 — 24 мая 2002 eye 2418

Для Игоря Боцюры, получившего ожог 70% тела, это был единственный шанс выжить. Спустя несколько месяцев после случившегося мужчина на равных с другими работал на огороде

-- Этой паяльной лампой я какое-то время не пользовался, а когда она мне опять понадобилась, оказалось, что лампа не работает, -- рассказывает 32-летний житель села Иванов Калиновского района Винницкой области Игорь Боцюра. -- Я разобрал ее, почистил, потом налил бензин и поджег… Раздался оглушительный взрыв, на мне сразу запылала одежда. Я упал на землю, начал кататься по ней, стараясь сбить пламя. Но спортивные брюки из синтетической ткани расплавились мгновенно, прилипнув к обгоревшим ногам, свитер и рубашка тоже полностью сгорели. Хорошо, что во дворе стояло ведро воды -- сынишка Коля тотчас же вылил его на меня.

-- У Игоря обгорело 70 процентов тела, к тому же 30 процентов ожогов были глубокими, -- говорит заведующий ожоговым отделением Винницкой областной клинической больницы им. Н. Пирогова кандидат медицинских наук Василий Нагайчук. -- Такая травма смертельно опасна. Но Игоря Боцюру, как и многих других пациентов, нам удалось спасти, пересадив на его раны так называемую ксенокожу. Это лоскуты высушенной, словно пергаментная бумага, свиной кожи, которая хранится в герметичной упаковке, а после смачивания в физрастворе с антибиотиками вновь становится мягкой. Прикрывая обожженные раны, она ускоряет их заживление, и через несколько недель человеческая кожа восстанавливается так, что шрамы почти незаметны. Важно и то, что почти сразу после пересадки ксенокожи пострадавший от ожогов человек перестает испытывать мучительную боль.

… Спустя пять месяцев после случившегося Игорь вернулся на работу (он трудится в одном из охранных предприятий). Этот день стал в семье настоящим праздником. Ведь такие ожоги раньше делали людей -- тех, кто выживал -- инвалидами. Игорь с большим удовольствием помогал жене садить огород, взялся ставить забор вокруг дома и подумывает построить сарай. Впрочем, жена Маша, сын Коля и теща Татьяна Федоровна тщательно «дозируют» его физические нагрузки…

«После взрыва я, обгоревший, вошел в дом, оделся, потом сел в машину и отправился в больницу»

Несчастье случилось с Игорем Боцюрой вскоре после того, как семья переселилась в новый дом. Почти десять лет строил его хозяин вместе с женой и сыном! Нарадоваться новоселью не успели. Взрыв паяльной лампы превратил ноги, живот, руки Игоря в сплошную рану… Придя в себя в ожоговом отделении Винницкой областной больницы имени Н. Пирогова, он вспомнил: когда возился со злополучной лампой, тревожно кричала, сидя на дереве, какая-то птица, словно предупреждая о беде. С тех пор настороженно воспринимает крики сов, сычей, которых много поселилось на пустующем гранитном карьере вблизи его дома.

-- Я всегда чувствовал себя здоровым и выносливым человеком, никогда к врачам не обращался, разве что к стоматологу, -- вздыхает Игорь Боцюра. -- Работал водителем «БеЛАЗа» на карьере, а выдерживали такие физические нагрузки только крепкие парни. Помню, после взрыва я вошел в дом, оделся и самостоятельно сел в машину, которую остановила на дороге жена, чтобы срочно отвезти меня в Калиновскую райбольницу. Дальше ничего не помню. Очнулся на операционном столе в винницком ожоговом отделении. Жутко вспоминать случившееся, ведь неосторожное обращение с паяльной лампой могло стоить мне жизни. Какую дикую боль пришлось пережить!.. Жив остался благодаря профессионализму врачей, заботе жены, ни на минуту не покидавшей меня в больнице, а также друзьям и знакомым, которые сдали для меня кровь и помогли материально.

-- Когда врачи сообщили, что единственный шанс выжить для мужа -- это пересадка свиной кожи, я поначалу очень удивилась, ведь раньше ничего подобного не слышала, -- признается Мария. -- Но, пообщавшись с пациентами ожогового отделения, которых спасли точно так же, мы с Игорем согласились. Метод очень прост: врачи удалили обгоревшую кожу, затем лоскутками свиной прикрыли обожженные участки тела. После этого Игорь перестал жаловаться на жуткую боль. Через две-три недели «заплатки» из свиной кожи начали шелушиться и лопаться, внешним видом напоминая рыбью чешую. Оказывается, под ними восстановилась новая кожа! На глубокие же раны хирурги вскоре пересадили лоскутки со спины Игоря -- ее не коснулось пламя.

После двух с половиной месяцев полной неподвижности Игорь с помощью жены встал с кровати. Учился ходить с полушага, потом сделал шаг, два…

-- Почувствовал себя намного лучше после курса реабилитации в санатории «Авангард» в Немирове, где лечатся ожоговые больные со всей Украины, -- продолжает Игорь. -- По моим еле заметным рубцам врачи санатория сразу же определили, что я пациент винницких ожоговых хирургов Василия Нагайчука и Михаила Присяжнюка, которые применяют метод трансплантации ксенокожи. У меня была возможность сравнить результаты такого лечения с традиционным, когда на теле пациентов оставались безобразные послеожоговые рубцы. Так что мне, можно сказать, повезло, что попал к винницким специалистам.

Свиная кожа возвращает к жизни тяжелейших пациентов

Вот уже два года медики ожогового отделения Винницкой областной больницы применяют свиную кожу. Как рассказал заведующий отделением Василий Нагайчук, она позволяет возвращать к жизни пациентов с очень глубокими и обширными ожогами, после которых люди раньше погибали.

-- После ожога в течение нескольких часов в ране сохраняется температура свыше 80 градусов, поэтому кожа и более глубокие ткани продолжают отмирают, организм отравляется веществами, выделяющимися из погибших клеток, -- объясняет Василий Нагайчук. -- Поэтому очень важно сразу же остудить обожженные участки тела холодной водой (тогда выше шансы, что на месте ожога не появится толстый струп), а на второй или третий день удалить мертвые ткани, чтобы прекратилось самоотравление организма. Заодно из раны удаляются болезнетворные бактерии, которые могут вызвать заражение крови и стать причиной смерти больного. Наложенная на раны свиная кожа, по своим свойствам наиболее близкая к человеческой, за несколько недель отлично заживляет их, затем отслаивается, и под ней появляется розовая молодая кожа. Глубокие ожоги закрывают ксенокожей лишь на некоторое время -- чтобы организм адаптировался к травме и человек пережил ее, -- а впоследствии их закрывают собственной кожей пациента, взятой с других участков тела.

Раньше мы ждали, пока мертвые ткани отторгнутся сами. Это происходило примерно на третьей неделе после травмы. А свиная кожа закрывает раны -- и человек перестает чувствовать боль. Кроме того, нет характерного запаха сгоревшей кожи, у пациента более-менее нормальный внешний вид, что также благотворно влияет на процесс выздоровления. У юных пациентов после применения метода ксенотрансплантации еще быстрее восстанавливается эластичная, упругая кожа. Недавно у нас лечился маленький ребенок, который поступил в отделение с ожогом более 70 процентов тела: недосмотревшие за ним взрослые вытащили малыша из кастрюли с кипятком. Примерно через месяц ребенок был выписан домой.

-- Считается, что ожоговые больные обречены на длительное лечение. Приходилось слышать об одном вашем пациенте-»рекордсмене», который лечился в отделении год и три месяца…

-- Действительно, было такое. Раньше больные находились в отделении месяцами. Благодаря ксенотрансплантации они выздоравливают быстрее в среднем на две-три недели. У пациентов и их родственников есть выбор: лечиться по старинке или с помощью нового метода. Ксенокожа стоит недешево: необходимо около пяти тысяч гривен, чтобы полностью закрыть ею тело взрослого человека. Приобрести свиную кожу можно в одной из винницких аптек, куда ее завозят из Тернополя: там есть малое предприятие, производящее такой трансплантат. Кстати, теперь его не нужно, как раньше, хранить в жидком азоте.

-- Технологию производства и применения ксенокожи в лечении ожоговых больных разработал доктор медицинских наук профессор Тернопольской медакадемии Владимир Бигуняк, -- отметил Василий Нагайчук. -- Мы же усовершенствовали практику использования ксенотрансплантатов. Считаю, этому должны научится все ожоговые хирурги Украины.