С самыми большими проблемами столкнулись жильцы ведомственных домов
В некоторых ведомственных домах даже не имеют договоров с тепловиками! Как же потребителю отстоять свои права: если не добиться нормального отопления квартиры и горячего водоснабжения, то хотя бы вернуть деньги, уплаченные за непредоставленные услуги?
-- Все неполадки, связанные с отоплением, «всплывают» именно в первые недели после его включения, поэтому проблема сейчас стоит довольно остро, -- рассказал «ФАКТАМ» начальник киевского главного управления по делам защиты прав потребителей Николай Казаков. -- И хотя у тепловиков до наступления холодов еще есть время на приведение своего хозяйства в порядок, обращаться с жалобами на холодные батареи потребители имеют право уже сейчас -- ведь с момента запуска тепла прошло уже более недели.
Хочу заметить, что определить самим, насколько в действительности качественно подается теплоноситель в квартиру, жильцам довольно сложно. Зачастую эта оценка весьма субъективна: скажем, кто-то считает «горячими» только батареи, едва ли не докрасна раскаленные. Поэтому основным показателем остается температура воздуха в помещении. Согласно действующим нормативам она должна быть не менее +18 С градусов (и не менее +20 С в угловой комнате).
Так вот, за каждый градус отклонения от этих показателей до +12 С градусов плата за отопление уменьшается на 5 процентов (за каждый день недогрева); за каждый градус отклонения от +12 С до +10 С плата уменьшается уже на 10 процентов, а при снижении температуры в жилых помещениях ниже +9 плата за отопление за дни недогрева взиматься не должна. Допустимый срок снижения температуры (при котором плата взимается) -- 12 часов в сутки раз в месяц.
При этом обязательно жильцы должны утеплить окна и двери, проверить, целы ли все стекла в окнах, ведь, по подсчетам специалистов, из-за неутепленных окон температура в помещении снижается на 20 процентов, входных дверей -- на 8--10. Температура замеряется не возле окна, а в центре комнаты, и, конечно, другие отопительные приборы -- масляный радиатор или электрокамин -- следует выключить.
Аналогично рассчитывается, на сколько должны снизить плату за горячую воду при ее недогреве. Если температура воды выше +50 -- вы платите 100%, от 45 до 49 градусов -- 90, от 40 до 44 градусов -- 70 процентов. Если же ниже 40 градусов -- плата вообще не взимается. Предусматривается, что горячая вода отключается на 15 суток раз в год -- на время ремонтных и профилактических работ.
-- Не спешите во всем винить ваш жэк: к отоплению он часто отношения не имеет, и недогрев воды -- вина тепловиков, -- продолжил Николай Казаков. -- К слову, ситуация была бы проще, если бы компания «Киевэнерго» заключала договор индивидуально с каждым потребителем, а жэк отвечал только за свои услуги по содержанию жилья. К сожалению, это пока невозможно -- для этого нужно массово устанавливать в квартирах счетчики, менять коммуникации. Так что обращаться с жалобой (обязательно письменной) следует именно в ваш жэк.
Проследите, чтобы ваше заявление должным образом зарегистрировали, ведь именно со дня его регистрации и можно рассчитывать на снижение или вообще отмену платы за отопление или горячую воду. Это очень важно: уже были случаи, когда люди обращались в наше управление с жалобами на то, что у них, мол, всю зиму плохо топили или не было горячей воды. Увы, доказать плохую работу коммунальных служб при такой жалобе «задним числом» удается далеко не всегда, и помочь мы уже ничем не можем.
После подачи заявления в жэк ваше жилье обследует комиссия и составит акт о снижении качества предоставленных услуг. В идеале в пятидневный срок после подписания такого акта должны быть сделаны перерасчеты, но на практике это происходит обычно через месяц или уже в конце отопительного сезона. Хочу особо подчеркнуть: даже если у вас есть претензии к качеству предоставляемых услуг -- это не повод, чтобы просто отказываться платить за них. Подобная самодеятельность приводит к появлению у жэков миллионных долгов перед тепловиками и может только ухудшить ситуацию, а платить-то рано или поздно все равно придется. Тем более надо оплачивать отопление и летом -- ведь плата, чтобы людям не так накладно было, «разбивается» на весь год.
Если ваши обращения в жэк не возымели действия, вы можете обратиться к нам. Но сначала попробуйте решить проблему в районном жилищном управлении и районной администрации.