Ровно 50 лет назад на арену цирка впервые вышел «Солнечный клоун». Так Олега Константиновича называла пресса, а коллеги дали прозвище «Маленький Сталин», вспоминает бывший его партнер Владимир Фесенко
Среди гостей, которых живущий нынче в Германии Олег Попов пригласил на празднование своего 70-летия, был только один цирковой артист из бывшего Союза: Владимир Фесенко. Он из Херсона, акробат, отдавший цирку почти 40 лет и долго работавший с «Солнечным клоуном».
-- Владимир, скажите, почему Олег Попов так часто менял команду?
-- Потому что «Солнечный клоун» -- это имидж для телевидения и газет. В жизни и работе Олег Попов -- диктатор. В цирке его называли «Маленький Сталин».
-- А как вы сами стали цирковым акробатом и как попали к Олегу Константиновичу?
-- С пяти лет начал заниматься акробатикой. Стал чемпионом школы, города, призером первенства Украины. Затем поступил в школу тренеров при Киевском институте культуры. Но, проучившись год, бросил -- мой отец был уже на пенсии, денег не хватало. Тогда мне предложили работать от Ровенской филармонии в цирковом номере. Три года колесили по Союзу, потом меня взяли в «Союзгосцирк». Опять ездил по стране, несколько раз был за рубежом. Так, в 1975 году мы работали в Германии. Тогда Марыля Радович за исполнение одной песни «Разноцветные кибитки» получила 20 тысяч марок, мы за свои выступления -- по сто. Больше нам нельзя было.
В 1979-м врачи мне сказали: с акробатикой пора завязывать, травм много. Вот тут-то (дело было в Голландии) Олег Константинович и предложил мне работать у него.
-- Насколько я знаю, многие артисты прилагали невероятные усилия, чтобы работать с кем-то из некоронованных королей цирка -- Кио, Запашным, Поповым
-- А вот меня Попов долго уговаривал -- я ведь тогда уже выступал с собственным номером, довольно сложным. Но Олег Константинович предложил разбросать мои трюки по нескольким его репризам. Я «поломался» для приличия и согласился. Вместе мы проработали 16 лет.
-- Что представлял собой «лучезарный» Олег Попов в жизни?
-- Он принадлежал к «цирковой мафии». На нем государство делало валюту, а значит, Олег имел влияние и власть. Власть портит людей, не минула и его чаша сия. Чего греха таить -- любил, чтобы его «облизывали». Был жесток, легко казнил, но легко и миловал. В Союзе работал очень талантливый мим Леня Енгибаров. Так вот, испугавшись его популярности, «крестные отцы» цирка подсунули ему двух ассистентов, которые систематически спаивали парня. И таки добились своего -- умер Ленчик от водки.
Олег Попов чувствовал свою власть и любил поиздеваться над коллегами. Однажды сидим с ним в подсобке, клепаем что-то. Подходит Эмиль Кио, с ним еще такие же «зубры» -- мол, уже накрыли стол, водка киснет Олег: «Сейчас приду». Час ждут, полтора. Приходят опять: «Олег Константинович, все ждут». А он: «Ничего, подождут».
Доводил людей до белого каления. Как-то напросились «корифеи» к нему на дачу. Думали посидеть по-человечески. Не тут-то было: Олег каждому дал по лопате и заставил копать. Копают час, копают два, три Холодина -- жуткая. Просят: «Олег Константинович, нам по сто граммов бы, согреться». Олег: «Пожалуйста, водка в погребе, доставайте сами». Открывают погреб, а там воды -- глубина полтора метра, водка на самом дне -- хоть ныряй. Зверь Но и «пахал» как зверь.
-- Так за что же вас все-таки взял в команду Олег Попов?
-- А я все умел делать. Я и мим, и шпагоглотатель, йог, клоун К тому же я, как и Олег -- трудоголик. Он вечно что-то клеил, строгал, паял, резал, точил. Ночи напролет. Сам придумывал реквизит и сам делал. Стукнет ему в голову из круглого сделать квадратное -- упрется и сделает.
Как-то зимой в Кишиневе мы гуляли в импортных дубленках. В цирк вернулись поздно вечером. Смотрим, сварщик варит двухметровый каркас для абажура. Олег попробовал -- абажур сломался. Стал варить сам. Сделал на совесть, но прожег дырку в совершенно новой дубленке. Плюнул на нее, чтобы потушить, потом сказал «ну и х с ним». На этом все и закончилось.
-- Вы ладили с Хозяином?
-- Олег Константинович терпеть не мог чужого мнения. Я же свое мнение не мог держать при себе. Однажды мы с ним жутко поругались. Дошло до того, что я у Олега оторвал пуговицу от шубы. Присутствующие оцепенели -- с ним никто никогда так не разговаривал. Думали -- уволит. Обошлось.
Олег -- странный человек. Сделал дочери номер на проволоке. Но дочь побаивалась высоты и работала тяжеловато, легкости не было. Это сразу бросается в глаза. Вот он ее с собой ни разу и не взял.
Вообще-то он скуп, но когда в прошлом году я возвращался в Херсон после его дня рождения -- отдал свой микроавтобус. И еще обещает отдать «мерседес». Кстати, на 70-летии у Олега из всего бывшего Союза были только он да я. Приехали известные люди со всего мира, а Олег не отходил от меня. Сейчас он живет в горах, в 25 км от Нюрнберга. Жена, Габриела, на 30 лет моложе (мы с женой были на их свадьбе). Она принадлежала к категории девочек, помешанных на цирке. Приходила на все выступления Олега и дарила цветы. Ну, и влюбилась. Его первой жены, Нины, уже не было в живых. Вскоре Олег и Габриела поженились. Постепенно она стала работать с Олегом, в номерах с животными. Живут они в разных домах. Дом Габриелы состоит из трех частей: в одном крыле живет сама, в другом -- животные, посередине -- манеж для их выгула, даже для лошадей. Конечно же, немецкий менталитет сразу дал знать -- по всякому поводу «щучила» она нас здорово. Немка, одним словом.
В общем, кажется, Олег не бедствует, но опять хочет работать и предложил мне приехать на годик.
-- Вы часто вместе выпивали?
-- С Олегом Константиновичем пили каждый день. После вечернего представления -- часов в 11-12 ночи. Пиво, вино, коньяк, -- все шло в ход. Правда, никогда не упивались -- завтра ж работать! Но случалось всякое.
Вася Маленкин, который проработал с Олегом 30 лет как ассистент, бывал за границей еще раньше, чем его патрон. В Китае работал, ему сам Мао Цзедун руку жал Приехала однажды труппа в Китай, Мао спросил на приеме, кто какую кухню предпочитает. Все выбрали европейскую, и только Вася -- китайскую. Прошло три месяца. В последний день Вася приглашает всех коллег отведать китайской кухни. И выяснилось, что для нее характерно огромное количество водки! Тут Васю начали бить, долго и серьезно. Только теперь до остальных дошло, почему Вася постоянно ходил «синий»
Очень любил цирк Леонид Ильич Брежнев, в бытность секретарем Днепропетровского обкома партии регулярно туда захаживал. Там его дочь Галина познакомилась с Женей Милаевым, силовым акробатом-першевиком (перш -- длинный шест, который атлет держит на лбу), вскоре они поженились. Когда Леонида Ильича перевели в Москву, он построил для своего зятя цирк на Ленинских горах, куда опять-таки частенько наведывался. Для него даже специальный лифт сделали, в смысле -- очень медленный. В этом лифте была встроена тщательно замаскированная ниша, где хранилось спиртное. Генсек заходил в лифт и быстренько выпивал пару стаканов, пока лифт полз наверх. В том цирке я несколько раз встречал Брежнева. И каждый раз видел его с рюмкой в руках.
С Галиной Брежневой выпивали неоднократно. Она кутила по-крупному. Был у нас тромбонист Гриша Шахнин, музыкальный эксцентрик, виртуоз. Во время войны он четыре года «протромбонил» в концлагере в Бухенвальде. Остался жив благодаря тромбону. Постоянно мотался по заграницам, но жил в коммуналке. Однажды Галина сделала ему сюрприз -- подарила шикарную двухкомнатную квартиру в Москве на проспекте Мира. Гриша просто обалдел. Но поскольку был скуповат, то «выставил» всего одну бутылку водки. Галина рассмеялась и приказала сопровождавшему ее кагебисту принести из машины целый ящик.
-- Когда в Союзе произошла денежная реформа, мы были на гастролях за границей, -- вспоминает Владимир Фесенко. -- После представления сидим, выпиваем. Заходит Олег: «Почему такие грустные?» -- «Траур, -- говорю, -- деньги пропали» -- «Сколько?» -- «Пятнадцать тысяч». Попов садится рядом и говорит: «Наливай! У меня тоже пропали, но раз в 50 больше». Оказывается, у него деньги были закатаны в трехлитровые банки, а банки зарыты.
Правда, скупость Олега однажды сыграла на пользу нашей державе. Бельгийская королева пригласила его на день рождения. Олег денег на подарок пожалел, а смастерил быстренько какое-то сердце, воткнул туда батарейку, и когда вручал с поклоном это сердце королеве, оно начало светиться. Королева была в восторге и даже протянула ему руку для поцелуя. Это поспособствовало налаживанию советско-бельгийских отношений, которые тогда были далеко не лучшими.
А сколько денег получал Карандаш (Михаил Румянцев)!.. Пил он стаканами, до полной «отключки». В день у него могло быть до 15 выступлений. Посадят Карандаша в «Волгу», привезут, выведут на сцену, он улыбнется, что-нибудь пробормочет, опять в «Волгу» -- и дальше. Во времена «сухого закона» он требовал аудиенции у первого секретаря обкома и добивался, чтобы в цирке во время его выступлений продавали водку Так вот, однажды стоим мы в кассу за зарплатой. Подходит Карандаш со стареньким фибровым чемоданчиком и просит: «Ребята, пропустите старичка без очереди». Мы: «Конечно, какой разговор!». А после его ухода кассир закрывает кассу и вешает табличку: «Денег нет. Восемь тысяч рубликов унес Румянцев».
-- С Никулиным вам довелось работать?
-- Да, около года в Цирке на Цветном бульваре. Вот кто действительно душа-человек! К «цирковой мафии» Юрий Владимирович не принадлежал. Всегда у него можно было перехватить в долг -- и никогда не брал, когда пытались вернуть. Я научил его играть в нарды вкороткую -- потом мы почти каждый день играли в гардеробе, там, где сейчас музей его имени. Кстати, почти не пил -- почки больные.
В отличие от Попова, Юрий Владимирович сам реквизитом не занимался. Все делал его напарник, Миша Шуйдин. Несмотря на то, что Миша попивал, Никулин держал его до последнего.
-- Ваша жена всюду ездила с вами?
-- Да, сначала как жена циркача. Потом работала моей ассистенткой. Затем Олег пригласил ее костюмером. Одних только клетчатых фуражек для Олега Люба сшила не меньше полусотни! В Европе сшить фрак стоило тысячу долларов, и Люба сделала для Попова за два дня. Все «тамошние» коллеги были в шоке.
-- Почему Олег Попов не живет на родине?
-- Потому что у всемирно известного артиста на родине была бы пенсия в 12 долларов.
-- В цирк вас тянет?
-- Конечно! Боюсь, что однажды брошу все и подамся на гастроли. Кстати, когда приезжаю в коллегам в Киев, не перестаю ужасаться: в столице цирковой артист получает всего 250 гривен в месяц!
-- Говорят, что вы лично с королями общались?
-- В основном с королевами. Был на обедах у королевы Голландии и королевы Дании. У принца Люксембургского в имении удил форель. Наловил целое ведро. Принц спросил: «Зачем тебе столько?» -- «Как зачем? -- отвечаю. -- Клевало -- я и ловил».
-- О чем еще мечтаете?
-- Французы, когда приезжают в Париж, обычно оставляют машины на окраине и пользуются такси: в этом городе очень сложные дорожные условия. А я разъезжал по Парижу в огромном трейлере и за много лет езды по Европе получил только одно замечание. Это к тому, что я -- аккуратный водитель. Дома же почти ежедневно плачу гаишникам штрафы. Так вот, я мечтаю познакомиться с начальником ГАИ. Пусть он даст мне такую бумагу, чтобы эти патрульные ко мне не цеплялись.
P. S. На днях Владимир Фесенко пригнал из Германии подарок Олега Константиновича -- микроавтобус «Мерседес», который многие годы служил походной гримеркой. Теперь Владимир опять собирается в ФРГ, где по приглашению Олега Попова будет гастролировать с ним несколько месяцев.