Мир

40 тысяч авиапассажиров «застряли» в аэропортах разных стран мира, в том числе украины, из-за банкротства швейцарской компании «swissair»

0:00 — 5 октября 2001 eye 251

Национальный авиаперевозчик Швейцарии компания «Swissair» оказалась банкротом. На ней висит долг перед крупнейшими банками страны в размере 7,5 миллиарда швейцарских франков (более 4,6 миллиарда долларов), и государство отказалось помочь компании деньгами. В результате поставщики немедленно потребовали оплаты за горючее, что вынудило руководство «Swissair» отменить во вторник одновременно 262 авиарейса. Более 17 тысяч пассажиров, купивших билеты на самолеты «Swissair», «застряли» в аэропортах разных стран в ожидании своей участи, а в среду мх число приблизилось к 40 тысячам. Другие авиакомпании не хотят переоформлять их билеты на себя, так как боятся, что не получат затем деньги за эту услугу.

Финансовые проблемы швейцарской авиакомпании коснулись и украинских авиапассажиров, которые не смогли вылететь из киевского аэропорта «Борисполь» в Цюрих самолетами «Swissair».

Банкротство «Swissair» серьезно ударило по авиакомпаниям других стран. Она владела акциями главного бельгийского авиаперевозчика «Sabina», главного польского авиаперевозчика «LOT», трех региональных французских авиакомпаний, одной итальянской, а также компании «Международные авиалинии Украины».

Руководитель отдела по связям с общественностью «Международных авиалиний Украины» (МАУ) Наталья Белоконь рассказала «ФАКТАМ», что швейцарская авиакомпания «Swissair» совместно с «Австрийскими авиалиниями» владеет 23 процентами акций МАУ. Конкретную долю «Swissair» она назвать отказалась -- коммерческая тайна! Но заверила, что она очень невелика.

-- Конечно, неприятности со швейцарской авиакомпанией добавили нам головной боли, -- говорит Н. Белоконь. -- Однако МАУ берет на себя решение проблем тех пассажиров, которые приобрели билеты на рейсы «Swissair». Мы не можем возвратить им деньги, зато можем предоставить возможность добраться до желаемого пункта самолетами других компаний. Например, до Цюриха мы предлагаем добираться через Вену. Но проблема в том, что аэропорт Цюриха в связи со сложившейся ситуацией уже два дня не принимает самолеты из других стран. Те пассажиры, которые хотят вернуть деньги за билет, могут обратиться в клирингхауз -- центр взаимных расчетов между авиакомпаниями разных стран.

Очевидно, сложившаяся ситуация все же подействовала на швейцарские власти. Вчера министр финансов Каспар Виллигер заявил, что правительство выделяет авиакомпании краткосрочный кредит в размере 278 миллионов долларов на оплату горючего. Деньги нужно будет вернуть не позднее 28 октября. Виллигер выразил глубокое сожаление в связи с политической близорукостью, которую, по его мнению, проявило руководство банков, отказавшись предоставить отсрочку «Swissair». «Ведь речь идет о международном престиже Швейцарии!» -- отметил министр финансов.

Многие связывают банкротство «Swissair» с общей кризисной ситуацией, которую испытывают крупнейшие авиакомпании после терактов 11 сентября: резко сократилось число пассажиров. Однако тщательный анализ, проведенный швейцарскими банками, показал, что дела их должника шли из рук вон плохо и раньше.

Согласно принятому плану вывода «Swissair» из финансового кризиса, 70 процентов ее акций будут переданы другой швейцарской компании -- «Crossair». В результате главный авиаперевозчик Швейцарии останется практически без самолетов и с долгами.