Происшествия

Фирма «пост-шопинг» обязана приостановить реализацию по почте рекламируемых товаров

0:00 — 24 мая 2002 eye 4435

Послания этой фирмы заставляют многих людей необоснованно верить в то, что они выиграли крупный денежный приз

В течение вот уже нескольких лет в редакцию «ФАКТОВ» приходят письма от людей, испытывающих двойственные чувства. С одной стороны, они счастливы, так как им выпал денежный выигрыш, исчисляющийся десятками тысяч гривен. С другой -- они несчастны, так как получить выигрыш им не удается. И они просят помощи в борьбе с фирмой «Пост-Шопинг», которая подарила им такой шанс, но отказывается выплатить деньги.

В большинстве своем эти люди -- пенсионеры. Часто инвалиды или обитатели домов престарелых. Каждый из них имеет при себе пухлую папку с письмами, квитанциями об оплате и рекламными проспектами. Он свято уверен, что первый раз в жизни ему улыбнулось счастье и на выигранную огромную сумму он сможет отдохнуть, поправить здоровье и позволить себе многие вкусные вещи, о которых раньше приходилось только мечтать.

Однако позже выясняется, что на самом деле этот человек вовсе не победитель розыгрыша. Но он отказывается в это верить. Вот и ходит по кабинетам чиновников и редакциям газет, пытаясь отыскать правду и получить, наконец, свой выигрыш.

Многие товары рекламируются как обладающие свойством избавить человека от проблем

Недавно деятельностью «Пост-Шопинга» заинтересовался Государственный комитет стандартизации, метрологии и сертификации Украины (Госстандарт). Вот, что рассказал корреспонденту «ФАКТОВ» руководитель отдела контроля в сфере рекламы Госстандарта Олег Кобельков:

-- «Пост-Шопинг» является частью разветвленной международной системы, работающей в 80 государствах. Направление ее деятельности -- торговля товарами по почте. В самой такой торговле ничего необычного нет. Она распространена во многих странах. Зажиточный человек может позволить себе заплатить несколько лишних долларов, чтобы товар был доставлен ему домой.

Другая ситуация в Украине. Наши граждане, как правило, зарабатывают не слишком много и вынуждены считать каждую копейку. А товар, который привозят на дом, обычно стоит дороже, чем аналогичный, продаваемый на рынке или в магазине. Следовательно, привлечь покупателя ценой при торговле по почте трудно. Поэтому для продвижения своих товаров таким фирмам, как «Пост-Шопинг», приходится прибегать к необычным способам.

В частности, многие изделия рекламируются как обладающие свойством избавить человека от проблем. Одни обещают избавление от какой-либо одной проблемы (предлагая, например, шорты для похудения или книгу «Как стать богатым»). Другие -- от проблем вообще (это всевозможные талисманы, медальоны, кулоны, браслеты).

Естественно, продать такой товар можно не всякому. Большинство людей в чудеса не верят и не станут покупать никаких чудодейственных средств. Поэтому главная задача -- найти покупателя. Для этого в газетах помещают информацию о товаре, с помощью которого можно в короткое время решить свои проблемы. Желающим его приобрести предлагают заполнить купон, указав свои полное имя и адрес, и выслать его фирме.

Таким образом составляется база данных людей, склонных верить в чудеса, а значит, являющихся потенциальными покупателями «волшебных» товаров и азартными участниками розыгрышей больших призов. Впоследствии им можно предлагать и другие изделия, обладающие «уникальными» свойствами.

Через некоторое время каждый человек, отозвавшийся на рекламу, получает по почте заказанный товар и письмо, из которого следует, что он стал участником розыгрыша и почти выиграл главный приз. Однако для того, чтобы получить его, нужно выполнить определенные условия. Чаще всего заказать еще какие-либо товары фирмы.

В поддержании энтузиазма клиентов огромную роль играют сами письма. Их, по всей видимости, составляют квалифицированные психологи, поскольку у получателя не остается никаких сомнений в том, что именно он стал обладателем приза. В то же время в тексте прячутся уловки, из которых следует, что приз данному клиенту не достанется. Однако они умело замаскированы, и человек, взволнованный фразой «Вы выиграли 30 тысяч гривен!», их не обнаружит.

Поскольку, как мы уже говорили, клиенты «Пост-Шопинга» -- те, кто склонен верить в чудо, большинство из них обычно соглашается на предложенные условия и высылает деньги. А когда впоследствии оказывается, что приз выиграли не они, люди чувствуют себя обманутыми.

За помощью граждане обращаются в органы защиты прав потребителей. Но дело в том, что в Украине сегодня нет закона, который бы четко регламентировал розыгрыши призов и предписывал организаторам четко разъяснять участникам их правила.

Победители в розыгрышах «Пост-Шопинга» действительно есть (иначе руководство фирмы можно было бы привлечь к ответственности за мошенничество). Однако их гораздо меньше, чем людей, которые уверены в том, что выиграли приз.

Чтобы получить приз, нужно подписаться на журнал, заплатив за год 156 гривен плюс 24 гривни за доставку

В Главном киевском городском управлении по делам защиты прав потребителей мне показали целую пачку заявлений граждан. Все их авторы убеждены, что выиграли 30 тысяч гривен, и требуют от государственных органов помочь им добиться выплаты приза.

Письма, или «личные послания», которые «Пост-Шопинг» отправляет своим клиентам, весьма любопытны. После прочтения остается полное впечатление, что получатель письма действительно выиграл 30 тысяч гривен. После повторного внимательного изучения начинаешь понимать, что это не совсем так.

Письмо начинается с фразы: «ЛИЧНОЕ ПОСЛАНИЕ: госпожа К. (фамилию мы, естественно, указывать не станем. -- Авт. ), присуждаются 30000 гривен. Наши поздравления победителю!» Рядом оттиск штампа «Уведомление о 1-м призе 30000 гривен». Ничего удивительного, что у госпожи К. не остается сомнений в том, что нужно срочно одеваться и идти получать означенную сумму.

Хотя, если вдуматься, становится понятно, что госпоже К. просто сообщают, что присуждается приз и фирма поздравляет счастливого победителя.

Дальше огорошенной первым сообщением госпоже К. предлагают стереть защитное напыление напротив своей фамилии (магические ритуалы всегда играют большую роль в любом чуде). Под ним оказывается номер, который совпадает с выигрышным. По зрелом размышлении начинаешь понимать, что лично к госпоже К. этот номер никакого отношения не имеет. Текст гласит, что он выигрышный, но нигде прямо не утверждается, что он принадлежит упомянутой госпоже.

Впрочем, как раз к зрелому размышлению и внимательному изучению каждой буковки текста, даже написанной мелким шрифтом, госпожа К. не готова. Она уже поверила в чудо, а вера, как известно, сомнений и проверок не приемлет.

Тем более что письмо торопит ее, призывает к немедленным действиям: «Скорее сотрите золотистое напыление… », «… не теряйте ни минуты и откликнитесь немедленно!», «Вам достаточно сделать только одно: в самые короткие сроки прислать нам ответ», «Не теряйте времени даром!»

Правда, есть одно условие: чтобы получить приз, госпоже К. нужно подписаться на журнал «Вива». Подписка на год стоит 156 гривен плюс 24 гривни за доставку. Легко подсчитать, что в месяц журнал обойдется подписчику в 15 гривен. Трудно судить о его качестве, так как ни одного номера я не видел. Однако замечу, что, согласно каталогу «Укрпочты», стоимость подписки на самые толстые и глянцевые украинские журналы не превышает 8 гривен в месяц.

Послание сопровождается также листовками с изображением счастливых улыбающихся клиентов фирмы. Фотографии дополняются текстами писем людей, которым уже повезло.

«Около полутора месяцев назад я получила от вас посылку, в которой была книга «Как стать богатым» и необыкновенные магические духи… А в подарок волшебный кристалл-талисман, заряженный Юрием Лонго. С того самого дня моя жизнь резко изменилась. Мне 48 лет, а мне все объясняются в любви (можете себе представить? -- Авт. ), меня любят, и я люблю, мне очень хорошо. Все хорошее, о чем я подумаю, сбывается. Это чудо!»

«Дружба с вами изменила меня, я и сама стала молодой и привлекательной, обрела силу духа и в итоге попала в страну любви -- развелась, а 15 сентября мы с моим новым мужем зарегистрировали наши отношения».

«Хочу сказать огромное спасибо за предоставленную возможность узнать о чудодейственных свойствах Голубого Креста. После того, как я начала его носить, я вскоре нашла работу и выиграла приз 1500 гривен».

В общем, нет ничего удивительного в том, что госпожа К. идет в банк и отправляет 180 гривен, становясь участницей розыгрыша.

«В своих рекламных материалах фирма подает неоднозначную информацию относительно розыгрыша призов»

Проверкой деятельности «Пост-Шопинга» занималось Главное киевское городское управление по делам защиты прав потребителей. О результатах корреспонденту «ФАКТОВ» рассказал заместитель начальника управления Виктор Лысенко:

-- У нас скопилось большое количество жалоб от клиентов ООО «Пост-Шопинг» из многих регионов Украины. Только в нынешнем году их поступило более ста. Претензии связаны в основном с информацией относительно побед в розыгрышах призов. Все, кто обратился в Главное киевское управление, были убеждены, что главный приз выиграли именно они.

Учитывая большое количество жалоб, наши специалисты провели проверку рекламных материалов «Пост-Шопинга» и товаров, которые он предлагает для продажи.

Было установлено, что в своих рекламных материалах фирма «Пост-Шопинг» подает неоднозначную информацию относительно розыгрыша призов. Каждый клиент, который приобрел товар по рекламному каталогу фирмы, получал сообщение о том, что он принял участие в розыгрыше призов. Сообщение было построено в такой форме, что гражданин считал, что он уже выиграл приз, но для его получения нужно дополнительно приобрести товары (таким образом проводилась, в частности, подписка на журнал «Вива»). Таким образом, фактически все было построено так, что из потребителя вытягивались деньги под предлогом, что он, возможно, выиграет приз.

Проверка также показала, что товары «Пост-Шопинга» стоили дороже, чем аналогичные в розничной торговле и на рынках. Кроме того, потребитель должен оплачивать почтовые услуги.

Нарушал «Пост-Шопинг» и другие права потребителей. Им не предоставляли необходимой, доступной, достоверной и своевременной информации о названиях и адресах производителей товаров, датах изготовления, правилах и условиях эффективного и безопасного использования изделий.

На отдельные товары (шорты для похудения, гречишную подушку и др. ) не представлены документы, удостоверяющие качество товара.

Поэтому на основании проверок Главное киевское управление выдало «Пост-Шопингу» два предписания. В соответствии с первым, реализация товаров приостановлена до тех пор, пока не будут устранены все недостатки, обнаруженные в ходе проверки.

Второе предписание касается рекламных продуктов фирмы и обязывает ее обеспечить четкую регламентацию проведения розыгрышей призов, ясно и однозначно сформулировать условия, при которых гражданин может выиграть приз, исключив элементы двузначности и умолчания, вводящие в заблуждение участников розыгрышей.

Возобновить реализацию своих товаров «Пост-Шопинг» сможет только после устранения всех недостатков и с письменного разрешения Главного киевского городского управления по делам защиты прав потребителей.