Сегодня пани Дария, автор кулинарных бестселлеров, общий тираж которых достиг почти пяти миллионов, празднует свой 93-й день рождения
Сорок лет назад во львовском издательстве «Каменяр» вышла в свет первая книга Дарии Цвек «Солодке печиво», переиздававшаяся после этого девять (!) раз. Так началось триумфальное шествие книг с кулинарными рецептами пани Дарии. «У буднi й у свята», «На добрий вечiр», «Святкова кухня», «Святкуємо всi» стоят на заветных полочках у хозяек Украины и России, Белоруссии и Польши. Есть почитатели таланта пани Дарии и далеко за океаном.
А если вам вдруг незнакомо имя знаменитой кулинарки, спросите у мамы, где она взяла рецепт вашего любимого печеньица
Бытует расхожее мнение, что лучшие повара и кулинары -- только мужчины: и готовят они с выдумкой, и блюда у них вкуснее. На телевидении все кулинарные шоу ведут представители сильной половины человечества. Конечно, ведь приходит мужчина на кухню по призванию или очень большому желанию, да и готовит из того, что нужно, а не из того, что под рукой. Почитайте их хваленые рецепты — такие мудреные слова, без толкового словаря не разобраться. А обед, приготовленный по рецепту «из телевизора», не всякий семейный бюджет выдержит. Советы же пани Дарии помогут сотворить что-то новое даже из самых обычных продуктов, которые есть в каждом доме.
Пани Дария вспоминает, что в дом к ним частенько захаживали гости, а мама была очень хлебосольной хозяйкой -- «запасные пирожные» к чаю не переводились. Помогая маме, маленькая Дариночка стала записывать рецепты своих первых кулинарных «опытов». Но никогда и не думала, что они ее прославят!
Дария хотела поступить во Львовский университет и изучать естественные науки. Да только в Польше, в состав которой в начале прошлого века входила Галичина, украинцев тогда не больно-то жаловали -- Дарию в университет не приняли. Тогда девушка поступила и закончила Педагогический семинар в Коломые. Но найти место учительницы тоже в те времена было не так просто. Пришлось отцу Дарии воспользоваться своими связями -- он занимал важную должность в Министерстве скарба, инспектировал спиртовые заводы Варшавского воеводства.
35 лет отдала Дария Цвек детям, получила звание «Учитель-отличник». Учителем был и ее покойный супруг, с которым она прожила в любви и согласии 48 лет. По стопам родителей пошли их дочери. Обе стали преподавателями Львовского университета, в котором так и не довелось учиться маме. Правда, в педагогической деятельности пани Дарии был один перерыв, именно в это время и случился ее первый «кулинарный демарш».
-- Я очень любила свою работу, -- вспоминает пани Дария. -- Ученикам была скорее как друг или старшая сестра. И никогда не ставила двоек. Ведь двойка только унижает ребенка, приучает думать, что он хуже всех. В 1945 году мне, к сожалению, пришлось уйти из школы -- платили очень мало, а времена были тяжелые, голодные. Дома двое своих деток, супруг. Встаешь утром, а приготовить нечего и не на чем. Пошла я работать поваром в больницу, чтобы иметь возможность хоть кусочек хлеба когда-нибудь домой под фартуком принести. Грустно и страшно, когда людям приходиться так жить
В больнице и раскрылся в полной мере кулинарный талант пани Дарии. Из скудных казенных харчей она умела приготовить самые разнообразные блюда. Ведь каждому больному нужна своя диета. В 1948-м, когда жить стало полегче, Дария Цвек решила вернуться в школу, к своим ученикам. Руководство больницы ее ни в какую не отпускало, сулило полторы ставки, только бы повариха осталась.
И все же пани Дария как человек творческий нашла способ соединить обе свои страсти -- кухню и педагогику. Во львовском Доме офицеров она стала вести кулинарные курсы.
-- Несмотря на внешний шик -- драгоценности и меха, -- жены тогдашнего военного руководства не отличались высокой культурой, -- улыбается пани Дария. -- А повидавшие во время войны Европу офицеры стали это хорошо понимать. Вот и потянулись их женушки на курсы. Не столько за рецептами, сколько за наукой сервировать стол, что к чему подать, как гостей принять. Да только практикой они заниматься не хотели.
Так я и стала получать заказы: сначала испечь кому-то торт на день рождения, организовать застолье, а позже -- и обслужить официальные приемы в обкоме партии. Сперва радовалась, -- деньги-то нужны, после в тягость стало, да уж не откажешься. Как только 7 ноября или еще какой советский праздник, так меня до ночи дома нет: приготовь, сервируй, пригляди, чтоб все было по этикету
Насмотрелась В магазинах полки полупустые, люди полдня за самым необходимым в очередях стоят, а у партийцев на кухнях мясо, рыба, овощи -- да все отборное. Прямо ведрами стояло! Прокрутишься весь день, а тебе, бывает, и чаю не предложат. Жена тогдашнего секретаря обкома была дамой весьма прижимистой, требовала отчет по каждой копеечке.
Все больше людей узнавали о замечательной поварихе. И росло количество записанных ею рецептов.
-- Так сложилась судьба, что моей близкой приятельницей была писательница Ирина Вильде, -- продолжает рассказ пани Дария. -- Мы были знакомы с детства, тогда ее звали Дарка Макогон и она училась в одном классе с моей сестрой. Отведав у нас дома что-то вкусненькое, все говорила: «Записывай, как это приготовлено». Прошли годы, и она стала уговаривать меня издать книгу кулинарных рецептов. Я все отговаривалась -- кому это нужно Но Ирина не сдалась и в один из моих приездов во Львов просто за руку отвела в издательство «Каменяр». Сказала редактору: «Эта женщина напишет для вас прекрасную кулинарную книгу».
Договор был подписан, отступать вроде уж некуда. В основу книги легла тетрадка, написанная моим мужем. Он был педантом: смотрел-смотрел на кучки моих записочек, взял большую тетрадь и переписал аккуратненько все мои рецепты. Но много было сомнений Мне говорили: «Что ты пишешь? Какая цедра, посмотри, в магазинах маргарина приличного нет! Кто будет твою книжку покупать?»
Но едва выйдя, книга сразу стала дефицитом, пришлось готовить следующее издание. Такая же судьба ждала и другие книги пани Дарии. В ее архиве хранится служебная записка директора магазина «Книга -- почтой»: «Довожу до вашего сведения, что в настоящее время мы уже не можем удовлетворить 5000 заявок на книгу Дарии Цвек «Меню на каждый день».
Неожиданно проявились и другие таланты пани Дарии. Все до единого рисунки в ее книге выполнены автором. А иллюстрации, глядя на которые, можно по Задорнову «захлебнуться собственной слюной», -- вовсе не бутафория. Все изображенное на них приготовлено и украшено руками самой пани Дарии. Каждую салфеточку вышила сама, самостоятельно подбирала цветы, составляла композиции.
-- Чтобы подготовить блюда и сервировку для иллюстраций, приходилось трудиться всю ночь, -- вспоминает пани Дария. -- Ведь все должно быть свежим, да и делался за день не один снимок. Зато фотографы любили со мной работать -- ведь все приготовленное можно было потом съесть! Да еще и сумки домой накладывали.
Издаются и переиздаются книги Дарии Цвек и по сей день. Довелось ей пострадать и от «модного» ныне пренебрежения авторскими правами. Не рассчитались с ней за несколько последних изданий как в Украине, так и в Белоруссии. Но пани Дария не опускает руки, несмотря на неурядицы и преклонные годы: подготовила раздел «Галицкая кухня» для Всемирной кулинарной энциклопедии, продолжает работу над новой книгой, правда, уже понемногу -- всего по несколько часов в день. Новую свою книгу, посвященную этикету, Дария Цвек решила написать для молодежи.
-- Как-то увидела по телевизору сюжет, -- улыбаясь, говорит пани Дария. -- Наши молодые ребята-спортсмены после победы на соревнованиях попали в шикарный ресторан, и официанты учили их, что и как кушать и что пить. Досада меня взяла! Украина стала независимой, наша красивая и талантливая молодежь прославляет ее в мире. Но хорошим манерам, к сожалению, научены не все. Например, многие сейчас не знают, что, вручая кому-то свою визитную карточку, следует написать на ней дату состоявшейся встречи. А если оставляете визитку человеку, которого не застали, надо указать дату, время и загнуть один из уголков.
Уходя, я просила пани Дарию не провожать меня (в доме идет ремонт), мол, и сама дорогу найду. Но хозяйка отшутилась: «Багатого проводимо, бо шануємо, а бiдного -- щоб нiчого не вкрав».
И еще говорит пани Дария: «Вот, желают мне дожить до 100 лет. А где взять эти годы, ведь не деньги -- кто одолжит?». Но мы присоединяемся к этому пожеланию, а с нами -- великая армия хозяюшек как в Украине, так и далеко за ее пределами.
Арбуз тщательно вымыть, срезать верхушку и аккуратно вынуть мякоть, нарезать ее кубиками, попутно очищая от семечек. Нарезать соломкой банан и сливы, добавить дольки мандаринов или апельсинов. Сложить в арбуз все нарезанные фрукты, добавить немного сахара и залить все шампанским или белым сухим вином. Снятую верхушку обрезать зубчиками и накрыть арбуз.
Отварить вкрутую четыре яйца. Очистить и растереть вилкой, добавить по вкусу соль, черный перец, если есть -- мелко нарезанный зеленый лук, майонез. Смешать все до однородной массы.
Ломтики батона слегка обжарить с одной стороны в растительном масле. Яичную пасту разложить на гренки на необжаренную сторону. Подавая на стол, украсить дольками сладкого красного перца.
5 стаканов дважды просеянной муки 100 г. дрожжей 1 пачка маргарина 1 стакан жидкой сметаны или кефира.
Мелко растертые дрожжи смешать с мукой, натереть на терке пачку маргарина, добавить сметану. Тщательно вымесить тесто.
Начинка может быть как сладкая (яблоки, повидло, творог с изюмом), так и соленая (мясной фарш, грибы, капуста и даже рыба).
Пирожки со сладкой начинкой смазать молоком или яйцом и посыпать сахаром, соленые посыпать тертыми сухариками из белой булки и укладывать на противень, смазанный жиром.