Одессит Теодор Резвой решил преодолеть на веслах пять тысяч километров через Атлантику
7 октября от Канарских островов (Тенерифе) стартовала вторая Трансатлантическая гребная гонка, в которой принимают участие 38 экипажей лодок-»двоек» из 14 государств мира. Практически одновременно из этого района курсом на Вест-Индию (Карибские острова) отправилась гребная лодка «Одесса», которой в одиночку управляет одессит Теодор Резвой. Наш соотечественник убежден, что добьется поставленной цели -- Украина станет пятой страной (после Великобритании, Франции, США и Бразилии), граждане которой таким образом пересекли Атлантический океан. За более чем вековую историю океанской гребли этот престижный список насчитывает лишь 19 человек.
Незадолго до старта, во время официального представления проекта в офисе Всемирного клуба одесситов, корреспондент «ФАКТОВ» встретился с Теодором Резвым.
-- Теодор, у вас есть морское образование?
-- Да, я закончил профтехучилище по специальности матрос первого класса, проходил мореходную практику. Хотя сначала, после средней школы, поступил в Художественное училище имени М. Грекова. В моей семье много профессиональных художников -- мама, бабушка, брат и двоюродная сестра. Потом служил в армии, работал дизайнером в разных фирмах и мечтал о море.
-- Что подтолкнуло вас в одиночку отправиться в Атлантической переход на гребной лодке?
-- Людям всегда хочется заглянуть за горизонт: покорить высочайшую горную вершину, достичь полюсов Земли, опуститься в ее недра на огромную глубину. Все это, как и пересечение океана на веслах, таит в себе ответ на вопрос о потенциальных возможностях человека. Правда, не все мечты можно осуществить. Но когда семь лет назад я познакомился с британцем Кэннетом Крачлоу, исполнительным директором Общества океанских гребцов, понял, что моя мечта реальна. Стал работать вэб-мастером этого общества, очень тесно общался с самими гребцами.
Вообще-то я с детства занимался различными видами спорта -- альпинизмом, стрельбой из лука, дзюдо, ушу, тэквандо, айкидо. Океанская гребля -- это экстремальный вид спорта, испытывающий человека в условиях длительного перехода и полного одиночества. Я нахожусь в отличной форме. Почему бы не попробовать посостязаться с Атлантикой!
-- А не страшно?
-- Думаю, что нет людей, которым незнакомо это чувство. Просто одни умеют с ним справиться, другие -- нет. Я постараюсь.
Кстати, лодки для переходов через океан имеют особую конструкцию, которая при переворотах позволяет им возвращаться в нормальное положение, -- своеобразная «неваляшка». Ее корпус (длина -- 7,3 м, ширина -- 1,9 м) сработан из корабельной фанеры, покрытой высокопрочным фиброволокном. Лодка «Одесса» сконструирована четыре года назад Филом Моррисоном и Питером Роуселлом. Боевое крещение она прошла в ходе первой Трансатлантической гонки «двоек» -- с Питером Хиттом и Нилом Хогденом на борту. Именно они помогают мне сегодня в подготовке к океанскому переходу.
-- А вы сами испытывали мореходные качества вашей «неваляшки»?
-- А как же! Лодок такой модели уже построено достаточно много. Мне довелось ходить на них не только в английских территориальных водах, но и возле Тенерифе, когда отправлял туда других гребцов из общества. Вот и сейчас до старта в течение месяца упорно тренировался.
-- Какое количество груза можно разместить на борту такого мини- судна?
-- Около 700 килограммов, что совсем немного: на учете -- каждый килограмм багажа.
-- Берете с собой что-нибудь из дорогих вам вещей?
-- Возьму фотографии родных, компьютер, книги. Например, избранные произведения Михаила Жванецкого, подаренные мне и подписанные им. Еще -- литературу по психологии, фантастику Кое-какие музыкальные записи, в основном джаз.
-- Чем будете питаться?
-- Я не особо переборчив. Полагаю, что продуктов, подготовленных для этого случая с помощью криообработки -- специального метода вымораживания влаги (что значительно уменьшает вес) -- вполне достаточно. Меню весьма разнообразно: и мясные, и овощные блюда, есть даже мороженое Остальное -- прямо из моря-океана, единственного источника и поставщика живых бактерий. Благо, морепродукты мне по вкусу.
Естественно, возьму кое-что для души: пиво, ликер. Еще -- маринованные кабачки, которыми меня снабдила заботливая теща, зная, что я их люблю. С удовольствием полакомлюсь ими на Новый год, встреча которого предстоит в океане. Возможно, прихвачу и кусочек украинского сала.
-- Это уже роскошь
-- Возможно. Но главная моя слабость -- это сигары. Нил Хогден обещал подарить мне классные -- «Ромео и Джульетта».
-- Курение не скажется на вашем самочувствии?
-- Нисколько. Тем более что позволяю себе это нечасто -- пару раз в неделю. Как говорится, по праздникам.
-- А как насчет запасов питьевой воды?
-- Помимо смонтированного на лодке электроопреснителя, здесь же имеется балласт в виде канистр с 200-ми литрами питьевой воды.
-- Где вы берете энергию для питания электроприборов?
-- От аккумуляторных батарей.
-- Какое расстояние намереваетесь преодолевать ежесуточно?
-- В зависимости от метеоусловий и волнения океана -- от 5 до 80 миль.
-- Для отдыха время останется?
-- Сориентируюсь на месте: некоторые гребцы большую часть пути проходили ночью, поскольку днем стоит невыносимая жара. Кто-то старался разбить маршрут на большее число «промежутков» -- отдыхая каждые два или четыре часа
-- Предполагаются ли заходы в какие-либо порты?
-- Это полностью исключается условиями подобных переходов. Помимо того, по пути моего следования практически отсутствуют даже острова. А в целом маршрут занимает примерно 5 тысяч километров, если брать напрямую. На практике же зачастую приходится идти в обход, и путь удлиняется.
-- Лодка -- сугубо весельная или мотор на всякий случай все-таки имеется?
-- Никакого мотора! Предусмотрена лишь запасная пара весел. Наличие мотора в корне противоречит самой идее перехода на гребной лодке, чистоте эксперимента. Помимо прочего, механический двигатель имеет солидную массу. Плюс масса горючего
-- Насколько мне известно, о своем намерении участвовать в аналогичном переходе заявил россиянин Федор Конюхов. Вы с ним поддерживаете какие-либо контакты?
-- Действительно, Конюхов намеревается пройти тем же маршрутом несколькими месяцами позже. Это вполне реально, поскольку наиболее оптимальный период для судоходства в тех широтах -- с октября по март. Пока контактов мы не поддерживаем, о намерениях Конюхова стало известно совсем недавно.
-- А какие почести вас ожидают в случае благополучного завершения перехода?
-- Абсолютно никакие. Поскольку меня никто официально не «командирует» в атлантический переход, то, соответственно, и не встречают, не чествуют. Собственно, меня эти почести не очень интересуют.
-- Оценивать шансы того или другого гребца, бросающего вызов судьбе и стихии, достаточно сложно, -- считает исполнительный директор Общества океанских гребцов Кэннет Фрэнк Крачлоу. -- Если обратиться к статистике, то, увы, в целом было больше неудачных попыток, чем успешных. Шесть человек погибли во время трансатлантического перехода.
Теодор сказал мне: «Хочется сделать что-то такое, чтобы мой сын мог гордиться». Полагаю, это очень серьезная заявка. И Украина -- первая из стран СНГ и Восточной Европы -- вполне может занять свое место в истории океанской гребли.
-- По-моему, подобной идеей загорелись и россияне?
-- Да, «русский проект» должен стартовать в конце нынешнего -- начале 2002 года. Пройти океан в одиночку вызвался известный путешественник Федор Конюхов. С ним я знаком с 1991 года. Нынешней осенью Конюхов вновь приедет в Лондон, и мы постараемся ему помочь.
-- Похоже, у нас есть шанс стать свидетелями своеобразного заочного соревнования между представителями Украины и России. Интересно, что Резвой и Конюхов -- оба выходцы с Украины.
-- А вот это для меня -- новость, я не знал, что Конюхов -- уроженец Украины
-- Мистер Крачлоу, какова стоимость данного проекта?
-- Если собрать все, что должно находиться в лодке на момент ее отплытия (электроника, навигационные приборы, обеспечение безопасности, продукты), получится солидная денежная сумма -- 100 тысяч долларов. Поскольку у нашего общества есть кое-что из вышеназванного оборудования, удалось снизить бюджет до 75 тысяч долларов.
-- Жаль, что замечательную идею Резвого не поддержали городские власти. Ведь впервые в истории гражданин Украины, житель Одессы отважился на столь отважный поступок, -- рассказывает директор одесской детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва, президент благотворительного фонда «Будущее» Борис Литвак. — Тем не менее в Одессе есть люди, которым все же небезразличны имидж города и государства в целом. Один из них -- Владимир Филипчук, Герой Украины, почетный гражданин Одессы, председатель правления открытого акционерного общества «Эксимнефтепродукт». Он вызвался оказать спонсорскую помощь. Таким образом хотя бы небольшая часть средств в этом проекте все же будет украинской.