Украина

Вскоре налоговики будут иметь право поинтересоваться у госслужащего, откуда он взял деньги на покупку дома, автомобиля, самолета или приобретение ценных бумаг

0:00 — 27 ноября 2001 eye 415

Принят в первом чтении законопроект о контроле над расходами руководителей государства

Нынешняя парламентская сессия выдалась богатой на законодательные решения. Причем депутаты не только обратили свой взор на ординарные законопроекты, но и сделали пару революционных шагов по преобразованию собственных обязательств перед страной. В частности, они приняли в первом чтении законопроект о контроле над расходами руководителей государства.

Косвенные методы определения доходов предприятия были запрещены буквально через полгода после введения

Попытка ввести в Украине контроль над расходами была предпринята еще в 1999 году. Однако тогда налоговые службы интересовались только затратами предпринимателей и руководителей фирм (на предмет неуплаты налогов при ведении предпринимательской деятельности). Логика была проста: если фирма уклоняется от уплаты налогов, то «сэкономленные» деньги руководство предприятия будет тратить… на другие цели. Например, на собственные нужды. И если руководитель с зарплатой в 600 гривен приобрел новенький джип, естественно, напрашивается вопрос: «Откуда у него деньги на столь дорогостоящую покупку?».

Право задавать этот важный вопрос и пытались узаконить налоговики три года назад. Механизм контроля над расходами был прост: сопоставив расходы и доходы топ-менеджеров фирмы, можно обнаружить «прорехи» в финансовой отчетности предприятия. Впрочем, бизнесмен вполне мог получить эти деньги, не нарушая налогового законодательства. Например, если взял кредит в банке, заняв у приятеля или вернув свои ранее одолженные кому-то деньги. Словом, происхождение «лишних» денег предприниматель обязан был объяснить налоговым органам. А те, в свою очередь, должны были доказать, что эти деньги получены без уплаты налогов. Аргументы двух сторон выслушивал суд и принимал соответствующее решение.

Впрочем, косвенные методы определения доходов предприятия (к которым и относится контроль над расходами руководителей) были запрещены буквально через полгода после введения. Идея сопоставления расходов и доходов налогоплательщиков до поры до времени повисла в воздухе…

Но ненадолго. На нынешней сессии депутаты решили применить ее в несколько другом разрезе и обратить бдительное око налоговых служб на карманы руководителей государства. Так появился законопроект «О государственном (финансовом) контроле за декларированием доходов лиц, уполномоченных на выполнение функций государства, и за их расходами».

«Представители власти, закона и порядка ни в коем случае не должны быть связаны с теневыми деньгами»

Какими расходами будут интересоваться налоговые службы? Какова процедура их декларирования? Кто относится к руководителям государства? На все эти вопросы «ФАКТАМ» ответил начальник Главного управления налогообложения физических лиц Государственной налоговой администрации Украины Сергей Лекарь.

-- Зачем был введен контроль над расходами руководителей государства?

-- Дело в том, что все руководители государства и без того обязаны один раз в год обнародовать свои доходы. А в случаях, предусмотренных отечественным законодательством, подавать в налоговые органы декларацию о доходах. Однако нынешняя система декларирования не учитывает такие важнейшие источники доходов, как операции по купле-продаже ценных бумаг, перепродажа движимого и недвижимого имущества, а также проценты по вкладам. То есть значительная часть финансовых поступлений налогоплательщиков выпадает из общей схемы декларирования доходов.

В то же время госслужащие являются представителями государства и (как носители власти, закона, порядка) ни в коем случае не должны быть связаны с теневыми деньгами. Именно для того, чтобы сделать «прозрачными» капиталы этих людей, и предлагается ввести контроль над их расходами.

-- Расскажите, пожалуйста, подробнее, чьи именно расходы будут контролировать?

-- Законопроект гласит, что лицами, которые уполномочены выполнять функции государства, являются госслужащие и высшие должностные лица страны.

В частности, к высшим должностным лицам относятся:

-- Президент Украины;

-- председатель Верховной Рады Украины, первый заместитель председателя Верховной Рады Украины, заместители председателя Верховной Рады Украины, народные депутаты Украины;

-- премьер-министр, первый вице-премьер-министр, вице-премьер-министры, члены Кабинета министров Украины;

-- председатель и заместители председателей Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов Украины;

-- Генеральный прокурор Украины и его заместители;

-- глава Администрации Президента Украины;

-- председатели Национального банка, Антимонопольного комитета, Фонда государственного имущества, Государственного комитета информационной политики, телевидения и радиовещания Украины, Службы безопасности Украины, Центральной избирательной комиссии, Счетной палаты;

-- уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека;

-- судьи Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов Украины.

«Налоговые службы будут контролировать расходы, превышающие 100 минимальных зарплат»

-- Какие расходы будут интересовать налоговые органы?

-- В законопроекте указано, что органы государственной налоговой службы совершают контроль над расходами, превышающими 100 минимальных зарплат (сейчас это 11,8 тысячи грн. , поскольку минимальная зарплата составляет 118 грн. ) Однако с каждым ее повышением будет расти и этот порог.

В целом налоговые службы станут интересоваться открытием госслужащими счетов в банках, а также операциями, связанными с приобретением: недвижимости (домов, квартир, земельных участков), транспортных средств (автомобилей, лодок, самолетов), драгоценностей, антиквариата и произведений искусства, валютных ценностей, а также ценных бумаг.

-- Откуда предполагается брать сведения?

-- Из государственных органов, предприятий, учреждений, организаций или уполномоченных лиц, которые совершают операции по купле-продаже или даже действия, связанные с приобретением вышеуказанного имущества. Предусмотрено, что они обязаны подать в налоговые органы сведения обо всех подобных сделках не позднее, чем через 15 дней со дня их заключения.

Например, все сделки по купле-продаже ценных бумаг, а также право собственности на них регистрируются в уполномоченных учреждениях. Договоры купли-продажи недвижимости заверяют нотариусы. Новоприобретенные автомобили регистрируют в ГАИ. Так что источников информации хватает. Более того, закон предусматривает ответственность руководителей всех этих предприятий, учреждений и организаций за нарушение порядка подачи сведений налоговым службам.

-- Проще говоря, за неподачу сведений…

-- Не только. За несвоевременную подачу или искажение. Виновные в таких нарушениях привлекаются к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 необлагаемых минимумов доходов граждан (850 грн. ). А за повторное нарушение -- 100 необлагаемых минимумов (1700 грн. )

«В специальной декларации нужно указать источник денег, потраченных на покупку, стоимость которой превышает задекларированные доходы»

-- Какова процедура декларирования доходов и расходов руководителей государства?

-- Предполагается, что служащие будут подавать в налоговые органы до 1 апреля каждого года декларацию о своих доходах и расходах за предыдущий год, а также об имуществе, которым владеют. После окончательного принятия данного закона планируется разработать специальную форму декларации, в которой необходимо будет указывать все эти сведения.

-- А нужно ли предоставлять налоговым органам чеки или другие документы, подтверждающие суммы расходов?

-- Надеюсь, что этот вопрос будет урегулирован в окончательном варианте закона.

-- Как планируется сравнивать доходы и расходы налогоплательщика?

-- После заполнения декларации налоговые органы сопоставляют суммы годовых доходов и расходов налогоплательщика. Если окажется, что расходы превышают задекларированные суммы поступлений, налоговые органы пришлют человеку письменное требование о подаче дополнительной декларации.

-- Что это за декларация?

-- В ней нужно указать, откуда появились деньги на покупки, стоимость которых превышает задекларированные доходы (форма специальной декларации также будет разработана после окончательного принятия закона). Кроме того, он обязан предоставить заверенные копии документов, удостоверяющих указанную в ней информацию. Предполагается, что 15-ти дней с момента получения письменного требования человеку хватит на то, чтобы обосновать свои доходы и подать такую декларацию в налоговые органы.

-- А дальше что?

-- После получения дополнительной декларации налоговые органы в течение месяца проверяют достоверность указанных в ней данных. О результатах проверки в трехдневный срок уведомляют лицо, подавшее декларацию.

-- Тут возможны два варианта развития событий. Первое -- налогоплательщик сможет объяснить, откуда у него деньги, и докажет, что уже уплатил налог с этих средств. Второе -- его аргументация будет неубедительной… Что тогда?

-- Тогда налоговая служба сделает вывод, что налогоплательщик получил еще какой-то (не отраженный в декларации) доход, и включит разницу между указанными в декларации расходами и обоснованными им финансовыми поступлениями в налогооблагаемый доход.

-- То есть начислят налог на разницу между суммой расходов и доходов?

-- Да. Налоговые органы сделают соответствующие расчеты. Однако окончательное решение по таким вопросам принимает только суд. Именно там налоговые службы будут доказывать обоснованность своих расчетов. Но таким образом этот вопрос решается только в том случае, если источник доходов не имеет криминального характера.

-- А если имеет?

-- Это находится вне компетенции работников налоговых инспекций. Такими случаями занимаются правоохранительные органы: МВД, прокуратура, СБУ, налоговая милиция. Существует уголовная ответственность за нарушение налогового законодательства, мошенничество, есть закон «О коррупции» и так далее…