Одиннадцать лет назад в течение года были совершены три крупных нападения на львовские музеи
Преступники, ограбившие Музей оружия «Арсенал» (отдел Львовского исторического музея), картинную галерею Олеского замка и Львовскую галерею искусств, действовали по четко отработанной схеме, рассчитав все до мельчайших деталей -- от ситуации на границе и времени суток до места нахождения сторожей, музейных смотрителей и охраны. Во время последнего ограбления в картинной галерее Львова впервые в Украине погибли музейные работники. Все эти преступления до сих пор не раскрыты, украденные ценности так и не найдены, милиция относительно хода следствия хранит ничем не объясняемое молчание. С рассказа об этих преступлениях, которые, вполне вероятно, так и не будут раскрыты, «ФАКТЫ» начинают публикацию материалов, посвященных пропавшим в нашей стране культурным ценностям.
Пожалуй, украсть больше культурных и исторических ценностей из львовских музеев, чем во времена независимости, сумели только нацисты. Главный хранитель Львовского исторического музея Ольга Перелыгина, изучая документы, свидетельствующие о потерях фондовых коллекций своего музея в период фашистской оккупации, смогла установить лишь приблизительную стоимость вывезенных картин, исторического оружия, мебели, икон, книг, археологических находок и скульптур. В 1945 году эта сумма составила ни много ни мало 10 миллионов 154 тысячи советских рублей. Стоимость же украденного из львовских экспозиций в 80--90-х годах прошлого века, по оценкам искусствоведов, тянет приблизительно на 1 миллион 100 тысяч долларов. Причем далеко не все похищенное учтено, и если копнуть глубже, всплывают факты кражи в шестидесятые годы портретов сына Богдана Хмельницкого Тимоша и его жены Домны Розанды. А в семидесятые -- исчезновения из фондов львовских музеев еще 250 произведений живописи. Тогда и было возбуждено уголовное дело против одного из музейных хранителей. После суда подозреваемый в хищениях хранитель, переволновавшись, скончался.
Последние львовские ограбления отличались дерзостью и изобретательностью. Январской ночью 1984 года два «гуттаперчевых» львовянина разобрали кирпичную стенку, которой было заложено высокое окно Армянской церкви, где тогда находились фонды Национального музея. Проникнув внутрь, злоумышленники вынесли 22 иконы. Безоружный сторож, охранявший той ночью хранилище, дремал в помещении храма, удаленном от фондов. Комиссия, оценившая потери, в справке отметила, что общая стоимость похищенного составляет 810 тысяч рублей. Правда, с оговоркой, что реальную цену этим иконам установить вообще невозможно!
Грабителей искали по всему Советскому Союзу, в результате следствие вышло на львовско-московскую группу: львовяне, проживавшие недалеко от улицы Армянской, разрабатывали способы проникновения в храм, а москвичи -- возможности сбыта икон. В конце концов в Москве, Свердловске и Львове были арестованы участники этого преступления. Подросткам, разобравшим стенку церкви, дали по шесть лет заключения, а вот какое наказание понесли заказчики из Москвы, украинская милиция почему-то не сообщает (ссылается на то, что дело это старое и многое уже позабылось). Известно лишь, что в 1984 году в Россию попали девять икон из Армянской церкви, и они почему-то до сих пор не возвращены в Украину. Остальные 13 икон московские «эксперты» оставили львовским исполнителям, заплатив еще и гонорар за похищение -- по 150 рублей каждому.
Но и эта чертова дюжина редких образцов украинской церковной живописи долго во Львове не задержалась. Как объяснили музейщикам похитители, все украденное они быстро сбыли цыганам фактически за копейки. Большая часть утраченных икон относится к галицкой иконописной школе XV--XVII веков. Наиболее интересны из них «Распятие», «Сошествие в ад», «Въезд в Иерусалим», «Сошествие Святого Духа», «Крещение» и «Вознесение». На этом грустная история похищения из Армянской церкви заканчивается. Милиция гордится тем, что поймала преступников, а сотрудники Национального музея во Львове уже и не надеются, что украденное вернется в фонды.
Правда, у этого давнего «иконного дела» оказался маленький постскриптум -- буквально за неделю до нашей командировки во Львов в Музее истории религий украли еще одну икону. Прямо в зале. Охранник музея на мои вопросы о последнем похищении ничего толком ответить не смог, но уверил, что ведется следствие, и посоветовал обратиться к милицейскому начальству
Спустя несколько лет после ограбления Армянской церкви, в 1991 году, было совершено нападение на сотрудников Музея исторического оружия «Арсенал». Здесь преступники действовали еще наглее. Никто из них не дожидался ночи и тем более не разрабатывал хитроумных планов захвата одного из самых старых фортификационных сооружений Львова. Все произошло как в кино.
За неделю до ограбления охранник «Арсенала», большой фанат футбола, принес в музей свой маленький телевизор, чтобы посмотреть игру украинской сборной. И был очень разочарован, когда диктор объявил, что игра переносится на другой день. Вместе с заведующим и несколькими смотрителями музея ему пришлось смотреть полицейский боевик, в котором грабители в масках ворвались в банк, успели, уложив на пол всех посетителей, собрать деньги, но прямо в дверях банка были арестованы. После просмотра фильма заведующий «Арсенала» даже воскликнул: «Вот как бывает в цивилизованных странах! Каждый знает свое дело -- вкладчики вкладывают в банк деньги, бандиты грабят их, а полиция арестовывает бандитов » Знал бы он, что подобная ситуация через несколько дней повторится в его музее, правда, с иным финалом -- без ареста преступников!..
Утром 25 мая, через 30--40 минут после открытия «Арсенала», в музей зашли двое. Билетерша их хорошо запомнила: один высокий, словно жердь, и жилистый мужчина, второй -- крепкий, как дубовый бочонок, и невысокий. Оба одеты в черные короткие кожаные куртки, на головах -- черные вязаные шапочки (этакий уголовный вариант Тарапуньки и Штепселя). Покупая копеечные билеты, они протянули двадцатипятирублевую купюру, и женщине, у которой не нашлось сдачи, пришлось предложить им музейный каталог. Пройдя в музей, посетители отправились не на второй этаж, где начинается экспозиция, а на первый.
В музее, кроме безоружного охранника, нескольких смотрителей, билетерши и заведующего, в зале на втором этаже находились женщина с двумя маленькими детьми и два старика-канадца, вернувшиеся в родной Львов после многих лет эмиграции. Они-то и услышали звон разбивающегося стекла в зале на первом этаже. До этого в «Арсенале» уже разбивали витрины -- во время экскурсии некий полковник авиации так увлекся осмотром механизма старинного ружья, что в пылу проломил своим могучим лбом толстое стекло.
Зазвенела сигнализация, заведующий «Арсенала», оставив канадских гостей, по лестнице сбежал на первый этаж -- и вдруг от неожиданности сел прямо на ступеньки. На него был направлен пистолет Макарова. Недалеко от грабителя на полу уже лежали перепуганные сотрудники музея и охранник. Пока заведующего держали на мушке, один из преступников, разбивший ногой витрину, сорвал с покрытой бархатом доски шесть, казалось бы, надежно прикрепленных проволокой, старинных сабель. Сложил их в мешок и выбежал из музея. За ним, держа всех на мушке, последовал второй. Пятясь, словно крабы, к музейщикам робко подошли канадские дедушки и пролепетали: «Ну, у вас тут, як у Чiкаго ».
За всю историю музея такого еще не было! А ведь в «Арсенале» всегда ревностно относились к экспонатам. Даже на просьбы кинематографистов одолжить что-либо из экспозиции для съемок хранители практически всегда отвечали отказом. Даже «бедному» Боярскому-д'Артаньяну, для которого перед съемками «Трех мушкетеров» выбили разрешение минкульта СССР на получение в музее оригинальных мушкетов и рапир, пришлось довольствоваться их копиями. Милиция, приехавшая на вой сигнализации лишь через двадцать минут, оказалась бессильна. Границу Украины с Польшей перекрыли только через три-четыре часа (в тот день в Польше был Папа Римский, и на переездах не было тщательного пограничного и таможенного контроля, поскольку множество украинских католиков ринулись на встречу с понтификом). А чтобы получить «пограничную» санкцию министра внутренних дел Украины, сотрудникам «Арсенала» пришлось слукавить -- стоимость украденных шести сабель они обозначили миллионом долларов. Реальная же их цена -- 60 тысяч долларов.
-- Думаю, это ограбление было заказным. Преступники взяли не самое дорогое оружие в нашем музее, -- рассказывает «ФАКТАМ» хранитель фонда оружия Львовского исторического музея Борис Мельник. -- Но в числе украденных были очень интересные сабли. Среди иранских, турецких и албанских клинков, ножны которых усыпаны множеством самоцветов, больше всего мне жаль две парадные японские сабли (тачи) XVIII века. Обе представляют большую ценность (по оценке Министерства культуры Украины, они стоят 25 тысяч долларов. -- Авт. ). Клинки у них такие же, как у иных самурайских мечей-катан, но все остальное Одна сабля имела чудесно оформленную рукоять из моржовой кости, с великолепной тончайшей, прекрасно сохранившейся резьбой сценок из самурайских романов. У другой рукоять была обтянута акульей кожей. А на ее конце имелась треугольная дужка, украшенная фигурной композицией, изображающей пожатие двух ладоней. Цубе -- эфес -- этой сабли сделан из «сакудо» -- сплава золота и меди. Я даже ссорился с Пробирной палатой, доказывая это чиновникам. Кроме того, обе сабли имеют по два шелковых шнура, указывающих на ранг носивших их самураев. К сожалению, я так и не смог установить, кому в самурайском сословии по иерархии принадлежало это оружие.
Кто и для кого выкрал сабли, милиция нам не сообщает. У меня есть стойкое ощущение, что правоохранители знают, но молчат. Конечно, сабли могли заинтересовать и львовских коллекционеров оружия, но они все уже давно за границей. К примеру, владелец самой крупной львовской коллекции исторического оружия Славик Эчмиадзин уехал из Львова в Австралию еще в 1983 году.
Бывший заведующий отдела «Арсенал» Львовского исторического музея, которого бандиты во время ограбления держали на прицеле пистолета, поводил нас по музею, однако дать интервью вежливо, но твердо отказался. Потом уже «ФАКТАМ» рассказали, что после ограбления «Штепсель и Тарапунька» несколько месяцев запугивали его, поджидая возле дома или звоня среди ночи. Он и сегодня опасается преступников, не исключая, что они до сих пор живут во Львове. После ограбления «Арсенала» тогда еще сотрудник музея, а теперь народный депутат Украины Михаил Косив сказал: «Оружие надо охранять оружием». К сожалению, его слова были услышаны милицией лишь через год. К тому времени произошли еще два похищения -- из Львовской галереи искусств.
Прошло еще полгода, и жертвой очередного грабежа пал неприступный Олеский замок (филиал Львовской галереи искусств). Операция по похищению 15 картин львовской портретной школы XVI--XVII веков была разработана на совесть. Воспользовавшись отсутствием сигнализации и вооруженной охраны, преступники штурмовали замок, как в рыцарские времена. В ночь с 27 на 28 ноября 1991 года по стволу спиленной лиственницы (после ремонта возле замка какое-то время лежали сложенные строителями леса) на стену взобрался вор и, аккуратно прислонив к окну бумагу, бесшумно выдавил стекло. Вторую оконную раму он снял полностью и, проникнув в замок, «очистил» целых три зала галереи! Около девяти часов утра крепость открывал заведующий отделом «Олеский замок» Роман Соломка.
-- Мне и сегодня страшно это вспоминать, -- рассказывает он. -- В одном из залов у выхода на стенах не было двух портретов. Висели одни веревки. Сначала я подумал, что их забрали реставраторы. В следующем зале у окна стояла старинная скамеечка-банкетница -- с огромным вмятым отпечатком ботинка на ней. Картин у окна тоже не было -- болтаются одни веревки Меня бросило в холодный пот! Кинулся дальше по галерее, вижу -- нет еще многих картин. Потом увидел и осколки оконного стекла, и снятые с экспонатов рамы -- они были сложены у стены. Вызвал милицию. Следственная группа тогда долго осматривала место преступления, снимала отпечатки пальцев Запускали даже поисковую собаку. Тщетно! Как мне кажется, в ту ночь под замком грабителей ожидала машина, и портреты, скорее всего, повезли к границе. Недалеко от трассы, в хлеву, потом были найдены и снятые с картин подрамники. Преступники брали только те картины, которые можно было свернуть в рулон. Рисованную же на дереве, видимо, прихваченную ими по ошибке, они бросили прямо под стеной, на которую взбирались.
-- Картины, похищенные из Олеского замка, сложно оценить (по каталогу пропавших культурных ценностей в Украине, их стоимость составляет 177 тысяч долларов. -- Авт. ). Дело в том, что украдены были экземпляры из коллекции львовской портретной школы, которая хранится рядом с Олеским замком -- в фондах монастыря капуцинов, -- говорит директор Львовской галереи искусств, президент украинского комитета Международного совета музеев при ЮНЕСКО Борис Возницкий. -- Это самая крупная в Европе коллекция местной портретной живописи XVI--XVII столетий. К примеру, в Париже портретов этого периода сохранилось чуть более трехсот, русская портретная школа того же периода представлена всего одной картиной, а в Восточной Украине сохранились только четыре работы того времени. У нас же в коллекции их более тысячи. Из украденного самым ценным является «Портрет Яна Жевуского» кисти неизвестного львовского художника.
Кроме того, в руки преступников попали прекрасный по композиции «Портрет мещанки с книгой», портреты таких известных исторических личностей, как Дмитрий Вишневецкий и львовский ученый и врач Ян Барановский. Среди похищенного были и две батальные картины. Поскольку следователи ничего нам не сообщали, мы сами пытались разыскать картины. Профессор Луцкого университета, обладающий экстрасенсорными способностями, называл нам номер дома в Черновцах, в подвале которого прятали картины, прежде чем вывезти их в Румынию
А главный хранитель галереи Роман Федына рассказал «ФАКТАМ», что несколько лет назад, когда в Вене выставлялись их картины, сотрудникам принесли каталог аукциона «Доротеум. Старые мастера». В нем под номером 189 значилось, что 18 октября 1995 года на торгах за 22 тысячи долларов была продана батальная картина, по размерам, сюжету и композиции идентичная похищенной из Олеского замка. На аукцион ее выставил гражданин Германии Петер Альфред Липп, а купила австрийский арт-маклер Рената Вольгемут. Это еще раз подтвердило, что украденные полотна были вывезены за рубеж, и руководство музея сразу подготовило официальное сообщение в Интерпол. В данный момент это, наверное, единственная зацепка для следствия
Апогеем в серии ограблений львовских музеев стало заказное похищение из картинной галереи эскиза известного польского художника Яна Матейко «Ян Собеский под Веной» и двух картин Артура Гроттгера -- «Ноктюрн» и «Объединение». Тогда, 29 апреля 1992 года, впервые за всю историю музеев Украины пролилась кровь. Войдя под видом посетителей в галерею, преступники, оставив в гардеробе сумку с дымовой шашкой, поднялись в экспозиционные залы. А когда из сумки повалил дым и в музее началась паника, они стали срезать картины. Выбежавшие с огнетушителями двое заместителей директора картинной галереи тут же были расстреляны грабителями. (Подробно об этом двойном убийстве «ФАКТЫ» писали 18 мая 2002 г. ).
На какой аукцион или в чью частную коллекцию приведет детективов кровавый след этого преступления, покажет время. Получить ответы на эти вопросы уже десять лет пытаются львовские газетчики. По одной версии, высказанной «ФАКТАМ» пожелавшим остаться неизвестным львовским антикваром, картины Гроттгера и эскиз Матейко мог заказать кто-то из ярых польских «патриотов». В Польше до сих пор сохраняется большой интерес к творчеству Матейко, тем более что там собрана и самая крупная коллекция его работ. Исключение составляло полотно «Ян Собеский под Веной», которое находится в Ватикане. Естественно, заказать его эскиз проще было во Львовской галерее искусств.
Это убийство, как и похищения в Олеско и «Арсенале», пока не раскрыто. Объединяет преступления то, что они были тщательно спланированы, совершены с откровенной наглостью и приблизительно в одно и то же время -- с интервалом в полгода. Никто из участников ограблений и убийств так и не предстал перед судом. Между прочим, описание грабителей «Арсенала» и убийц в галерее искусств во многом совпадает.
Слава Богу, хоть музеи после убийства в галерее стали охранять так, как это принято во всем мире. Везде была установлена современная сигнализация и поставлены охранники из Госслужбы охраны МВД Украины, экипированные бронежилетами, автоматами и средствами связи.
-- Но даже усиленная охрана не может гарантировать полной сохранности экспонатов во львовских музеях, -- говорит директор Львовской галереи искусств Борис Возницкий. -- Во-первых, у музеев зачастую не хватает средств на содержание охранников, а в месяц только за одного милиционера мы должны заплатить 650 гривен. Во-вторых, после убийства в галерее мы боимся, что профессиональные похитители смогут в любой момент спровоцировать перестрелку с охраной, чтобы осуществить свои намерения. Кроме того, зарплата старших музейных сотрудников всего 180 гривен, и это нередко толкает их на нечестный заработок. Я имею в виду подмену музейных оригиналов копиями. Кстати, сейчас этой проблемой серьезно занимается СБУ. А я вспоминаю, как года три назад возвращался во Львов поездом «Варшава--Одесса». В купе ко мне подсел молодой человек, мы разговорились. Я рассказал ему о своей профессии И тут его прорвало. «А вы знаете, чем я занимался? -- спросил он. -- Возил в Польшу оригиналы живописных полотен из наших музеев. Договаривался с проводниками, закреплял картины под вагоном -- и так перевозил их несколько лет. В одном из одесских музеев уже, наверное, не осталось ни одного подлинника. Одни копии!». Честно говоря, мне тогда стало не по себе. Я был настолько растерян, что даже забыл спросить, о каком именно музее он говорил В общем-то, эта проблема сегодня, наверное, самая болезненная в музейном деле. Факты подмены экспонатов копиями есть по всей Украине, хотя серьезно они еще не расследовались.
P. S. По данным СБУ, в странах Европы и сейчас действуют несколько преступных группировок, специализирующихся на культурных ценностях. В каждую из них входят наши бывшие соотечественники. Прекрасно вооруженные и оснащенные последними техническими новинками для шпионажа, они готовы выполнить любой хорошо оплачиваемый заказ на похищение музейных экспонатов. И не только в Украине. Все зависит лишь от уровня безопасности наших музеев. Не позарятся они разве что на скифскую пектораль, охраняемую в Украине как музейный объект номер один, да на последнюю находку коллег Бориса Возницкого, ныне хранимую в Золочевском замке. Два года назад в темном яру возле замка, куда боялись спускаться местные жители, были обнаружены два странных камня с высеченными в готическом стиле шифрами. Археологи установили, что находки относятся к XV веку (период поздней готики). Рядом с камнем были найдены топор и кости животных
-- Мы думаем, что это ритуальные строения неизвестного религиозного культа, возле которых проводились служения и жертвоприношения. В данный момент эти камни изучают в нескольких европейских университетах, и аналогов им и объяснений пока нет, -- говорит Борис Возницкий. -- На одном из камней выбиты два скрещенных венка -- терновый и маковый, что, предположительно, символизирует человеческое горе и человеческую смерть, а между ними -- дыра. Думаю поставить в эту дыру что-то наподобие мельницы -- пускай туристы вертят!
Конечно, утешает, что эти тяжеленные эзотерические глыбы ни один похититель не возьмется утащить, разве что самосвалом.