Культура и искусство

«общественница» шура из «служебного романа»: «с детства вообще не могу есть поросят»

0:00 — 16 октября 2001 eye 763

В эти дни «общественница» Шура из «Служебного романа» отмечает пятидесятилетие творческой деятельности

Актрису Людмилу Иванову называют королевой эпизода. Вспомним хотя общественницу Шуру из «Служебного романа», гостью с двумя кошками на свадьбе в фильме «Небеса обетованные» или сваху из «Самой обаятельной и привлекательной»… Людмила Ивановна любит жизнь во всех проявлениях: обожает готовить, играет в театре, снимается в кино, пишет и исполняет песни. Она прямо-таки излучает добро и любовь, поэтому все, за что она берется, получается на «ура».

«Когда я уезжаю на гастроли, моя семья питается исключительно сырыми яйцами с хлебом»

-- Людмила Ивановна, вы так убедительно сыграли профсоюзную активистку в «Служебном романе», что поневоле задаешься вопросом: неужели в жизни вы и это прошли?

-- Конечно! Я была первым партийным секретарем театра «Современник», в котором работаю вот уже не один десяток лет. Потом была членом партбюро, много лет возглавляла местком, заседания которого нередко проводились у меня дома. Меня выбирали членом худсовета, два созыва подряд выполняла обязанности районного депутата.

-- Надеюсь, роль общественницы -- не самая любимая?

-- Поскольку я человек веселый, мне нравятся роли, соответствующие моему характеру. Вот баба Шура в спектакле «Любовь и голуби». Она такая озорная, добрая, лукавая. С огромным удовольствием играю в спектакле «Аккомпаниатор» пенсионерку Светлану Васильевну -- широкой души человека, страдающего от одиночества. В новом грустном спектакле о жизни глубинки «Уйди-уйди» я играю столетнюю бабулю -- роль маленькая, но очень интересная. Конечно же, люблю свою героиню Шурочку в «Служебном романе»…

-- Помните свой первый заработок в кино?

-- А как же! В одном из своих первых фильмов, «Добровольцы», я сыграла девушку на собрании. Мне не пришлось говорить ни единого слова, но почему-то все знакомые успели меня там увидеть. За эту роль я получила сорок рублей -- по тем временам приличные деньги.

-- И на что их потратили?

-- Купила торшер, который давно мне нравился, с двумя чудесными плафонами.

Людмила Иванова -- не только популярная артистка кино, она автор и исполнитель песен, которые включали в свой репертуар самые известные барды. Еще Людмила Ивановна написала книгу «Я люблю вас», в которой рассказала о жизни, театре, судьбах актеров, друзьях: Галине Волчек, Валентине Гафте, Анне Герман, Алле Покровской. Помимо всего, она является создателем и художественным руководителем семейного музыкального театра «Экспромт», куда вместе с детьми запросто могут пойти и родители.

-- На самом деле не очень оригинальная идея -- детский театр…

-- Просто я люблю заниматься с молодежью. Вместе с мужем сочинила либретто для детской сказки «Крошечка-Хаврошечка». Мне хотелось, чтобы пьесу сыграли студенты ГИТИСа, где я тогда преподавала. В то время я была депутатом и подумала: было бы хорошо, если бы великолепный конференц-зал райисполкома в выходные дни заполняли дети. С такой вот культурной программой я и отправилась к руководству района, и там меня поддержали.

-- Когда же вы занимались личной жизнью -- в перерывах между заседаниями райисполкома и спектаклями?

-- Практически. Конечно, было нелегко. Вечерами, когда я была занята в спектаклях, с детьми оставался муж. Приходилось ему с ними заниматься и тогда, когда я уезжала на гастроли. Правда, возвращаясь домой, я встречала похудевших детей, собаку и мужа, потому что Валерий не любит готовить. Не может даже яичницу поджарить. Однажды, когда дети были еще маленькие, мне пришлось довольно надолго уехать. А когда вернулась, выяснилось, что все это время семья питалась исключительно сырыми яйцами с хлебом. Об этом красноречиво свидетельствовали горы яичной скорлупы, выше которых были разве что горы грязной посуды. Поэтому в нашей семье стояние у кухонной плиты -- сугубо женское занятие.

«Я сделала так, что друзья моего мужа стали моими друзьями»

-- И чем балуете?

-- Всегда готовлю мясо. Любое. Говядину, например. С соусом из сухих грибов. Я замачиваю их, режу, обжариваю с луком и заливаю сметаной. Любое отварное мясо, политое этим сметанно-грибным соусом, получается фантастически вкусным. К мясу обычно подаю два разных салата. А еще хороши соусы из ягод -- моченой брусники или красной рябины. Но лучше всего у меня получается борщ, правда, его любят все, кроме младшего сына Саши. Он говорит, что самый вкусный борщ ел в школьной столовке. Мне никак не удается переплюнуть эту столовку! (Смеется. ) Да! Еще люблю побаловать пирогами с мясом и рыбой.

-- Это и есть ваше фирменное блюдо?

-- Мой козырь -- тургеневский супчик. Овощной суп, в который в последнюю минуту тонкой струйкой засыпается манная крупа. Он напоминает снежную метель. Тургенев любил, чтобы в супчике обязательно был укропец. Это очень полезный диетический суп, нежный, не острый. Мой муж, например, любит острые супы с красным перцем, хотя обычно я не готовлю мясных супов, делаю их только по средам, когда у меня внуки гостят. У нас дома все любят шурпу. Когда все дети собираются, я готовлю шурпу, которую меня научили делать в Ташкенте. Только для настоящей шурпы нужна баранина. Кстати сказать, хотя в еде я не привередлива, с детства вообще не могу есть поросят, с тех самых пор, как бабушка держала поросенка. Я ужасно переживала, что его зарежут на Пасху, и теперь каждый раз вспоминаю нашего поросенка по кличке Снежок.

-- Людмила Ивановна, хотя в «Небесах обетованных» вы прекрасно сыграли «кошачью маму», я слышал, что на самом деле вы заядлая собачница.

-- Кто же лучше может успокоить человека, как не собака, всегда готовая взять на себя наши страдания? Придешь усталая, и никто так искренне тебя не ждет. Я считаю, что в медицине должен появиться специальный раздел -- собакотерапия. Сейчас у меня попеременно живут две собаки. Одна из них принадлежит старшему сыну, это просто дворняга, но все же в его облике есть что-то и от таксы, и от лаечки, зовут Пьер. Вторая -- чистокровный боксер, хотя его тоже нашли на улице. Он числится у нас за младшим сыном, но поскольку у Саши очень маленькая квартирка, Бучику лучше у меня, и он приезжает ко мне «на каникулы». У меня 15 лет жил тибетский терьер, когда я приезжала с гастролей, он так радовался, так бросался, что создавалось впечатление, что сейчас у него оторвется попка или хвостик -- так он стремился ко мне. Пожалуй, никто так меня не любил и не понимал, как этот песик. Он всегда чувствовал мое настроение: если я приду усталая, не в духе, сразу -- под кровать. Я и говорю своим: «Ребята, видите, я не в настроении, лучше сейчас не возникайте! Смотрите, Пушок уже понял, что со мной сейчас лучше не общаться». А мои мужчины не всегда это чувствуют и попадают под горячую руку.

-- И часто это происходит?

-- Нет, хотя всякое бывает (смеется). У меня два сына: Иван -- художник и Александр -- генетик. У них свои семьи, и сейчас они живут отдельно. Конфликтов не бывает. Вообще же совместная жизнь требует, помимо любви, большого терпения и внимания к любимому человеку.

-- Неужели всегда удается проявлять терпение?

-- В свое время я сделала так, что все друзья мужа стали моими друзьями. Его привычки и пристрастия легко и незаметно стали моими: полюбила деревню, потому что он ее любит, завела собаку, так как муж в детстве мечтал о четвероногом друге. Но главное, наверное, то, что и мне, и Валерию Александровичу ломать себя не пришлось -- с самого начала у нас обнаружилось удивительное совпадение вкусов и творческих критериев: полное согласие и понимание при создании совместных сценариев для детских музыкальных спектаклей…