Вчера представители левых покинули зал заседаний, оскорбляя всех и вся. Самым безобидным из их проклятий было «пожелание», чтобы у коллег «земля горела под ногами»
И на следующий день после принятия Земельного кодекса, то есть в пятницу, в Верховной Раде страсти не утихали. Возмущенные якобы сфальсифицированным накануне голосованием, коммунисты опять блокировали трибуну, требуя от руководства парламента предъявить им бюллетени Причем все это снова сопровождалось нецензурной бранью, красноречивыми жестами и хватанием за грудки. Вдоволь «натешившись», коммунисты и их единомышленники по марксистско-ленинской идеологии покинули зал заседаний, обвинив всех и вся в продаже Родины за «какие-то вшивые миллиарды». Член фракции КПУ Владимир Матвеев объяснил поведение своих идейных братьев тем, что они крайне возмущены принятием Земельного кодекса и не появятся в зале до тех пор, «пока не будет проведено расследование по этому вопросу». Кстати, новую бучу в зале подняла прогрессивная социалистка Наталья Витренко, которая получила слово для обсуждения совсем другого вопроса, но отклонилась от темы. И понеслось Словом, заседание ВР опять чуть не было сорвано.
Напомним, что эпопея с принятием Земельного кодекса началась уже давно, а в четверг, когда Верховная Рада должна была принять его во втором чтении, можно сказать, достигла своего апогея. Страсти кипели с самого утра и несколько улеглись только после семи часов вечера. Причем в результате, без преувеличения, битвы за землю пострадало не только имущество Верховной Рады (были сломаны микрофоны на столе президиума, вырваны «с потрохами» провода от компьютеров системы голосования «Рада», сломаны специально принесенные урны для голосования поименными бюллетенями и т. д. ), но и некоторые парламентарии -- кто-то лишился пуговиц на дорогих костюмах, а кому-то даже порвали брюки.
Так, парламентарий из фракции объединенных социал-демократов Ростислав Шиллер жаловался корреспонденту одного из телеканалов, что принятие Земельного кодекса ему стоило оторванных от пиджака пуговиц. Да что рядовые депутаты! Если разъяренные коммунисты в пылу страстей обещали согнать с места (то есть из кресла президиума) самого первого вице-спикера Виктора Медведчука. Правда, Виктора Владимировича это не больно напугало, он заявил, что если ему не дадут поставить вопрос на голосование, то он сам уйдет на третий этаж (да хотя бы в ложу прессы!) и оттуда поставит Земельный кодекс на голосование.
После нескольких перерывов сознательные парламентарии (то есть некоммунисты) собрались в зале для совещаний Верховной Рады, чтобы наконец-то проголосовать поименными бюллетенями. Им это почти удалось. Почему «почти»? Группа революционно настроенных товарищей из приблизительно 15-ти человек ворвалась в зал, сорвала печати, разбила урну для голосования, уничтожила часть бюллетеней. И с чувством выполненного долга удалилась. Однако «кипящие возмущенным разумом» коммунисты не учли тот факт, что бюллетени-то были именными (напомним, что «за» принятие Земельного кодекса проголосовал 231 депутат), а значит их нетрудно восстановить. Что и сделали потом депутаты. Об этом рассказал журналистам глава Счетной комиссии парламента депутат от фракции СДПУ(о) Владимир Заец, заметив, что проект постановления по голосованию Земельного кодекса подписали 11 центристских фракций.
Перед тем как восстановить утраченные в битве с коммунистами бюллетени депутаты-центристы тщательно продумали тактику защиты. И повторное голосование бюллетенями уже проходило в кабинете вице-спикера Верховной Рады Степана Гавриша. Причем под неусыпным оком личной охраны г-на Гавриша. На сей раз работе Счетной комиссии уже никто не смог помешать. Таким образом многострадальный Земельный кодекс таки был принят во втором чтении и сразу в целом. Только после того, как все мы стали свидетелями настоящих баталий в Верховной Раде, начинаешь понимать, в каких нечеловечески сложных условиях работают слуги народа!
Так, министр финансов Игорь Митюков, комментируя агентству УНИАН ситуацию с принятием Земельного кодекса, заявил: «Я вижу впервые такую ситуацию, когда одна из сторон пытается не допустить принятия решения, которое уже поддержано 226-ю подписями «за» (на момент опроса было такое количество подписей депутатов. -- Авт. ), и начинает разрушать помещение и оборудование. Это уже, я думаю, что-то абсолютно нереальное, наверное, это попытка остановить принятие решения, которое уже давно назрело». А «впечатлившийся» наступательным поведением коммунистов, депутат-»руховец» Юрий Ключковский даже пообещал направить представление в Министерство юстиции о запрете Компартии «из-за нарушения ее членами Конституции во время принятия Земельного кодекса». И реализация обещания не заставила себя долго ждать: лидер фракции Народного руха Украины Геннадий Удовенко вскоре огласил обращение фракции НРУ к Минюсту с требованием внести представление о запрещении КПУ в судебном порядке.
Глава же Комитета Верховной Рады по аграрной политике Екатерина Ващук никак не могла взять в толк, почему коммунисты так яростно выступают против принятия пакета законов о земле. «Ведь мы хотим закрепить в законе право на землю. Это то же самое, с чем в 1917 году коммунисты шли на революцию!» -- говорит г-жа Ващук. И действительно, с лозунгами «Землю -- крестьянам!», «Фабрики -- рабочим!» большевики-ленинцы в свое время шли на баррикады, обещая обездоленным пролетариям светлое будущее. Неужто за восемьдесят с лишним лет так кардинально поменялись взгляды носителей коммунистической идей? «Обращаясь к людям, хочу сказать: через этот законопроект красной нитью проходит идея права самого крестьянина определять судьбу земли. На сегодня в законопроекте нет права покупать землю для иностранцев. На пять лет вообще запрещена купля-продажа земли. На 10 лет запрещено приобретение в одни руки свыше 100 га земли», -- заверила Екатерина Ващук.
Лидер депутатской группы «Трудовая Украина» Игорь Шаров, комметируя принятие Земельного кодекса, отмечает, что на протяжении долгого времени земельная реформа пребывала в подвешенном состоянии. Деление земли и даже получение государственных актов на нее осуществлялось только по аграрным указам Президента Украины. Дальше так продолжаться не могло. Глава государства четыре раза определял Земельный кодекс как неотложный, но вечные оппоненты рыночной экономики в селе изо всех сил торпедировали принятие последнего решения. Наконец-то подведено законодательное основание под земельную реформу, селяне дождались своего права на землю и становятся реальными ее хозяевами.