Такое беспрецедентное решение принял Франковский районный суд Львова по иску Уполномоченного Верховной Рады по правам человека Нины Карпачевой. Иск украинского омбудсмана к прокуратуре и СБУ был предъявлен 4 февраля 2001 года. В нем г-жа Карпачева просила возместить моральный и материальный ущерб Иванне и Ивану Мозолам -- по 50 тысяч каждому из родителей от спецслужб и по 15 тысяч от областной прокуратуры. Напомним, что их 26-летнего сына Юрия задержали сотрудники управления СБУ 27 марта 1996 года по ложному, как оказалось, доносу соседки. Это было время, когда правоохранительные органы усиленно искали серийного убийцу Анатолия Оноприенко. Правоохранители заподозрили, что более десятка убийств, совершенных во Львовской области, дело рук Мозолы. Задержанного Юрия поместили в следственный изолятор управления СБУ, в котором несколько дней -- с ведома сотрудников областной прокуратуры -- незаконно содержали, унижая его человеческое достоинство и избивая. В результате Мозола не выдержал пыток и скончался. В конце 2000 года несколько сотрудников следственного изолятора были осуждены к различным срокам наказания. Между тем, кое-кому из причастных к этой трагедии по тем или иным причинам удалось избежать наказания, а бывший помощник Генерального прокурора Украины, причастный к «делу Мозолы», до сих пор в розыске.
-- Юрий погиб, но не взял на себя чужого греха, -- заявила Нина Карпачева. -- И тем самым ускорил поиск настоящего убийцы, чем спас, возможно, не один десяток жизней.
Когда выносили приговор убийцам, суд признал потерпевшей вдову Юрия и обязал СБУ выплатить ей 50 тысяч гривен. Но родителей, для которых сын был единственным кормильцем и которые буквально нищенствовали, упорно не хотели признавать пострадавшей стороной. От перенесенного горя мать и отец Юрия стали инвалидами, и вся их пенсия уходила на лекарства. И во время заседания Франковского суда они от переживаний едва держались на ногах, а Иванне Мозоле стало так плохо, что ее забрала карета скорой помощи (в больнице женщине оказали необходимую медицинскую помощь и разрешили вернуться домой).
После окончания процесса Нина Карпачева заявила журналистам, что удовлетворена решением суда, «однако у нее нет ощущения победы». Впервые в Украине иск был предъявлен не конкретным людям из правоохранительных органов, а самой системе. И этот процесс подтвердил действенность статьи Конституции Украины о том, что высшая ценность государства -- человеческая жизнь.
Н. Карпачева поблагодарила СБУ за поддержку и человеческое отношение по сложившейся ситуации. По ее словам, такой подход свидетельствует о демократических изменениях в деятельности СБУ. «Я знаю, это позиция руководства СБУ», -- подчеркнула она.
Однако ответчики неоднозначно встретили решение суда. Если начальник управления СБУ во Львовской области Богдан Ваврик еще на первом заседании заявил, что выполнит решение суда, то представитель областной прокуратуры Юрий Макогон отметил, что они готовы возместить моральный и материальный ущерб только в размере зарплаты за три дня, в течение которых Мозола находился в следственном изоляторе. А посему, скорее всего, решение Франковского райсуда будет обжаловано в апелляционном суде.