Происшествия

В ходе предварительного следствия один из «маньяков с окружной дороги» признавался в убийствах, которых… Не было, и называл себя вторым чикатило

0:00 — 25 мая 2002 eye 364

В Киевском апелляционном суде близится к завершению слушание дела братьев Борисовых (фамилия изменена в интересах следствия. -- Авт. ), обвиняемых в убийствах женщин на Окружной дороге весной 1999 года

«ФАКТЫ» уже неоднократно писали о резонансном уголовном деле братьев Борисовых, обвиняемых в серии убийств молодых женщин, совершенных в Киеве и Киевской области весной 1999 года. Всего по данному делу проходят пять человек, но, безусловно, основные действующие лица этой кровавой истории -- 34-летний Анатолий Борисов и его младший брат Александр, 25 лет от роду. Согласно обвинительному заключению, составленному Генеральной прокуратурой Украины, расследовавшей обстоятельства этого уголовного дела, оба брата обвиняются в бандитских нападениях, убийствах восьми женщин и одного мужчины. Кроме того, по мнению обвинения, на совести старшего брата Анатолия еще три жизни молодых женщин. Последней его жертве чудом удалось спастись.

История об убийствах на Окружной дороге в свое время наделала столько шума, что сегодня читатели имеют право подробно узнать обо всех кровавых преступлениях, в которых обвиняются братья Борисовы. Мы расскажем о них, основываясь на материалах обвинительного заключения.

Анатолий освободился из заключения за шесть дней до своего дня рождения

Старший из братьев, Анатолий, еще в 1992 году был приговорен Ватутинским районным судом Киева к шести годам лишения свободы за разбой и изнасилование в извращенной форме. Сегодня суд рассматривает версию, что среди тех давних дел Анатолия есть еще более страшное. На предварительном следствии он сознался, что более десяти лет назад жестоко убил молодую женщину, свою сотрудницу, с которой встречался. После бурного выяснения отношений он попытался задушить свою жертву стальной проволокой, а затем, решив, что дело сделано, спрятал тело женщины (которая, как выяснилось, была еще жива) в трубе водоотводного канала. Брошенная в воду лицом вниз, будучи без сознания, молодая женщина захлебнулась. (О некоторых обстоятельствах этого убийства «ФАКТЫ» сообщали 7 марта 2002 года).

Анатолий вышел на свободу 10 октября 1998 года, за шесть дней до своего дня рождения. Ему исполнялся 31 год. По рассказам некоторых свидетелей, Борисов вернулся из зоны совершенно очерствевшим и ожесточившимся и обнаружил, что за это время его младший братишка, которого он помнил пятнадцатилетним, превратился во взрослого 21-летнего парня. Старший упрекнул младшего за то, что, когда он отбывал срок, тот сидел на шее у родителей и не стал на криминальный путь, чтобы зарабатывать деньги. После этого он предложил Александру некоторое время поработать вместе.

Первым делом братья раздобыли оружие. Самодельный пистолет с глушителем и запасом патронов Александр купил еще летом. Кроме того, запаслись дубинкой и радиопереговорным устройством, а «колеса» -- 408-й «Москвич» -- у них уже были. Формально машина принадлежала матери, но фактически она находилась в полном распоряжении ее младшего сына Александра.

У первой жертвы братьев был шанс выжить

Первое преступление братья Борисовы совершили, можно сказать, случайно. Проезжая в районе Демеевки, Анатолий увидел из окна автомобиля знакомую девушку (назовем ее Аней). Она стояла на автобусной остановке, и братья галантно предложили подвезти ее домой, на Борщаговку.

Возле самого дома Анатолий напросился к Анне в гости. Пока младший брат ждал в машине, старший сумел уговорить девушку поехать с ними -- покататься по городу, развеяться. Развеиваться компания направилась за Окружную дорогу. По словам обвиняемых, Александр тормознул машину вблизи какого-то оврага, и они с Аней слегка подняли себе настроение… наркотиками. Саше этого показалось мало, и он стал приставать к девушке с непристойными предложениями, но получил отказ. Рассвирепев, он накинулся на Аню с кулаками, но та тоже оказалась не лыком шита и готова была дать «ухажеру» достойный отпор. Но в конфликт вмешался Анатолий.

Видимо, оба брата испугались того, что девушка может заявить на них в милицию, обвинив в попытке изнасилования, и решили… убить Анну. Младший брат сорвал с девушки шарф, накинул ей на шею, и оба принялись душить несчастную. Когда жертва упала замертво, Александр бросился бежать. Но старший оказался более предусмотрительным и решил все же проверить, жива девушка или нет. И тем самым лишил ее единственного шанса на спасение.

Аня была еще жива, когда Анатолий, достав из машины отвертку, принялся колоть ее в грудь. После таких травм выжить было невозможно…

Братья Борисовы получили печальную известность как убийцы женщин. Единственным мужчиной, ставшим их жертвой, был сотрудник Управления Государственной пожарной охраны ГУ МВД Украины в Киевской области.

Это произошло 9 ноября, через четыре дня после убийства Ани. Время приближалось к полуночи, и братья, вооружившись пистолетом, колесили на «Москвиче» по городу, высматривая очередную жертву. В районе Голосеевского парка они увидели мужчину, «голосующего» на обочине возле троллейбусной остановки. На его беду, он был одет в хорошую кожаную куртку.

План нападения братья согласовали заранее. Анатолий должен был остаться «на стреме» возле автомобиля, и в случае чего предупредить младшего. Александр, выскочив из машины, набросился на жертву. Однако в этот момент мимо проезжал УАЗик, который братья приняли за… милицейскую машину. Бросившись в «Москвич», они совсем уж было решили удирать, но увидели, что УАЗ проехал, а мужчина в классной курточке остался стоять на остановке с поднятой рукой. Снова подъехав к остановке, братья Борисовы предложили подвезти его до дому, и тот согласился, не узнав в младшем буквально только что нападавшего на него грабителя (для того, чтобы стать неузнаваемым, Александр всего лишь снял куртку).

Они привезли свою жертву под дом и попытались сорвать с мужчины куртку. Тот бросился в парадное, но грабители настигли его и убили выстрелом в голову. Тело отвезли в лифте на один из верхних этажей. Кроме залитой кровью кожаной куртки, бандитам достались деньги (чуть меньше 350 гривен), ключи и служебное удостоверение убитого.

«Оставлять ее в живых нельзя»

Совершив первые убийства, Борисовы уже не могли остановиться и, словно голодные волки, вновь и вновь выходили на охоту. Главной их целью было кого-нибудь ограбить. А убийства совершались, как они считали, по необходимости -- братья боялись, что их опознают и посадят. Позже желание грабить у них отойдет на второй план, и останется лишь жажда плотских утех и крови.

Примерно в конце ноября -- начале декабря 1998 года Борисовы выехали на «Москвиче» матери в очередной раз поохотиться. Прихватили с собой самодельный пистолет калибра 5,6 миллиметра с глушителем. Они ехали по улицам Киева на небольшой скорости, внимательно вглядываясь в голосующих вдоль дороги. Недалеко от ДОСААФ, на улице Индустриальной, они увидели хорошо одетую девушку, которая безуспешно пыталась остановить проезжающие мимо автомобили. «Москвич» Борисовых остановился, и Александр, сидевший за рулем, предложил подвезти девушку.

Нужно сказать, братья умели находить общий язык с девушками. Вот и Валентина (так звали пассажирку), которая, видимо, никуда не спешила, согласилась покататься по Киеву с симпатичными молодыми людьми.

-- Вы меня только завезите к подруге, у которой я живу, -- предложила Валя. -- Я быстренько переоденусь и поедем.

Пока девушка переодевалась, Борисовы дожидались ее в машине. Сама же прогулка по Киеву закончилась неожиданно быстро. Братья ограничились тем, что привезли Валентину на квартиру к Анатолию. После небольшого импровизированного ужина девушка, как сказано в обвинительном заключении, «по обоюдному согласию вступила в половую связь» со старшим братом. Потом, пока она была в ванной комнате, Анатолий обыскал карманы ее куртки и нашел сто долларов.

-- Давай напоим ее снотворным, -- предложил Александр. -- Когда заснет, мы сможем спокойно забрать деньги, а потом вывезем ее куда-нибудь за город и там бросим. Она потом ничего не вспомнит.

-- Как это не вспомнит, -- возразил Анатолий. -- Я же ее в свою квартиру привез. Вдруг она адрес запомнила? Оставлять ее в живых нельзя.

Найденные в курточке девушки сто долларов и решили ее судьбу. Валентине в напиток все же подсыпали снотворное, потом сонную девушку посадили в машину и вывезли за город. В районе велотрека возле села Круглик Киево-Святошинского района Александр растолкал Валентину, и когда та проснулась, не понимая, где находится, предложил ей выйти из машины, чтобы проветриться. Ничего не подозревающая девушка, пошатываясь от снотворного, успела сделать лишь несколько шагов по направлению к лесу, когда сзади прозвучал выстрел. Александр выстрелил из самодельного пистолета почти в упор, целясь в затылок. Тело Валентины Борисовы перетащили подальше в лес и засыпали снегом.

Вместо того, чтобы спросить, из-за чего произошла ссора, Анатолий предложил брату добить жертву

Следующей жертвой братьев была неизвестная женщина в возрасте от 20 до 30 лет. Борисовы подобрали ее примерно в феврале-марте 1999 года в полночь в районе Севастопольской площади и пообещали подвезти на «Москвиче» на Борщаговку. По всей видимости, эта женщина была не очень отягощена моралью и, со слов обвиняемых, сама предложила Борисовым заняться с ней любовью прямо в машине.

Выехав за город, Александр остановил машину в безлюдном месте возле села Вита Почтовая, и Анатолий вышел из салона «Москвича». Через несколько минут он услышал, как женщина и Александр ссорятся. А потом обое выскочили из машины, и прозвучал выстрел. Женщина упала. Анатолий же, вместо того, чтобы поинтересоваться, что произошло, предложил своему брату добить жертву:

-- Ты же видишь, она еще дышит. А ну-ка, еще раз в голову…

Александр выстрелил еще трижды.

К весне 1999 года, чувствуя свою полную безнаказанность, братья стали более изощренными в своих преступлениях…

«Я переплюнул Чикатило!»

Братья Борисовы на судебных заседаниях не выглядят подавленными и время от времени сами, невзирая на протесты своего адвоката, пытаются выступить в роли следователей, устраивая импровизированные допросы свидетелей.

Чем ближе окончание суда, тем чаще они меняют свои показания. На сегодняшний день известно только то, что Анатолий признает себя виновным лишь в одном убийстве и еще в одном покушении на убийство. Речь идет о последнем эпизоде, в результате которого одна из жертв преступников осталась живой и сумела опознать братьев. Александр же не признается ни в чем, кроме… краж автомобилей.

Любопытно, что во время следствия и Анатолий, и Александр признавались во всех тринадцати убийствах. Более того, старший брат вдруг «вспомнил» о других преступлениях и некоторое время возил оперативников по Окружной дороге, чтобы показать еще один труп убитой им женщины. Но больше трупов обнаружено не было. Для чего это нужно было Анатолию -- остается загадкой. Известно лишь, что во время одного из судебных заседаний следователь, который вел это резонансное дело, процитировал фразу, брошенную однажды старшим Борисовым: «Я переплюнул Чикатило!» Теперь же Анатолий отказывается от всех своих прежних показаний, утверждая, что он подписывал их после того, как следователь спаивал его водкой. «Я же человек непьющий, напивался быстро и делал, что мне говорили», -- объясняет младший Борисов. Сказанное Анатолием в суде подтверждено не было. Зато младший брат решил перенять его способ защиты, и когда в суде зачитывались его показания, начал утверждать, что подпись под ними… поддельная: «Я не знаю, кто их подписывал. Хотя подпись действительно моя».

В судебном процессе объявлен перерыв до 27 мая. Как стало известно «ФАКТАМ», адвокат обвиняемых собирается от их имени просить о направлении дела на дополнительное расследование. Если это прошение не будет удовлетворено, то суду останется выслушать прения сторон, последнее слово подсудимых, после чего судья удалится в совещательную комнату для вынесения приговора.