Пока отца несчастных девочек разыскивает прокуратура, их мать в больнице пришла к выводу: «Мы искренне заблуждались»
На прошлой неделе «ФАКТЫ» подробно описали шокирующий случай, когда в одной из крохотных гостинок Киева от истощения умерли две малолетние сестрички и их бабушка. О том, что же толкнуло семью Гримайло на бессмысленное ритуальное голодание, рассказала мать несчастных девочек 37-летняя Светлана, попавшая в больницу в крайней степени истощения.
В больнице, судя по всему, Светлана чувствует себя неплохо, очень довольна вниманием врачей и уходом, только вот пожаловалась, что ей дают слишком маленькие порции еды. Она сообщила, что чувствует себя хорошо и настроена в ближайшее время начать ходить. «Я очень хочу жить!» -- воскликнула Светлана. При всей своей физической слабости женщина живо поинтересовалась тем, как окружающие расценивают произошедшее с ней, и попробовала объяснить свой поступок сама, согласно какой-то своей логике.
«До этой истории» Светлана жила в Хмельницке, закончила филфак Черновицкого университета, восемь лет работала в школе учителем русского языка и литературы. Одно время она посещала собрания пятидесятников, но постепенно пришла к выводу, что это не ее религия. Случай свел женщину с Артуром.
-- Он всегда хотел найти живого, действующего Бога, который бы помогал людям, -- рассказала Светлана. -- Мы поженились без благословения пятидесятников, и они нас отлучили. После этого мы просто верим своей семьей. Мы христиане, как и первые ученики Создателя. У нас нет организации, финансовой базы, печатного органа, юридического статуса. Только наши личные убеждения.
Детей Светлана «рожала легко, без кесарева сечения, практически за полчаса» благодаря молитвам. Причем беременность младшей Анечкой проходила тяжело, и за две недели до появления малышки врачи настаивали на госпитализации. Однако Светлана наотрез отказалась, написав расписку в том, что берет ответственность за свое здоровье на себя, и отправилась домой молиться. Все прошло благополучно, и женщина восприняла это как дар Божий.
-- Вы начали поститься с какой-то определенной целью?
-- Да, мы хотели получить помощь от Бога. У нас была одна личная семейная проблема, связанная с тем, что нам жизненно необходимо. Тем более что Бог обещал нам ответить.
-- А каким образом?
-- Дело в том, что человек при более близком взаимодействии с Богом может слышать Его голос. Для большинства людей это, конечно, безумие.
-- Вы слышали голос Бога?
-- Неоднократно Но в этой истории обнаружилась такая проблема: чтобы получить от Бога некоторые вещи, нужен (я этого не знала) определенный уровень веры. Допустим, если медицинскую операцию, которую может сделать только профессор медицины, берется делать доцент, то она обязательно будет проведена неудачно. В данном случае произошла такая же ошибка с нашей стороны. Мы переоценили свои силы и вовремя этого не увидели Но у меня как у верующей матери есть одно утешение: я знаю, что мои дети живы -- они у Бога. Материя не вечна, а дух вечен.
-- Света, но получается, что ваши малышки у Бога, а вы решили все-таки остаться здесь. Вы сами приняли это решение?
-- Ну, мы просто поздно сориентировались. Одно дело, что есть хотелось, а другое, что параллельно шли очень сильные эстетические переживания, неземные. Я видела сады: яблочные, грушевые, сливовые Я ощущала некоторое томление за раем. В этот момент я лежала и читала книгу одной верующей американки, где описывалось нечто подобное, где жизнь клокотала. У меня была такая сильная вера в то, что Бог хочет мне все это показать и вернуть. Нужда у нас была другая, но эти прекрасные переживания
Рядом со Светланой, испытывающей религиозный экстаз, лежала умирающая трехлетняя Аня, которая уже не могла даже попросить дать ей поесть. Девочка «ушла к Богу» во сне.
-- Почему вы не остановились, когда умерла ваша дочь?
-- У нас была такая мысль, что Бог ее воскресит. Через три дня умерла Лиза, а вслед за ней через полчаса -- свекровь. Лиза говорила с нами, и мы обещали, что скоро ей можно будет кушать. Ведь мы же детям давали конфеты, сладкий сироп. Это был щадящий пост. Это, конечно, непостижимо, но я не ощущала сильного голода, потому что была сконцентрирована на духовных вещах.
-- Трехлетний ребенок не может концентрироваться на духовном, когда хочет кушать.
-- Но ведь мы искренне заблуждались Чисто по-человечески ко мне приходили такие мысли: «Они же будут хныкать, они же меня замучают». Не было такого -- Бог поддерживал нас! Не знаю, как я сама тридцать дней продержалась?!
-- Сколько времени вы с мужем провели в одной квартире с мертвыми детьми и свекровью?
-- Четыре дня. Мы приходили в себя, расхаживались. Очень трудно было выходить из голодовки. Детей перенесли в ванную и открыли настежь окна. К нам приехала подруга Ира и помогала нам, покупала продукты, а мы готовили картофельные и капустные отвары, размачивали батон. Один раз попробовали макароны, но мне потом было плохо. Артур легче переносил голод, но ему было тяжелей морально. Ему важно было разобраться, потому что на нем была вся ответственность. Он -- глава семьи. И если он ошибся, то Бог с него спросит. Например, накажет болезнью.
-- Вы понимаете, что вас могут привлечь к уголовной ответственности?
-- Да, конечно. И это будет наказанием от Бога. Я могу только просить, чтобы Он был ко мне милостив. Может быть, я не до конца понимаю, какой резонанс вызвало все это у людей.
-- А вам не приходило в голову, что муж бросил вас? Ведь он уехал с молодой подругой, прихватив чемодан с вещами, и даже не вызвав «скорую».
-- Нет. Он поехал к людям, которые помогут ему разобраться в себе. Он сказал мне:»Ты будешь жить» -- и пообещал, что придет человек и вызовет мне «скорую». Я собрала сумку для больницы, отварила немного капустных листьев, поела и поползла с табуреткой в коридор
-- Света, а вы думали о том, как будете жить дальше?
-- Так, чтобы не переходить черту разумного и делать добро.
Во время нашего со Светланой разговора санитарка принесла обед, и больная заметно оживилась. Да, в ее глазах был живой блеск и заинтересованность в этой жизни. Она разочарованно поинтересовалась, почему к полагающейся порции супа и риса с паровой котлеткой принесли только один кусочек хлеба. А на замечание, что ей нельзя много есть, Света доверительно шепнула:»Ничего, я потом у них еще выпрошу» и с аппетитом принялась поглощать больничный супчик -- пока теплый.
Корреспондент «ФАКТОВ» побеседовала с сестрой умершей Тамары Раисой Гримайло:
-- Тамара разошлась с мужем вскоре после рождения сына. Но маленький Артур характером был копия отец: такой же «пуленепробиваемый» -- флегматичный, ко всему равнодушный. Как горшок -- куда посадишь, там и будет сидеть. В школе учился очень плохо, учителя поражались его безразличию ко всему на свете. А мать и бабушка тряслись над любимым ребенком и в результате воспитали законченного эгоиста. Когда Артур ушел в армию (он попал в Литву в стройбат), Тамара помчалась за ним, там снимала квартиру, все время носила ему передачи. Вернувшись в Киев, Артур на работу не спешил, хотя закончил ювелирный техникум. В своей жизни он ни дня нигде не работал.
Единственная примечательная черта в его характере -- хорошо подвешенный язык. Сначала он сам стал читать Библию, позже убедил в необходимости ее изучения и свою мать. Она смотрела на него, как на Бога. Мы были в ужасе, пытались ее переубедить, но ничего не получалось. Тамара стала другим человеком. Раньше приезжала к нам в Шостку столичная барышня: одета по моде, с прической. Мы гордились нашей младшей сестричкой. А последний раз явилась, как старушка, в платочке. Все говорила: последний раз я к вам приехала, последний день рождения у меня был. Мы хотели забрать ее к себе, но Артур не позволил. Они жили вшестером -- она, Артур с женой, две девочки и Ира, представившаяся как Светланина сестра, -- в крохотной малосемейке. Жили на Тамарину зарплату. Когда она приходила с ночной смены, то боялась зайти в комнату, чтобы не разбудить спящих. Так и ждала на кухне, пока те проснутся. Детки были, как ангелы, такие милые, тихие. Артур к дочкам, насколько я заметила, был совершенно равнодушен.
За комментарием «ФАКТЫ» обратились к Михаилу Паночко, президенту всеукраинского союза Церковь христиан веры евангельской:
-- Действительно, Светлана принадлежала когда-то к подпольному движению Объединенной церкви христиан веры евангельской. Братья и сестры в Хмельницком, которые ее знали, говорят, что она была неуравновешенным человеком. Светлана познакомилась с неким Артуром, приехавшим из Киева. По нашим правилам, мужчина и женщина не могут иметь интимные отношения до брака. Только после заключения брака в загсе они могут быть обвенчаны. Светлане сделали одно предупреждение, второе, и она собралась выходить замуж за Артура. Но поскольку ее избранник не был членом нашей религиозной организации, ее отлучили от церкви. Это было шесть лет назад. Те, кто видел Артура, считают, что он фанатик, больной человек.
Церковь христиан веры евангельской (кстати, занимающая пятое место в Украине по числу прихожан) предполагает трепетное отношение к семейным ценностям. Чем больше в семье детей -- тем лучше. У меня, например, их пятеро, у моего заместителя -- девять. Недавно мы написали письмо Президенту Украины с предложением запретить аборты. Светлана и тот, чьему влиянию она поддалась, совершили страшное преступление, замахнувшись на жизнь, данную Богом.
Что касается конца света, в нашей церкви не принято высчитывать, когда он придет. Нужно быть к нему готовым всегда -- чистой совестью, чистыми помыслами.