Происшествия

52-летняя киевлянка выманила у жителей столицы украины около 100 тысяч долларов, пообещав им купить квартиры в центре столицы ну по очень смешной цене

0:00 — 5 октября 2001 eye 477

Куда мошенница подевала деньги своих клиентов, не известно. Оказалось, что собственного жилья она не имеет и со своей семьей снимает квартиру

Милиция Подольского района Киева закончила расследование весьма любопытного уголовного дела, которое наверняка вызовет интерес у многих жителей Украины. Александра Калинина и ее супруг (все имена изменены. -- Авт. ) несколько лет водила за нос жителей Киева, обещая им новые квартиры в центре столицы за сравнительно небольшие деньги. Таким образом мошенница выманила у четырнадцати доверчивых киевлян около 100 тысяч долларов. На самом деле количество пострадавших гораздо больше, но многие из них и сейчас отказываются писать заявление в милицию, надеясь, что деньги им вернут.

«Если ничего не получится -- верну деньги в двойном размере»

Ольге Косаревой очень хотелось, чтобы сын наконец-то обзавелся собственным жильем, но цены на квартиры в Киеве росли гораздо быстрее, нежели доходы семьи. С большим трудом Ольге Борисовне удалось-таки собрать семь с половиной тысяч долларов на приобретение однокомнатной квартиры. И тут очень кстати ей порекомендовали женщину, родственники которой якобы работают в Киевской госадминистрации. Мол, за семь с половиной тысяч долларов Александра Калинина может помочь приобрести новую двухкомнатную квартиру в престижном районе Киева. Никаких особых усилий сия процедура не требовала, достаточно было принести справку из жэка о составе семьи, копию паспорта и справку о том, что сын не стоит в очереди на квартиру.

Узнав домашний адрес Калининой и прихватив с собой «зеленую» наличность, Косарева отправилась к благодетельнице. Александра Ивановна приняла ее радушно, сказала, что ждать квартиру придется недолго -- максимум три месяца. Но узрев купюры достоинством в пятьдесят, двадцать и десять долларов, обиделась. «Зачем вы такой мусор принесли? Мне же эту «зелень» серьезным людям отдавать надо!» -- попеняла она Ольге Борисовне, но деньги все же взяла, в обмен на расписку, текст которой собственноручно написал муж Калининой. Это окончательно убедило Косареву в правильности принятого решения. Домой она летела, как на крыльях, не догадываясь о том, что это был один из самых черных дней в ее жизни…

Александра Калинина оказалась человеком обязательным, регулярно звонила и сообщала последние новости, ласковым голосом убеждая в том, что все идет хорошо и квартира «поспеет» к Новому году. Однако праздник прошел, а на квартирном фронте никаких перемен не наблюдалось. Еще через несколько месяцев выяснилось, что дом, в котором Косарева, по словам Калининой, должна была получить квартиру, оказался аварийным.

Ольга Борисовна уже начала терять терпение, когда Калинина позвонила и пригласила ее на просмотр будущей квартиры по улице Ковпака. Смотровой ордер был выписан на фамилию Косаревой, и это обстоятельство несколько успокоило ее. А когда Ольга Борисовна увидела шикарную трехкомнатную квартиру, все ее сомнения окончательно развеялись. Она готова была расцеловать свою благодетельницу. Правда, она не поняла, почему квартира трехкомнатная, ведь договаривались о двухкомнатной. «Доплатите две тысячи долларов, только и всего. Если ничего не получится -- верну деньги в двойном размере», -- объяснила ей Александра Ивановна.

Время шло, но желанная квартира все «не вытанцовывалась». Когда Косарева заболела, Калинина привезла ей витамины. «Какая ты худая, истощенная. Наверное, много работаешь!», -- сокрушалась Александра Ивановна. Она искренне интересовалась, как живется Ольге Борисовне, где она работает. А вскоре Калинина сообщила, что ее беспутный сын проиграл много денег. Попросила у Косаревой пятьсот долларов, пообещав, что вернет тысячу. Потом Александра Ивановна надолго угодила в больницу. В июне нынешнего года она позвонила Ольге Борисовне и сообщила радостную весть: все получилось, требуется 525 долларов на оформление документов. Дескать, раньше ордера выдавали через райадминистрации, а теперь -- через биржу. Косарева дала Калининой 500 долларов, и та пообещала, что через шесть дней ее сын отпразднует новоселье. Но счастливого дня Ольга Борисовна так и не дождалась.

Обманутые клиенты дежурили возле дома, в котором жила Калинина

-- Во время следствия Калинина и ее муж постоянно меняли показания, -- рассказывает начальник отделения следственного отдела Подольского райуправления ГУ МВД Украины в Киеве Тимофей Ковалишин. -- Пришлось приложить немало усилий, чтобы установить истинную картину преступления. Калининой не повезло -- если бы обманутые ею люди не пришли к нам дружной компанией, она бы еще долго морочила им голову.

-- А как они нашли друг друга?

-- Обманутые граждане стали дежурить возле дома, в котором в последнее время жила Калинина, и таким образом познакомились. Стали рассказывать друг другу о своих злоключениях, и выяснилось, что все они -- собратья по несчастью. После этого решили идти в милицию. Из четырнадцати человек двенадцать оказались одинокими женщинами, у которых были различные семейные проблемы. Прочитав их заявления, я решил задержать Калинину на трое суток, поскольку она могла скрыться. На первом допросе Александра Ивановна меня приятно удивила. Вела себя культурно, интеллигентно. Когда узнала, что задержана, заплакала: «Я же не какая-то бандитка, за что?» Передо мной сидела несчастная женщина, и, честно говоря, я ее даже пожалел и засомневался, правильно ли поступил. Однако все мои сомнения развеялись после очных ставок подозреваемой с потерпевшими. В начале беседы Александра Ивановна называла своих клиентов «солнышками», «заиньками», а когда те начинали говорить о деньгах, «милая женщина» начинала их всячески оскорблять.

Разработанная Калининой технология надувательства граждан, желающих приобрести квартиры, была проста и эффективна. По словам Ковалишина, Александра Ивановна и ее муж рассказывали своим знакомым, что у них есть связи в Киевской госадминистрации. Одним клиентам Калинина говорила, что деньги пойдут на «карманные» расходы чиновника, занимающегося распределением жилья, других убеждала в том, что поставит их первыми или вторыми в льготную очередь. Получение квартиры гарантировала в течение одного-трех месяцев.

А далее сценарий развивался следующим образом. Когда истекал «контрольный» срок, Александра Ивановна звонила клиенту и сообщала, что возникли непредвиденные трудности, но они будут успешно преодолены. За трудностями, как правило, далеко ходить было не надо, поскольку Калинина внимательно следила за событиями в городе. Пожар на Десятинной улице, где располагается биржа, или день рождения высокопоставленного чиновника вполне годились для того, чтобы продлить срок приобретения жилья на три-четыре месяца.

Когда у клиента заканчивалось терпение, он становился участником незабываемого зрелища. Александра Ивановна приглашала его полюбоваться своей будущей квартирой. Делала она это очень просто. Звонила в строительную организацию и просила выписать на имя клиента смотровой ордер, который не является документом строгой отчетности и свободно выдается потенциальным покупателям. После этого вместе с клиентом подходила к менеджеру, и тот водил их по готовому к сдаче дому. Причем демонстрировала Калинина исключительно трехкомнатные квартиры. А когда ей робко напоминали, что договаривались об однокомнатной или двухкомнатной, великодушно отвечала: «Вы же из-за меня так намучились, переживали столько. Вот я и решила сделать вам трехкомнатную за те же деньги». Ну как тут было клиенту не прослезиться?

Однако через несколько месяцев бедняга снова хватался за сердце, пил валидол и звонил Калининой. «Все будет хорошо», -- успокаивала его Александра Ивановна и снова ссылалась на непредвиденные обстоятельства. Когда клиент окончательно «дозревал» и одолевал ее просьбами вернуть деньги, в ход шло последнее мощное средство. В один прекрасный день Калинина звонила ему и говорила, что требуется доплатить полтора процента от стоимости квартиры за оформление необходимых документов. Сумма обычно не превышала 500--525 долларов. «Через три дня получите ордер», -- клятвенно обещала Александра Ивановна, и многострадальный клиент верил ей, потому что… деваться ему было некуда. Однако потом неожиданно выяснялось, что человек, ответственный за выдачу ордеров, заболел, ушел в отпуск или его перевели на другую работу. И требовалось время для того, чтобы установить новые контакты. Столь изощренные методы психологического воздействия давали свои плоды -- некоторые клиенты ждали обещанную квартиру годами. К примеру, бывшую соседку, заплатившую пять тысяч долларов за однокомнатную квартиру, Калинина водила за нос целых пять лет!

«Мне искренне жаль обманутых ею людей»

-- Когда я спросил Калинину, куда делись деньги ее клиентов, она ответила, что у нее ничего нет, -- продолжает Тимофей Ковалишин. -- Свое жилье Александра Ивановна продала и снимала вместе с мужем и двумя сыновьями квартиру на Левобережье. А что касается пресловутых 100 тысяч долларов, то поначалу Калинина убеждала меня в том, что хотела купить автозаправочную станцию, отдала деньги своим знакомым, а те ее обманули и скрылись в неизвестном направлении. А потом заявила, что вся сумма ушла на погашение долгов старшего сына Антона. Я допросил его бывшую жену, и она заявила, что жили они с Антоном без особого достатка, а сам Антон признался, что проблемы у него действительно были, но долг не превышал семи тысяч долларов.

-- Получается, что люди, отдавшие деньги Калининой, могут смело о них позабыть?

-- Все, что было в наших силах, мы сделали. У Александры Ивановны не оказалось недвижимости, на которую можно было бы наложить арест, не обнаружилось и личного автотранспорта. Мало того, последние четыре года она нигде не работала. Мне искренне жаль обманутых ею людей. Одна из женщин продала трехкомнатную квартиру и передала мошеннице 21 тысячу долларов на приобретение двух двухкомнатных -- для себя и для своей дочери. Другой ее клиент продал свою квартиру и ютился в чужой, надеясь на быстрые перемены в жизни. Третий занял деньги, и ему пришлось продать машину и гараж, чтобы рассчитаться с кредиторами.

На допросах многие клиенты Калининой слезно просили ее вернуть деньги. Несколько человек наотрез отказались написать заявления, надеясь на то, что обманщица рассчитается с ними. Люди психологически подавлены, и когда я им объяснял, что «поезд ушел», они мне не верили. Кстати, Калинина регулярно заставляла своих клиентов обновлять справки. Когда я спросил, куда она их девала, мошенница сказала, что выбрасывала.

Калинина обвиняется в преступлении, предусмотренном ст. 190 УК Украины. Ей грозит либо штраф, либо исправительные работы на срок до двух лет, или лишение свободы на срок от трех до восьми лет.