Михаил Кокшенов -- один из самых снимаемых актеров 70--90-х годов. За 37 лет в кино он сыграл более 100 ролей, и хотя среди них было достаточно серьезных, зрителю он больше запомнился как прохиндей, рубаха-парень, растяпа, проходимец и аферист. После выхода на экраны страны комедии «Спортлото-82» все советские алкаши признали актера «своим»
-- Я знаю, что в вашей творческой жизни было несколько совершенно разных этапов.
-- Это действительно так! Первый период творчества, лет 10--15, если так можно выразиться, был очень серьезным: «Председатель», «В огне брода нет», «Женя, Женечка и «Катюша», «Хозяин тайги». Моими «партнерами» на съемочной площадке были отбойный молоток, винтовка и лопата.
-- Кто бы мог подумать, что через несколько лет вы сыграете в музыкальном фильме
-- «31 июня» -- мой первый музыкальный фильм, хотя и тридцатый по счету. Красивейший фильм! Моим партнером там был Владимир Зельдин. Он поражал меня своей энергией, великолепной пластикой, неизменно хорошим настроением. Он играл Короля, а я -- Шута. Интересная у нас получилась парочка! По тем временам у нас были потрясающие декорации, великолепные костюмы. В «царских палатах» стоял стол, размером примерно 3 на 10 метров, весь заставленный самыми настоящими яствами! Причем, я играл не в кирзовых сапогах, как в других фильмах, а в шелках и в бархате! Было странно держать в руках не отбойный молоток, а шпагу!
Первооткрывателем Кокшенова как комедийного актера стал Леонид Гайдай. Именно он в «Спортлото-82» открыл в ничем до того особо не прославившемся артисте способность грозно хмуриться, подозрительно щуриться и периодически корчить такое лицо, что среднестатистический советский зритель умирал со смеху, даже если сценарий фильма был, в целом, трагедийным.
Говорят, Леонид Гайдай пригласил Михаила Кокшенова на роль «бугая» в фильме «Не может быть!», увидев его синюю (из-за некачественной печати) физиономию на открытке в киоске «Союзпечати».
-- Как у вас складывались отношения с Гайдаем?
-- Я очень легко вписался в его команду, потому что сам Леонид Иович -- замечательный, талантливый человек, и окружил себя единомышленниками. Сниматься у Гайдая было одно удовольствие. Все понимали его с полуслова. Он никогда не «насиловал» актера. Нам объясняли задачу, и все, дальше -- дело актерского мастерства. Вне съемочной площадки мы были очень дружны. Когда снимали в Астрахани «Не может быть», мы с Олегом Далем каждый день ходили к нему в гости, и Леонид Иович, зная о том, какой я сладкоежка, вечно кричал жене: «Нина, прячь сахар! К нам в гости Кокшенов идет».
-- В последнее время ваша творческая карьера круто изменилась -- вы стали режиссером и продюсером, сняв трилогию на «русскую» тему. Что же случилось? Что заставило пойти в кинобизнес?
-- За многие годы работы в кино появились свои идеи. Естественно, никогда в жизни режиссер не будет подстраиваться под актера, так как видит все своими глазами. Стал работать как режиссер. Чтобы снять фильм, нужны деньги, поэтому пришлось освоить еще и профессию продюсера. Так что мой поход, назовем это так, в режиссуру и продюсерство -- не что иное, как желание реализовать свои накопившиеся в голове задумки. Ну и, во-вторых, конечно, все дело в том, что после смерти Леонида Гайдая комедии практически перестали снимать. Как-то мне сказали: «Актеры жалуются, что нет комедий, а у тебя отличное чувство юмора, может, тебе попробовать?» Первый фильм снял по сценарию замечательного юмориста Аркадия Инина.
-- Я слышал, ваш своеобразный талисман в кино -- Наталия Крачковская, кстати, по-моему, она играет во всех снятых вами картинах.
-- Впервые мы встретились на съемках сатирической комедии Веры Токаревой «Брелок с секретом». С тех пор вот уже двадцать лет дружим. Она не только талантливая актриса, но и замечательная женщина. Кстати, мы называем ее Куча.
-- Известно, что актеры -- ранимые, абсолютно не приспособленные в быту люди. В вашей семье кто главный?
-- Может, кому-то это покажется странным, но у нас в семье главный -- Григорий.
-- ???
-- Гриша -- семилетний пес, «по национальности» боксер.
-- Главный -- потому что его любят хозяева?
-- Нет, потому что он единственный в нашей семье позволяет себе делать в квартире все, что хочет.
-- И долго вы решали, какую живность заводить?
-- Нет, потому что оба хотели собаку. Долго выбирали, но все что-то было не то. Сперва решили купить ошейник -- его выбрать намного проще. Поехали с женой на птичий рынок и вдруг видим: крошечный боксерчик, шустрый такой, забавный. Я заглянул ему в глаза и сразу все понял: точно мой. Наверно, мы немного поспешили, взяв такую серьезную собаку: у Гриши суровый характер -- он дерется со всем двором. Зато мы с ним постоянно участвуем в различных выставках и даже пару раз побеждали. Правда, Лена говорит, это не Грише дали приз, а мне. Как всегда, по блату -- за мою популярность.
-- Многие, став режиссерами, начинают снимать своих жен, детей.
-- Моя жена, хоть и связана с кинопроизводством, на экранах появлялась только в титрах. Лена начинала работать в моей съемочной группе ассистентом по актерам, а сейчас до директора дослужилась. Хотя ее основная работа -- гостиничный бизнес, а это, так, развлечение, хобби. Самое интересное -- она никогда не стремилась попасть в кадр. А вот Алю (дочку от первого брака. -- В. Г. ) хочу попробовать на небольшую роль в своем новом фильме «Племянник в законе».
-- Хотите, чтобы она пошла по вашим стопам?
-- Нет, не в коем случае! Сегодня у актрис не такие перспективы, как раньше, когда слава приносила деньги и тебя знала вся страна. Из-за большого количества народа в этой профессии очень трудно быть заметной и узнаваемой, не говоря уже о настоящей популярности. У Али хорошие способности к языкам, так что пусть продолжает в этом направлении.
-- Говорят, ваше знакомство с супругой произошло при не совсем обычных обстоятельствах.
-- Я сказал бы, наоборот, при обычных обстоятельствах. Мы познакомились с Леной в очереди.
-- За чем стояли?
-- За бананами. Я подошел, как всегда, начал шутить. Напросился стать вместе с ней -- она стояла в очереди второй. Так и познакомились, я подвез ее домой, ко всему, мы оказались соседями. Так вот! От судьбы не уйдешь
-- Закрепившийся за вами имидж алкаша больше помогал или мешал в жизненных ситуациях?
-- Помогал. В магазинах, особенно в вино-водочных, когда узнавали, принимали за «своего», пропускали без очереди. Так что, конечно же, помогал (смеется). Я вообще терпеть не могу стоять в очередях, и все покупки, особенно раньше, делал благодаря своей популярности. Как-то, куда-то сильно спеша, я полез без очереди. Шум, гам начался, мол, такая детина, дылда, а лезет без очереди. А один мужик узнал и начал заступаться: «Вы что, не видите, кто это!? Он же в образе! Не трогайте его». Что ни говори, помог фильм «Спортлото-82». Помню, сразу после съемок, мы уехали на Курильские острова сниматься в «Белых росах», именно там я в полной мере ощутил все прелесть славы. Меня задаривали, без конца угощали. Гостиничный номер был буквально завален деликатесами -- от икры до крабов. Именно после роли Степы частенько стали предлагать «сообразить на троих», а детвора при моем появлении на улице начинала поддразнивать: «Апельсинчики! Витаминчики!»
-- О такой сумасшедшей популярности, наверное, можно только мечтать.
-- Как раз нет. Я с раннего детства мечтал стать моряком, как мой дед. Я зачитывался книгами о мореплавателях, о строениях судов и, окончив семь классов даже пошел в морской техникум. Но из-за зрения меня не взяли.
-- После такой неудачи сразу же решили пойти в актеры?
-- Не сразу. Сначала поступил в геологоразведочный техникум и даже работал инженером по качеству. Дело в том, что дома чуть ли не разыгралась война, по чьим стопам мне идти: папа был горняком, а мама работала в театре. Но в театральном поначалу мне пришлось нелегко, частенько бывали моменты, когда я подумывал бросить все.
P. S. Совсем недавно Михаил Кокшенов снял фильм «Герой ее романа», в котором сыграли Алексей Булдаков, Любовь Полищук, Валерий Гаркалин, Юля Началова, ну и, конечно же, Наталия Крачковская. На днях начались съемки комедии «Племянник в законе», действие которой происходят в тюрьме, а в начале следующего года должна появиться еще одна картина, «Рикши».