Врачи скорой помощи, примчавшиеся по вызову во вторник вечером в квартиру N 99 по ул. Мельникова, 89 в Шевченковском районе столицы, были шокированы увиденным. Сначала соседи показали медикам лежавшую на диване в общем коридоре молодую женщину. Она была в крайней степени истощения. Потом оказалось, что в квартире находятся тела 52-летней женщины и двух девочек -- трех и пяти лет. Посмотрев на них, можно было сразу предположить, что все умерли от голода.
Самым диким в этой истории оказалось то, что взрослые женщины обрекли себя на голодную смерть совершенно добровольно, по религиозным соображениям. А детей заставили страдать, чтобы «получить кое-что от Бога».
Соседи рассказали прибывшим на место трагедии корреспондентам «ФАКТОВ», что хозяйка 99-й квартиры, 52-летняя Тамара Александровна Гримайло, лет десять назад стала членом какой-то религиозной секты.
-- Первое время она пыталась проводить с нами беседы на религиозные темы и убеждала в правоте своего мировоззрения, -- рассказывает соседка Нина Афанасьевна Грузина. -- Но, увидев, что это ни к чему не приводит, оставила свои попытки. Тамара постепенно замкнулась в себе, и наше общение свелось к приветствиям при встрече. Четыре года назад ее сын Артур уехал проповедником в Хмельницкий. Год назад он приехал оттуда с женой Светланой и двумя дочерьми. Старшей, Лизе, было пять лет, а младшей, Ане, три. Девочки были тихие, как мышки, худенькие, почти прозрачные. Еще немного спустя в квартире появился новый жилец -- 22-летняя Ира. Тоже из Хмельницкого и тоже член секты. В Киеве она скрывалась от родителей, которые пытались вырвать ее из этой организации.
Последнее время вид у Тамары был отрешенный. На лице блуждала блаженная улыбка. Казалось, она все время прислушивается к своему внутреннему состоянию. Припоминаю, как в начале весны она предупреждала меня, что скоро, мол, начнется мировая война и нужно запасаться продуктами впрок.
-- Жильцы 99-й квартиры не попадались вам на глаза по меньшей мере месяц. Не показалось ли вам это подозрительным?
-- Тамара вроде бы говорила соседке из 100-й квартиры, что они собираются ехать в село. В квартире было тихо, и мы думали, что там никого нет. А во вторник вечером Светлана вдруг вышла из своей квартиры и позвонила в ближайшую, 100-ю, дверь. Она выглядела совершенно изможденной, даже не могла стоять. До соседей буквально доползла, передвигая перед собой стул. Сказала, что ей плохо и попросила вызвать «скорую». Мы уложили ее на диванчик в коридоре. «Скорая» приехала быстро, ей тут же поставили капельницу. Врачи вошли в квартиру и там обнаружили мертвую Тамару, совершенно раздетую, накрытую одеялом. По всей видимости, она скончалась от голода. Свету понесли вниз. Уже в машине скорой помощи она заявила, что в ванной находятся мертвые дети. Врач мигом вернулся, думали, еще не все потеряно и малышкам можно помочь. Однако девочки уже давно были мертвы. Света потом призналась, что старшая дочь умерла 27 октября, а младшая и свекровь -- 2 ноября. Детей она сложила на пол в ванной и закрыла дверь на задвижку.
-- А запаха вы не чувствовали?
-- Не было никакого подозрительного запаха. Потом оказалось, что в квартире были распахнуты окна и балконная дверь. Все выветривалось.
А примерно неделю назад в нашем доме появилась хмельнитчанка Ира, раньше куда-то исчезавшая. Она как ни в чем не бывало жила в 99-й квартире, здоровалась с соседями. В 100-ю квартиру звонили сестры Тамары, беспокоившиеся, что от нее долго нет вестей. Ира говорила с ними в присутствии соседей. Бодрым голосом отвечала, что все нормально. А утром во вторник (за несколько часов до того, как изнемогающая Света выползла просить о помощи. -- Авт. ) из 99-й квартиры вышли Ира и Артур с чемоданом и несколькими пакетами. Соседи случайно услышали, как Артур возле лифта: «я что-то не так просчитал». Возможно, имел в виду конец света.
-- Значит, этот Артур вышел из квартиры, оставив там мертвую мать, мертвых дочерей и умирающую жену?
-- Выходит, так
Чтобы посмотреть в глаза женщине, уморившей голодом собственных детей, и спросить, что же толкнуло ее на это, мы отправились в городскую клиническую больницу N9.
Главврач больницы Михаил Валюк по дороге в реанимационное отделение, где сейчас находится женщина, рассказал, что больная поступила по «скорой» во вторник в 20. 25 в состоянии крайнего истощения. Она была в сознании, но жаловалась на общую слабость.
-- Состояние пациентки мы расценили как тяжелое, -- рассказал заведующий отделением интенсивной терапии Сергей Афанасьев. -- Она назвалась Светланой Гримайло, а потом добавила, что ее девичья фамилия Безкоровайная. Со слов больной мы поняли, что она иногородняя и приехала к мужу. При осмотре был поставлен диагноз «кахиксия» -- резкое истощение. Она даже не могла стоять. Женщина сказала, что не принимала пищу в течение 30 дней и объясняла это ритуальным голоданием.
В просторной светлой палате мы увидели закутанную с головой в верблюжьи одеяла женщину, свернувшуюся «калачиком» и безучастно отвернувшуюся к окну.
-- Светлана, вы можете говорить?
В ответ послышалось еле слышное «да» и из-под одеял на нас с опаской глянула молодая женщина, довольно миловидная, но неестественно худая. Она не могла даже приподнять голову.
-- Светлана, вы добровольно голодали?
-- Да. Это было ритуальное голодание.
-- А к какой вере вы себя относите?
-- Христианской.
-- С какой целью вы голодали?
-- Я могу только одно сказать: в данном случае это были неправильные меры и поэтому я не хочу своими ошибками кармить (понятие кармы -- судьбы, предначертанного жизненного пути -- не является христианским. Оно пришло из восточных религий. -- Авт. ) других. Это мое заблуждение.
-- Заблуждение какого рода? Вы постились, чтобы умереть?
-- Нет, нет. Чтобы получить кое-что от Бога
После некоторой паузы нам удалось выяснить, что Светлана приехала из Хмельницкого, где живут ее престарелые родители и она не хочет, чтобы они обо всем узнали.
По словам Сергея Афанасьева, Светлана голодала «грамотно», со знанием дела -- пила воду, ставила себе клизмы. Если бы она «отважилась» на сухую голодовку, то не выжила бы. Сейчас, кроме капельниц с общеукрепляющими препаратами, витаминами и вспомогательной терапии, пациентка не нуждается в специализированном лечении. Ее просто надо откормить. Врачи сказали, что утром после поступления Светлана съела несколько ложек диетического питания. У нее есть чувство голода. От еды эта женщина не отказывается, прекрасно понимая, что сейчас ей это жизненно необходимо.
P. S. В связи со случившимся вчера было возбуждено уголовное дело по факту убийства по неосторожности (статья 119 УК Украины). Как рассказал «ФАКТАМ» прокурор Шевченковского района Михаил Самчук, Тамара Гримайло, ее невестка Светлана и сын Артур были членами секты пятидесятников. Артур вообразил себя мессией. Подробнее о том, что из этого вышло, читайте в завтрашнем номере «ФАКТОВ».