Но изъять у нарушителей водительское удостоверение и поставить машину на штрафплощадку не позволяет закон
Полгода прошло с момента принятия Верховной Радой Украины законодательных поправок в Административный кодекс в части ответственности за нарушение Правил дорожного движения (ПДД). Законом был предусмотрен ряд существенных изменений: уменьшены штрафы за нарушения ПДД, в корне изменен порядок их наложения. Сотрудники ГАИ реже стали останавливать водителей, а определение ответственности за допущенное правонарушение на дороге перешло в «руки» судебных органов.
По утверждениям самих водителей, многие даже растерялись, получив сразу столько «подарков» от законодателей. Ведь ни в одной стране мира для этой категории участников движения не предусмотрено такое количество послаблений, какое ныне существует у нас.
Но недавно прошел слух, заставивший изрядно поволноваться расслабившихся водителей: мол, некоторые нормативные акты, дарующие такие «вольности», отменены. Прокомментировать ситуацию на дорогах «ФАКТЫ» попросили начальника Главного управления ГАИ МВД Украины генерал-лейтенанта милиции Александра Миленина.
-- Александр Леонидович, насколько мне известно, сотрудники ГАИ не в восторге от принятых в мае нынешнего года изменений в Административный кодекс. Так ли это?
-- Соблюдать нормы действующего Закона -- обязанность каждого работника милиции. Это, естественно, касается и поправок в Админкодексе в части ответственности за нарушение ПДД. Безусловно, законодатели, принимая данный закон, руководствовались благими намерениями, пытаясь адаптировать действующую в Украине систему админнаказаний к международным стандартам.
Однако теперь -- по истечении шести месяцев с момента его принятия -- мы убедились, что столь либеральное законодательство эффективно только тогда, когда водители осознают, насколько важно неукоснительно соблюдать правила дорожного движения. Ведь речь идет не просто о наказании -- штрафе или лишении водительского удостоверения, а прежде всего об ответственности не только за свою, но и жизнь других людей.
К сожалению, большинство украинских водителей еще не готовы к таким нормам поведения. Подтверждает мои слова печальная статистика: с мая на автодорогах Украины случилось почти 16 тысяч (!) дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли более трех тысяч, а травмированы около 18 тысяч человек. Это намного больше, чем за аналогичный период в предыдущие годы.
Естественно, что причины таких происшествий различные. Однако, по моему мнению, на дисциплинированности наших водителей негативно сказались отдельные положения Закона. Один лишь пример: ответственность за превышение скорости до 20 км/час отменена. Получается, что по населенным пунктам можно безнаказанно ездить со скоростью 80 км/час. А ведь каждое седьмое ДТП с тяжкими последствиями происходит именно из-за превышения скоростных режимов.
-- А куда же тогда смотрит ГАИ?
-- К сожалению, указанные нововведения значительно ограничили возможности наших сотрудников, лишили их многих рычагов воздействия на нарушителей ПДД. Все, что вправе сделать теперь автоинспектор, -- это составить протокол о нарушении и передать его в суд, который и примет решение о наказании нарушителя. В то же время за такие серьезные нарушения, как проезд на запрещающий сигнал светофора (каждое восьмое ДТП), превышение скорости более чем на 20 км/ч, нарушение правил обгона (каждое шестое ДТП), штраф составляет всего 8,5--17 грн. , или же нарушитель вообще может отделаться предупреждением.
Да и ответственность недисциплинированных пешеходов, по вине которых случилось почти каждое второе происшествие, неадекватно опасности их правонарушений. Человек, перебегая улицу в неустановленном месте, рискуя при этом не только своей, но и жизнью других людей, в лучшем случае заплатит штраф, не превышающий восьми гривен.
-- Ситуация же с наказанием пьяных водителей, по вине которых ежегодно страдает 2,5 тысячи участников дорожного движения, вообще парадоксальна, -- с горечью говорит Александр Миленин. -- Ежедневно наши сотрудники задерживают около тысячи (!) нетрезвых водителей. После составления протокола мы вынуждены их отпустить. Ведь ранее действующий и довольно эффективный в таких случаях механизм изъятия удостоверения водителя и временное препровождение автомобиля на штрафплощадку теперь -- по новому Закону -- невозможно применить.
И не удивительно, что иногда одних и тех же водителей «под шофе» сотрудники ГАИ останавливают по несколько раз на день. Печальный итог такого либерализма: если раньше ДТП по вине подвыпивших водителей в больших городах происходили один раз в неделю-другую, то сейчас -- практически ежедневно (в некоторых зарубежных странах за подобную «вольность» можно сеть в тюрьму! -- Прим. авт. ).
Практически невозможно теперь привлечь к админответственности водителей, не имеющих постоянного места жительства, и иностранцев, временно пребывающих в Украине.
Еще одно ограничение: Закон запрещает снимать номерные знаки. Раньше подобная мера применялась, если автомобиль был технически неисправен (до устранения неполадки) или припаркован в неположенном месте. Теперь же нет никакой гарантии, что водитель не выедет на дорогу, к примеру, с неисправными тормозами, «лысой» резиной или неработающими габаритами А ведь все это тоже серьезная угроза безопасности движения.
Наказать водителя, нарушившего правила парковки, зачастую и вовсе невозможно: номерной знак снять нельзя, а протокол в отсутствие водителя не составишь (многие нарушители, увидев, что инспектора рядом нет, быстро паркуются, закрывают машину и уходят, а затем, убедившись, что сотрудник ГАИ «разбирается» с другими, немедленно уезжает. -- Прим. авт. ).
Все это привело к тому, что улицы и тротуары, где висят знаки, запрещающие парковку, просто заставлены автотранспортом. Особенно остро эта проблема встанет зимой, когда коммунальные службы не смогут надлежащим образом очистить проезжую часть от снега.
-- Но вы же не вправе бездействовать, ссылаясь на несовершенство Закона?
-- Сотрудники ГАИ прилагают максимум усилий, чтобы в полном объеме выполнить возложенные на них обязанности. И, помимо пресечения грубых нарушений ПДД, наши работники ежедневно раскрывают еще и уголовные преступления, находят угнанные машины, задерживают водителей, незаконно перевозящих оружие и наркотики
А что касается изменений в Админкодексе, то по инициативе МВД уже подготовлены наши предложения о пересмотре некоторых положений действующего Закона. Надеюсь, что к нашему мнению прислушаются и ситуация изменится.
-- А до тех пор вы решили своими силами наводить порядок на дорогах, отменив «известный» 83-й приказ, запрещающий останавливать водителей, не нарушивших Правила?
-- Хочу заметить, что этот приказ был подписан в феврале нынешнего года, то есть до принятия изменений в Админкодекс. Приказ действительно запрещал сотрудникам ГАИ безосновательно останавливать автомобиля, проводить техосмотры на дорогах, требовать у водителей дополнительные документы, кроме предусмотренных ПДД. Этим мы стремились улучшить взаимоотношения наших работников и участников дорожного движения. Но обидно, что некоторые злостные нарушители восприняли это как вседозволенность, стали прикрываться нашими призывами к либерализации и стремились уйти от ответственности. С принятием изменений в Административный Кодекс некоторые положения приказа себя исчерпали.
Следует также правильно понимать сложившеюся ситуацию: никто не отменяет обязанностей инспектора с уважением относиться к участникам дорожного движения, оказывать им необходимую помощь. Ведь многие действующие ныне нормативные акты, регламентирующие деятельность Госавтоинспекции (к примеру, постановление Кабмина от 14 апреля 1997 года N 341. -- Прим. авт. ), разрешают инспекторам останавливать только те транспортные средства, водители которых нарушили правила дорожного движения, а также когда есть данные, что автомобиль используется с противоправной целью.
А полный перечень документов, которые сотрудник ГАИ вправе потребовать у водителя, указан в Законе Украины «О дорожном движении» (принят 30 июня 1993 года. -- Прим. авт): «удостоверение, регистрационные и другие документы, которые подтверждают право на управление транспортным средством, а также дорожные (маршрутные) листы и документы на перевозимый груз (кроме владельцев транспортных средств, которые используют их в индивидуальных некоммерческих целях)».
Таким образом, законопослушным водителям не стоит волноваться -- отношение к ним со стороны работников ГАИ будет только уважительным и вежливым. А к тем, кто систематически нарушает ПДД, использует автотранспорт в противоправных целях, и впредь станем применять все существующие меры влияния. Но, естественно, исключительно в рамках Закона.