«делай аборт и точка! « -- сказал врач 36-летней медсестре, заразившейся туберкулезом на работе

0:00 — 20 ноября 2001 eye 3362

Однако женщина решила рожать. И в акушерском отделении Киевской туберкулезной больницы N 1, единственном в Украине для таких рожениц, на свет появилась здоровая малышка. В прошлом году в медучреждениях нашей страны заразились туберкулезом 734 работника

«Больше года меня ошибочно лечили от пневмонии»

-- Взять малышку на руки мне разрешили лишь через три недели после родов, -- рассказывает Татьяна. -- Первый месяц я общалась с ней, надев маску. О кормлении грудью не могло быть и речи, так как через молоко ребенок может заразиться туберкулезом.

Пятимесячная девчушка с розовыми щечками тихонько посапывает, улыбаясь во сне. Мы идем с хозяйкой беседовать в гостиную, чтобы случайно не разбудить ребенка.

-- Я проработала медсестрой в районной поликлинике 14 лет, -- продолжает женщина. -- Думаю, там и заразилась туберкулезом. Узнав о своем диагнозе, стала прокручивать в памяти все последние события и вспомнила, что однажды на прием приходил мужчина с открытой формой туберкулеза. Обидно, что больше года меня лечили неправильно, ошибочно диагностируя пневмонию каждый раз, когда состояние резко ухудшалось.

Татьяну направляли на консультацию в тубдиспансер, но фтизиатр тоже подтвердил неверный диагноз -- пневмония. Лечение не помогало, кашель усиливался, температура стала подниматься до 40 градусов. Тогда медики решили, что легкие поразила красная волчанка -- неизлечимое аутоиммунное заболевание, которым Татьяна страдает более двадцати лет. Женщине назначили очередной курс гормональной терапии, чтобы подавить развитие антител, которые организм начинает вырабатывать против себя.

-- Как-то я показала снимки легких заведующему терапевтическим отделением в своей поликлинике, он ужаснулся: почему никто не заподозрил туберкулез, -- вспоминает Татьяна. -- Мне сделали томографию (послойный рентген) легких, взяли анализ мокроты. И оказалось, что у меня открытая форма туберкулеза, одно легкое уже в стадии распада. Я жила с мамой, к счастью, она не заболела.

Как ни странно, в моей болезни есть и светлая сторона. В туберкулезной больнице я встретила свою вторую половину. После лечения забеременела.

Когда пришла в женскую консультацию становиться на учет по беременности, врач категорически отказался заводить на меня карточку. «Делай аборт и точка!» -- настаивал он. Говорил, что я и половину срока не выношу ребенка.

Во время беременности «дырка» в легких у Татьяны практически затянулась

-- Я была в шоке, когда узнала, что Таня забеременела, -- говорит мама Татьяны Лариса Константиновна. -- Всю жизнь над ней трясусь. В 14 лет у нее в один миг все тело покрылось сухими красными корочками. Сыпь появилась даже под волосами, пришлось обрезать косы. Год дочка не ходила в школу, почти все время лежала в больнице. Ей долго не могли поставить правильный диагноз. Знакомая подарила мне книгу, где описаны кожные болезни. Я прочитала все, кроме информации об одной болезни -- красной волчанке. Сердцем чувствовала и боялась открыть эту страницу. Десять лет назад умер мой муж. После вскрытия в справке написали, что у него была красная волчанка, из-за чего отказали почки. Однажды пришла к дочке в больницу, а она бежит по лестнице мне навстречу и радостно кричит: «Мама, мне поставили диагноз -- красная волчанка». Я села и заплакала. То, чего я больше всего боялась, случилось. У Танечки только кожные поражения, однако недуг в любой момент может переброситься на сердце, почки, суставы…

Тане назначили гормональные препараты. Кожа очистилась, но за месяц девочка поправилась на 25 килограммов. Чтобы вернуться в форму, понадобилось пять лет. Пришлось восстанавливать и поредевшие волосы. Мама делала Тане маски из касторового и репейного масел. Сейчас у женщины густые волосы, как и раньше.

-- Меня интересовал вопрос, можно ли рожать страдающим красной волчанкой, -- продолжает Татьяна. -- Я много читала о своей болезни, узнала, что некоторые женщины рожают. Во время беременности ходила на консультацию к главному ревматологу Киева. Он сказал, что раз красная волчанка не обостряется, рожать можно. В Киевском городском тубдиспансере фтизиатр предупредил, что в большинстве случаев во время беременности туберкулез обостряется.

Обследование в Институте педиатрии, акушерства и гинекологии показало, что ребенок развивается нормально. Женщину направили в акушерское отделение при Киевской городской туберкулезной больнице N 1.

-- У Татьяны была первая беременность, желанный ребенок, -- говорит заведующий отделением Олег Базелюк. -- Когда она поступила к нам, у нее практически затянулась каверна на легком, женщина не выделяла бактерии. Мы делали все, чтобы она родила здорового малыша и не пострадала сама. В течение четырех месяцев Татьяна проходила курс специальной противотуберкулезной терапии для беременных. Но из-за того, что она уже двадцать лет страдает красной волчанкой и вынуждена постоянно принимать гормональные препараты, для малыша был риск развития врожденных уродств, поражения внутренних органов. К счастью, Татьяна родила здоровую девочку.

Больных туберкулезом мам лечат с помощью эфирных масел и трав

По данным ВОЗ, в мире ежедневно заболевает туберкулезом около 9 млн. человек, из них 10% -- женщины.

-- В 2000 году в медицинских учреждениях Украины туберкулезом заразились 734 работника, -- рассказывает председатель ЦК профсоюза работников здравоохранения Тамила Казарина. -- Из них 42 процента -- медсестры, 26 -- санитарки и 18 -- врачи. Они постоянно находятся рядом с больными и могут получать инфекционные болезни, которые лечат. Печально то, что средний возраст заболевших -- 35 лет.

Но болезнь не может заставить людей отказаться от шанса стать родителями.

-- Во времена Советского Союза врачи настаивали, чтобы женщины с открытой формой туберкулеза прерывали беременность. Теоретически считается, что ребенок может заразится внутриутробно, но практика показывает, что это не так, -- рассказывает доцент кафедры акушерства и гинекологии Киевского медицинского института УАНМ на базе акушерского отделения при туберкулезной больнице N 1 Олег Голяновский. -- Плацента -- мощный защитный барьер, через который палочка Коха не проникает. Наше отделение было открыто в 1950 году, и с тех пор у нас не было ни одного случая внутриутробного заражения плода. Ребенок может заразиться туберкулезом лишь после рождения, если будет контактировать с больным. Поэтому мы новорожденных изолируем до 8 недель. Если же женщина не выделяет микобактерии, ей разрешают ухаживать за ребенком. Малышу делают прививку БЦЖ, чтобы у него выработался иммунитет к палочке Коха.

По статистике, у 60 процентов женщин в послеродовой период туберкулез обостряется, поскольку организм ослаблен. Чтобы этого избежать, наши родильницы находятся в отделении не менее месяца. Они проходят курс витаминотерапии, у них усиленное питание, насыщенное белком, который нужен для закрытия каверны в легком.

Вместе с традиционными методами лечения туберкулеза легких мы применяем ароматерапию. В каждой палате есть аромалампы. Испарения бактерицидных масел способствуют не только улучшению газообмена в легких, но и нормализации маточно-плацентарного кровотока, положительно влияют на общее самочувствие и настроение наших пациенток. Сотрудничаем также с кафедрой фитотерапии, специалисты которой подбирают сборы трав для профилактики обострений туберкулеза.

В нашем отделении наблюдаются и рожают женщины, у которых открытая форма туберкулеза, те, кто когда-либо перенес недуг, был в контакте с больным. Пациенткам делают туберкулиновые пробы, один раз проводят рентген на специальном аппарате со свинцовым фартуком, который надевают на живот. Постоянно исследуют показатели крови, делают печеночные пробы, так как противотуберкулезное лечение небезвредно. Следствием такой терапии может стать hellp-синдром, при котором нарушается функция печени, развивается почечная недостаточность. Если этого не предотвратить, ребенок погибнет. Поскольку в состоянии Татьяны появились изменения, ей на три недели раньше срока сделали кесарево сечение, избежав тем самым серьезных осложнений.

Год назад у нас была пациентка, которая длительное время скрывала от врачей женской консультации, что уже три года болеет туберкулезом. Когда она попала к нам, у нее отказали печень и почки, случился микроинсульт. О спасении ребенка речь не шла, делали все, чтобы сохранить жизнь женщине. Ее срочно прооперировали, перевезли в другую больницу, где есть аппарат «искусственная почка».

С 36-летней Тамарой мы встретились в больнице.

-- Почему вы не предупредили врачей в поликлинике о том, что больны туберкулезом? -- спрашиваю женщину.

-- Я знала, что меня станут уговаривать делать аборт. У меня есть 11-летняя дочь от первого брака. Но мой второй муж, с которым я познакомилась в туберкулезной больнице, настаивал на том, что нам нужен общий ребенок. Теперь у меня болезнь обострилась, плохо поддается лечению, одно легкое уже не работает. Нет сил выходить из дому, сделаю несколько шагов и задыхаюсь, кружится голова…

-- Женщины нередко скрывают, что больны, когда становятся на учет по беременности, -- говорит врач отделения Леонид Спектр. -- Кто-то не хочет, чтобы свекровь узнала, кто-то, столкнувшись с тем, что туберкулезных все страшатся, как прокаженных, боится и здесь встретить такое отношение к себе. Вот и получается, что нередко страдающие туберкулезом женщины рожают в обычных роддомах. Связь между акушерской службой и туберкулезными диспансерами не отлажена. Когда-то наше отделение было первым и единственным в Советском Союзе. В Москве и Ленинграде такие отделения появились гораздо позже. К нам поступали беременные из Средней Азии, Грузии, Азейбарджана и других республик. А теперь даже не все больные туберкулезом киевлянки рожают здесь, что уже говорить о жительницах других городов Украины. Это отделение пока единственное в нашей стране, но о его существовании, к сожалению, знают даже не все врачи.