Культура и искусство

Демис руссос: «когда занимаешься любовью с женщиной и обоим хорошо, кажется, что этого слишком мало. Поэтому я готов вновь и вновь заниматься любовью… »

0:00 — 24 мая 2002 eye 5730

В рамках своего мирового гастрольного турне певец дал концерт во Дворце «Украина»

Хиты Демиса Руссоса «Сувенир», «Прощай, моя любовь, прощай!», «Пять часов» вошли в золотой фонд музыки ХХ века. Его имя занесено в Книгу рекордов Гиннесса: он побил все мировые рекорды по количеству выпущенных платиновых, золотых и бриллиантовых дисков.

Демис (Артемиос) Вентурис Руссос родился в Александрии 15 июня 1946 года в семье работавшего в Египте по контракту греческого архитектора. В Грецию семья вернулась в связи с Суэцким кризисом. На сборы отводилось 24 часа: все личные сбережения остались в местном банке. Поэтому на первых порах на родине им пришлось нелегко: сняли дешевую квартирку в пригороде, питались крайне скромно…

В 60-х годах минувшего столетия Руссос со своим земляком, композитором Вангелисом, создал группу «Афродит Чайлд». Играли арт-рок и вскоре стали знамениты. Десятилетие спустя Демис занялся сольной карьерой и вскоре завоевал бешеную популярность, давая по 150 концертов в год… Сегодня у Руссоса, который свободно владеет семью языками и относит себя к «людям мира», есть особняк в фешенебельном парижском пригороде Нейи, но половину года он проводит в Греции. Маэстро похудел. Если раньше его вес достигал 146 килограммов, то теперь колеблется от 110 до 120 килограммов. А началось все в 1985-м, когда моментально «улетучились» 36 килограммов…

14 июня 1985 года самолет, в котором Демис со своей второй женой летел из Афин в Рим, угнали террористы. Через пять дней Демиса освободили целым и невредимым. Однако за это время он похудел со 146 до 110 килограммов.

«В свои 55 лет я так и не научился не принимать все близко к сердцу»

-- Демис, как ни печально это звучит, тема терроризма весьма актуальна и сейчас…

-- Я не очень люблю об этом вспоминать. Хотя сейчас, когда прошло столько времени, должен признать, что тогда у меня были некоторые преимущества в сравнении с другими заложниками. Может быть, потому, что меня любили и в арабских странах как певца и не собирались захватывать в заложники именно меня, как это было, например, с сотрудниками российского посольства, с европейскими журналистами. Я случайно оказался в этом самолете. Нападавшие даже автограф у меня попросили. Меня содержали в нормальных условиях, в квартире, но под охраной. Припоминается одна забавная вещь. Один из моих «тюремщиков» как-то решил принять душ в квартире, где находился я, и попросил меня, пока он будет мыться, посторожить его автомат Калашникова.

-- И все же ощущение было ужасное?

-- Я понял, что такое война. Впервые в жизни наблюдал ее вот так, с близкого расстояния. Видел 15-летних мальчишек с оружием, они и сами не знали, зачем они взяли его в руки. Таких примеров множество во всех недавних войнах: в Боснии, в Афганистане… Мы живем в такое время, что можно лишь следовать за временем. Эта ситуация связана еще и с глобализацией.

-- Вы склонны к трагическому восприятию происходящего?

-- В моей жизни было много ужасных моментов. В свои 55 лет я так и не научился не принимать все близко к сердцу. Безумно расстраиваюсь, когда слышу о смерти друзей, близких (а с возрастом это происходит все чаще), да просто о том, что гибнут невинные люди.

-- Что-то мы все о грустном…

-- В моей жизни много и радостных моментов. Я счастлив, когда со мной мои дети, когда у меня рождаются внуки, когда познаю женщину, когда есть успех…

«Чтобы добиться хорошего звука, я надел на голову кастрюлю и запел»

-- Вы часто оперируете философскими категориями. Впрочем, это неудивительно -- вы же закончили философский факультет Афинского университета. Но философия -- одно, а жизнь…

(Еще в семнадцать лет Руссос перечитал труды почти всех древнегреческих мыслителей и в университетских диспутах частенько поправлял даже умудренного сединами доктора философии… -- Авт. ).

-- В жизни столько всего -- и счастья, и несчастья…

-- Мы ведь условились -- только о хорошем. Как в вашей жизни появилась музыка?

-- Все началось в пятилетнем возрасте, с тех пор, как начал петь в церковном хоре, еще в Александрии. Вслушиваясь в эхо под сводами храма, я замирал… Много репетировал дома, но нигде голос не звучал так красиво, как в церкви. Стремясь добиться похожего звука, однажды я надел на голову кастрюлю и запел. Результатом остался доволен, только вот медная посудина не желала сниматься, словно намертво приросла к ушам. Мать извела целую бутылку масла, чтобы освободить дурную голову своего непутевого отпрыска…

-- Это и была та самая нашумевшая хирургическая операция?

-- Нет. Желтой прессе понадобилось «вспомнить» о ней десятилетия спустя: «Голос Руссоса обладает тембром столь редкой окраски исключительно благодаря… перенесенной в юности операции на гениталиях». В действительности же в четырехлетнем возрасте я перенес тонзиллит. Хирург, колдовавший над моим горлом, едва не перерезал связки. Ткани срослись, однако из-за их незначительной деформации голос стал неповторимым.

Твердо решив стать музыкантом, а, возможно, и певцом, Демис не терял время понапрасну -- уже в шесть лет самостоятельно обучился игре на гитаре и трубе, затем принялся за фортепьяно. Дебют молодого музыканта состоялся в маленьком полуподвальном клубе в Пирее, куда Демис пришел с друзьями и случайно помог выступавшей на сцене рок-группе, заменив заболевшего гитариста. Оказавшись у микрофона, он от испуга запел.. и с этого дня благодаря ему портовая забегаловка превратилась в одно из самых богемных мест в городе. Билеты туда достать было невозможно -- они расходились за несколько дней до его выступления. Народ валом валил послушать симпатичного кареглазого паренька, исполнявшего известные шлягеры в неповторимой манере. Тогда же Руссос поступил на философский факультет: там учились самые отвязные музыканты. Именно в университете он подружился с молодым композитором Вангелисом Папатанасиу и ударником Лукасом Сидейрасом. Они создали группу «Дитя Афродиты», которую заметила одна из ведущих звукозаписывающих компаний. После пятичасового прослушивания (Демис полностью охрип) с группой заключили контракт. Первый альбом, названный в честь принесшего им удачу сингла «Дождь и слезы», разошелся во Франции десятимиллионным тиражом. Спустя еще девять месяцев входившие в него хиты -- «Я хочу жить», «Конец света» -- заняли верхние строчки всех европейских хит-парадов. «Пламя и лед» -- первый сольный альбом, записанный Руссосом в 1971 году, -- всего за год разошелся тиражом в два миллиона экземпляров, сделав автора богачом. Он тут же снял роскошные апартаменты в центре Парижа, приобрел дорогое авто, нанял прислугу, шофера и личного секретаря.

-- Творчество и любовь: как они сочетаются в вашей жизни?

-- Мне не раз приходилось жертвовать творчеством ради любви. Когда дело касается близких людей, семьи, нам, людям искусства, приходится выбирать. Особенно если дело касается детей. К сожалению, в свое время я многого им недодал. Поэтому сегодня стараюсь уделить им как можно больше внимания.

«Чтобы быть счастливым, мужчина должен оставаться холостяком»

-- У вас двое детей -- дочь и сын. Они имеют какое-то отношение к музыке?

-- Дочери от первого брака, Эмили, уже за тридцать. Она -- актриса, иногда пишет сценарии для телевидения. Сыну, Кириллу, двадцать седьмой год. Он ди-джей.

-- Дочь -- от первого брака, сын, насколько я знаю, от второго… Сколько же раз вы были женаты?

-- Четырежды. В начале карьеры я очень нуждался в близком человеке. В это время познакомился с Моник, она и стала матерью Эмили. Но… Потом я встретил женщину своей мечты -- Доминик. Вскоре у нас родился сын. Сегодня уже могу сказать: я был слишком молод и горяч, чтобы не поддаться искушению закрутить интрижку с какой-нибудь красоткой, просившей автограф после концерта. Доминик не простила мне «контакта» с молоденькой секретаршей, хотя я всегда принадлежал ей одной… С Памелой мы познакомились в букинистическом магазине. Американская модель, она была само совершенство… Дольше всех «задержалась» Мария-Тереза (хотя, разводясь в третий раз, певец поклялся никогда больше не жениться).

-- Возможно, потому, что она уже умудрена жизненным опытом…

-- Возможно. Скорее, сказывается мой возраст…

-- На что вы намекаете?

-- Совсем не на то, о чем вы подумали. Просто я стал терпимее, что ли…

-- А как же увлечения, любовь?

-- Сложно ответить однозначно. Слишком поздно понимаешь: чтобы быть счастливым, мужчина должен оставаться холостяком. Все хорошее слишком быстро кончается. Когда занимаешься любовью с женщиной и обоим хорошо, кажется, что этого слишком мало. Поэтому я готов вновь и вновь заниматься любовью.

Все жены пытались изменить его манеры, образ жизни, размеры тела (последнее всегда было самым большим камнем преткновения). Тем более, что в его комплекции, помимо минусов (все дверные проемы его в жилище вдвое шире обычных, одежду и обувь ему шили на заказ, для перелетов приходилось нанимать самолет частной авиакомпании -- в их салонах кресла больше приспособлены для таких великанов), есть и плюсы: благодаря необъятной грудной клетке он пел только «вживую». Если же выходило из строя оборудование (такое случалось частенько), работал без микрофона. Руссос разработал собственную методику похудания, испробовал ее на себе и сбросил полсотни килограммов. Затем выпустил книгу «Вопрос о весе», которая разошлась миллионными тиражами.

-- Можно сказать, что вы переживаете в своем творчестве ренессанс?

-- Просто хочется идти дальше. Не думаю, что это ренессанс моей артистической карьеры. Это скорее своеобразная эволюция. Я никогда не чувствую усталости и всегда работаю с полной отдачей.

-- Как вы относитесь к современной эстрадной музыке, к современным исполнителям?

-- Когда спрашивают о молодых, ощущаешь себя динозавром. На эстраде сегодня работает много интересных и талантливых людей. Многие говорят, что в 60-е и 70-е годы музыка была лучше. Это не так, каждая эпоха интересна по-своему. Разница лишь в том, что в 60-е годы было больше времени для развития талантов. Теперь это превратилось в конвейер. Талантов достаточно и сегодня, просто мы их не всегда замечаем.

-- В последнее время в мировой практике наметилась тенденция к дуэтному исполнению. Как вы к этому относитесь?

-- Это интересная идея. У меня уже есть проект выступлений дуэтом с классическими певцами из других стран в сопровождении симфонического оркестра и этнической группы. Меня привлекает прежде всего творческие возможности такого выступления, а не коммерческий успех. Кстати, я не против выступлений с малоизвестными исполнителями, лучше -- исполнительницами…

-- Вы много гастролируете. Есть в мире место, куда вам хотелось бы возвращаться вновь и вновь?

-- Мне трудно назвать какое-то определенное место. Ведь я профессионал, и все зависит от того, куда меня приглашают.

-- Вам понравилось в Украине?

-- Я здесь уже третий раз и не перестаю восхищаться вашей страной.