Происшествия

«террористами», якобы пытавшимися повредить московский мост в киеве, оказались спортсмены--спелеологи

0:00 — 3 октября 2001 eye 231

Впервые за 25 лет существования одного из грандиознейших сооружений столицы начат ремонт 50-километровых (!) тросов, на которых оно держится

Для того чтобы отремонтировать ванты (толстые стальные шестигранные тросы), которые держат дорожное полотно, нужно надолго перекрыть движение на половине Московского моста. Но поток транспорта здесь столь огромен, что пойти на такую меру власти до сих пор не решались. Тем временем состояние вантов вызывало все большую тревогу, ведь их даже ни разу не обследовали с 1976 года, когда мост был введен в эксплуатацию! А ведь, по инструкции, это следует делать раз в два с половиной года, ремонтировать -- через каждые пять лет. Теперь на помощь эксплуатационщикам пришли спелеологи, и дело сдвинулось с мертвой точки.

«Кому-то показалось, что мы развешиваем транспаранты с крамольными лозунгами»

Спелеологи обретают богатый альпинистский опыт в пещерах, где порой приходится карабкаться по отвесным стенам в темноте, тесноте… И именно спортсмены Украинской спелеологической ассоциации провели в позапрошлом году первое за четверть века обследование вантов моста. А месяц назад приступили к их ремонту.

… С пилонов Московского моста -- конструкций высотой в 110 метров, напоминающих букву «А», -- спелеологи выходят на ванты, обвязав пояс и ноги страховочными веревками. Руки остаются свободными, чтобы можно было работать. Словно канатоходцы, ребята ступают прямо по раскачивающимся, как в легкий шторм, тросам. А ведь некоторые недавно покрыты жидким каучуком, чтобы не ржавели, -- и ноги скользят. Однако парней это не останавливает.

-- Работать здесь сложно, но интересно, -- заявил спелеолог, представившийся Анатолием. -- При спуске в пещеру многие действия выполняешь, что называется, на автомате. На мосту же буквально каждый шаг приходится обдумывать, принимая нестандартные решения. Ведь раньше с такой задачей не сталкивался.

-- А мне работа на вантах по сложности напоминает масштабную спасательную операцию в пещере, -- говорит начальник отдела промышленного альпинизма предприятия «Паритет» Олег Климчук. (Кстати, в конце следующей недели киевские спелеологи готовились вылететь в Абхазию -- выручать красноярских коллег, которые из-за сильных ливней попали в водную западню в одной из тамошних пещер. Ситуации, когда вода буквально на глазах затапливает ходы, относятся к наиболее опасным. К счастью, в минувшие выходные российские спортсмены смогли самостоятельно выбраться на поверхность. -- Авт. ) -- Готовясь к ремонту вантов, совместно со специалистами института «Киевсоюздорпроект» мы создали технологию выполнения этой сложной работы. Например, решили, что жидкий каучук будем наносить… ладонью. Кисточкой получается слишком долго и неудобно. Надеваем резиновую перчатку, поверх нее -- матерчатую. На лицо -- маску, как у бойцов спецназа, чтобы жидкий каучук не налипал. Ведь ветер разносит его брызги, да так, что вскоре одежда насквозь пропитывается этим веществом.

Впрочем, на проносящиеся далеко внизу машины каучук практически не попадает. Под собой ребята вешают «паруса» -- дюралевые рамы, на которые натянута пленка. На нее и падают капли. Удивительно, но эти рамы кто-то умудрился принять за транспаранты, о чем я узнал из срочного приказа убрать эти конструкции. Мы возмутились: с какой стати, если работа не завершена? Оказалось, что по мосту должен был ехать какой-то высокий чин, а сотрудники службы охраны донесли, будто на вантах вывешены крамольные лозунги.

Мы, конечно, рамы не снимали, тем более что времени на выполнение работ у нас крайне мало. Хотим закончить к концу года, но могут помешать холода -- уже при пяти градусах тепла жидкий каучук застывает. Мы спешим, поэтому трудимся и в ночное время -- в две смены до полуночи.

«Во время ночной смены примчались милиционеры и потребовали немедленно спуститься»

Люди, работающие на вантах в темноте с фонариками, вызвали подозрение еще у одного бдительного киевлянина. Пару дней назад во время ночной смены приехали милиционеры и потребовали немедленно спуститься.

-- На выручку пришел наш сторож, объяснивший, что к чему, и показавший документы, -- продолжает Олег Климчук. -- А милиционеры сказали: некий гражданин сообщил им о «террористах», орудующих на Московском мосту…

Кстати о безопасности. Ей мы уделили особое внимание, ведь малейший предмет, упавший с большой высоты в поток машин, может вызвать жуткую аварию. Поэтому буквально все -- инструменты, рации, каски, ведра -- привязываем. К тому же, ребята очень аккуратны, и пока никто из них ничего не ронял.

… К концу минувшей недели проведен ремонт на одном из двенадцати пучков вантов. А это значит, что работы у спелеологов еще много…

-- Вначале меняем поврежденные участки металлической обмотки вантов, а ведь общая протяженность девяноста тросов -- свыше 50 километров, -- говорит мой собеседник. -- Прежде чем покрыть их жидким каучуком, ванты тщательно промывают водой под большим давлением. Образующиеся при этом брызги разлетаются облаком, издали напоминающим клубы дыма. Мы надеемся, что эта информация пригодится пожарным: неравнодушные граждане наверняка сообщат, будто горят ванты Московского моста.

-- С наступлением холодов проблем у нас прибавилось: мерзнем, -- говорит президент Украинской спелеологической ассоциации Юрий Касьян. -- Особенно плохо, когда промокнешь. Поэтому при мытье вантов облачаемся в армейские костюмы химической защиты, а по ночам, когда особенно холодно, приходится надевать спелеологические гидрокостюмы. Они совершенно не пропускают воду -- хоть в реку ныряй, сухим останешься.

Ночью на вантах чувствуешь себя, как в пещере: гидрокостюм, каска с фонариком, вокруг темно, холодно и сыро. Впрочем, есть и приятные моменты. Любоваться с высоты ночным Киевом, посмотреть на закат -- одно удовольствие. С белой завистью наблюдаем за проходящими по Днепру яхтами. Правда, ребята шутят: мол, на вантах ничуть не хуже -- тоже покачивает, да и воздух чистый. На нашу высоту не долетают выхлопы машин, мчащихся внизу непрерывным потоком.