Украина

Если верховная рада примет новый закон о подоходном налоге, граждане украины будут отдавать государству меньше денег

0:00 — 20 октября 2001 eye 1476

Но пока депутаты лишь советуют налогоплательщикам затевать безнадежные тяжбы с Налоговой администрацией

Самые важные и болезненные социальные вопросы начинают активно обсуждаться парламентариями почему-то накануне выборов. В другое время депутаты либо вообще не обращают внимания на соответствующие законопроекты (которые иногда годами лежат в комитетах), либо быстро их рассматривают, внося более сотни замечаний и отправляя на доработку…

А вот накануне выборов депутаты настолько активизируются, что порой готовы кардинально изменить всю систему экономической жизнедеятельности страны. К примеру, на днях один из парламентариев сделал «открытие»: с нас-де неправильно удерживают налоги.

«Подоходный налог составляет 70 процентов всех доходов местных бюджетов»

Позиция автора этой идеи такова: в Декрете «О подоходном налоге с граждан» суммы дохода (к которым применяется та или иная ставка) измеряются не в необлагаемых минимумах (как это делается сейчас), а в минимальных зарплатах. Если учесть, что необлагаемый минимум составляет 17 грн. , а минимальная зарплата -- 118 грн. , то сумма «несправедливо» уплаченных нашими согражданами налогов будет достаточно велика. Поэтому автор предложил гражданам отстаивать свои права в… судебном порядке. Проще говоря, подавать иск против налоговых органов, чтобы вернуть свои незаконно удержанные из зарплаты деньги.

Случай, действительно, уникальный… Ведь подоходный налог платят все работающие жители страны. А значит, на возврат денег смогут рассчитывать миллионы людей. Однако декрет действует с 1993 года. Почему же этот вопрос не всплыл раньше? За разъяснениями «ФАКТЫ» обратились к начальнику Главного управления налогообложения физических лиц Государственной налоговой администрации Украины Сергею Лекарю:

-- Дело в том, что в декрете (который вступил в силу с начала 1993 года) понятия минимальная зарплата и не облагаемый налогом минимум рассматривались как тождественные величины. Так, в данном документе указано: «Совокупный налогооблагаемый доход уменьшается на сумму, которая не превышает размера… минимальной месячной заработной платы (необлагаемый минимум)». Но ведь с января по июнь 1993 года размеры минимальной зарплаты и необлагаемого минимума были одинаковые -- 4600 карбованцев.

Впоследствии указом Президента с 1 октября 1995 года была введена новая (более лояльная) шкала ставок налога с доходов, измеряемых в необлагаемых минимумах. Этой шкалой мы сейчас и пользуемся.

-- Что значит -- более лояльная?

-- Во-первых, были снижены ставки налога. Так, до принятия указа максимальная ставка несколько раз менялась, она составляла 50%, 60%, а одно время и 90%. Указ снизил ее до 40%.

Во-вторых, и минимальная зарплата, и необлагаемый минимум после принятия декрета регулярно повышались. Но не равномерно. Так, к июню 1993 года необлагаемый минимум составил 6900 крб. , а минимальная зарплата -- 4600 крб. А в сентябре 1996 года (после введения гривни) минимальная зарплата составила 15 грн. , а необлагаемый минимум -- 17 грн. Таким образом, вплоть до 1998 года минимальная зарплата была ниже необлагаемого минимума. И это воспринималось как должное.

-- А в 1998 году ее повысили? До какого размера?

-- Минимальную зарплату повысили достаточно резко -- с 15 до 45 грн.

-- Ну вот, именно тогда и можно было бы поднять вопрос о возвращении к измерению доходов (для их последующего налогообложения) в минимальных зарплатах…

-- Можно было бы… Но только при комплексном подходе к нейтрализации всех возможных последствий. В первую очередь речь идет о нуждах бюджета. Хочу отметить, что подоходный налог является одним из важнейших поступлений бюджета. Более того, он составляет около 70% всех доходов местных бюджетов. Слепое увеличение сумм, не подлежащих налогообложению, могло бы привести к катастрофическим последствиям.

-- К каким именно?

-- Например, из средств местного бюджета финансируются школы, больницы, учреждения культуры. Выплачиваются зарплаты врачам и учителям, а также многие виды социальной помощи. И если в промышленных районах отсутствие поступлений от подоходного налога могли бы хоть как-то скомпенсировать за счет других отчислений, то в сельской местности бюджеты просто останутся ни с чем.

Поймите правильно, налоговая служба не против увеличения не облагаемых налогом сумм. Однако нужно подойти к решению этой проблемы комплексно. Например, было бы логично уменьшить поступления от налога и вместе с тем сократить расходы бюджета (чтобы расходы соответствовали реальным доходам).

-- Но на это никто не пойдет!

-- Тогда есть другой путь: упразднение большинства льгот, которыми пользуются наши сограждане в части уплаты подоходного налога…

Кроме того, нужно отметить, что в не облагаемых налогом минимумах исчисляются размеры всех административных санкций и взысканий! Представьте, что будет, если сразу увеличить эту величину с 17 до 118 гривен…

И последнее. Как я уже говорил, до 1998 года минимальная зарплата была меньше необлагаемого минимума. Так что нам придется не только возвращать «излишне» насчитанные (с 1998 года) суммы налога, но и взыскивать «недоначисленные» суммы (с 1993 до 1998 года)…

«Если предложение парламентария поддержат суды, государство будет вынуждено вернуть от 6 до 10 миллиардов гривен»

-- Кстати, а сколько государство должно будет вернуть в случае, если это депутатское предложение поддержат суды?

-- Приблизительные подсчеты показали, что сумма возврата составит от 6 до 10 миллиардов гривен (в зависимости от того, будет ли приниматься решение о доначислении за предыдущие годы налога с граждан и дополнительном взыскании налога по прежней шкале или же возврата денег потребуют от государства в одностороннем порядке).

-- А сколько дает подоходный налог бюджету?

-- В 2000 году поступления в бюджет подоходного налога составили 6,4 млрд. грн. Именно поэтому увеличение необлагаемого минимума до уровня минимальной зарплаты (без принятия каких-либо других, компенсирующих этот шаг, решений) будет иметь достаточно неприятные для общества последствия.

-- Что же делать?

-- Проблему разрешить можно. С 1997 года в парламенте лежит законопроект, предусматривающий изменение подходов к налогообложению доходов наших сограждан (кстати, эти же предложения отражены в проекте Налогового кодекса). И если бы депутаты хотели улучшить жизнь украинцев, то в первую очередь им стоило бы обратить внимание на законный путь решения данной проблемы.

-- То есть рассмотреть закон… А что именно в нем предлагается?

-- Законопроектом предусмотрено введение двух ставок подоходного налога -- 10% и 20% (см. таблицу). Причем определять шкалу ставок предлагается (напомню, что это только проект) исходя из величины прожиточного минимума. Сейчас он составляет в среднем 311 грн. на одного человека в месяц. Таким образом, доход в размере до двух прожиточных минимумов (то есть до 622 гривен) предлагается облагать по ставке 10%. А выше -- по ставке 20%.

А не облагаемый налогом минимум доходов граждан, возможно, будет вообще исключен из системы обложения доходом физических лиц. То есть он будет существовать, но применять его станут только в административных целях. Например, для исчисления штрафов. Причем размер его останется прежним -- 17 гривен.

«Все иски против налоговых органов были проиграны»

-- Так что, после принятия законопроекта под обложение налогом подпадут все суммы доходов без исключения?

-- Вовсе нет. Планируется ввести социальную льготу -- уменьшение суммы налога на определенный процент минимальной зарплаты, в случае, если доход человека не превышает определенной суммы. Предположительно, размер льготы составит 10%. А порог -- два прожиточных минимума.

-- Как это будет выглядеть?

-- К примеру, человеку начислили зарплату в размере 500 грн. (в том числе 50 грн. подоходного налога, так как эта сумма подпадает под ставку 10%).

Если льгота будет распространяться на суммы ниже двух величин прожиточного минимума (622 грн. ), то доход в 500 грн. подпадет под ее действие. Тогда сумма налога уменьшается на 11,8 грн. (то есть на 10% минимальной зарплаты, которая в настоящее время составляет 118 грн. )

50 грн.  — 11,8 грн. = 38,2 грн.

Таким образом, человек уплатит в бюджет только 38,2 грн. из своей зарплаты.

Кроме того, законопроект предусматривает предоставление дополнительных льгот наименее обеспеченным слоям населения: ветеранам войны, инвалидам, многодетным семьям.

-- Каких именно льгот?

-- Уменьшения суммы начисленного налога на определенный процент минимальной зарплаты (10%, 15%, 20% и так далее).

-- То есть из этих 38,2 грн. могут вычесть еще некую сумму, если плательщик имеет право на льготу по своему социальному статусу? Например, если он инвалид?

-- Можно сказать и так. Таким образом, после принятия законопроекта льгот по налогообложению будут лишены только те, кто пользовался ими по профессиональному признаку. Малообеспеченные люди от этого не пострадают и даже выиграют за счет снижения ставок.

-- Однако вернемся к депутатским предложениям… Были ли случаи, когда люди обращались в суд по поводу того, что налог исчисляют исходя из необлагаемого минимума, а не из зарплаты?

-- Такие случаи были. Однако могу отметить, что на сегодняшний момент все иски против налоговых органов по этому поводу проиграны.