Происшествия

«когда пушистый соседский котенок прыгнул мне на колени, послышался знакомый хруст в бедре -- опять перелом! »

0:00 — 6 сентября 2001 eye 411

Неизлечимая болезнь, которая стала причиной более шестидесяти (!) переломов и многочисленных операций, не мешает 23-летнему Юрию Харитошину из Каменца-Подольского быть хозяином в доме и учиться в университете

Инвалиду первой группы Юрию Харитошину предстоит всю жизнь провести в гипсе. Делая в годовалом возрасте свои первые шаги, он тут же споткнулся, упал и сломал ножку. А дальше -- перелом за переломом, один тяжелее другого. Возможно ли привыкнуть к боли? Юра считает, что ему все же не так тяжело, как тем, кто стал инвалидом в результате трагической случайности -- они раньше были здоровыми, ходили и могут сравнить, какими были и какими стали…

«Врачи не предупредили, что моя болезнь передается по наследству»

Оля до мельчайших подробностей помнит ту встречу. Черноглазая незнакомка в пышных цветастых юбках, внезапно вынырнувшая из подсолнухов, прямиком направилась к ней. Шестилетняя девочка быстро бежала прочь от гадалки домой, перелезая через какую-то изгородь и прижимаясь к стенам хат, и вдруг, неосторожно оступившись, упала. Страх и отчаяние словно придавили ее к земле. И только очнувшись в теплых маминых объятиях, малышка немного успокоилась. Но острая пронизывающая боль в ноге не отпускала.

-- Это был мой первый перелом, -- вспоминает мама Юры Ольга Александровна. -- Помню, часто думала об этом случае, пытаясь понять, отчего так жутко расстроилась -- от встречи с цыганкой или все же из-за сломанной ноги? Наверное, от всего вместе. Казалось, что цыганка, не сказав ни слова, заколдовала меня. После той злополучной встречи последовали перелом за переломом. Как знать, может, болезнь просто затаилась, а после того потрясения начала так бурно прогрессировать? Пока я выросла, два-три раза в год «ломалась». Врачи тоже связывали мою редкостную болезнь -- несовершенный остеогенез, или, как его еще называют в народе, свистопляс -- с тем детским испугом. Это когда в костях не хватает кальция и фосфора -- из-за нарушенного обмена веществ они не усваиваются в организме. Поэтому кости и становятся мягкими, непрочными. С возрастом болезнь, слава Богу, понемногу отступила. Вот только когда вышла замуж и ждала ребенка, врачи предупредили, что этот страшный недуг может вернуться. Но никто из них не предупредил, что болезнь может передаваться по наследству.

К сожалению, так и случилось -- у сына Юры этот недуг проявился еще сильнее, чем у матери.

«До шестого класса отец носил меня в школу на руках»

Маленький Юра, старательно перебирал ножками -- ему исполнилось год и три месяца, и родители восторженно наблюдали за первыми шагами своего первенца. Вдруг ножка мальчика подвернулась и он, растянувшись на полу, вскрикнул от боли. «Неужели перелом?» -- тревожно забилось сердце матери. Так и случилось. Несколько месяцев неокрепшая ножка Юры была стянута гипсом. Когда мальчик снова встал на ноги, молодая мама старалась ни на минуту не оставлять сына одного, опасаясь, как бы он снова не упал.

-- К сожалению, уберечь Юру от переломов не было никакой возможности, -- вспоминает Ольга Александровна. -- Бывало, случались они самым невероятным образом. Однажды к нам в гости пришла соседская девочка с симпатичным пушистым котенком. Так вот, когда этот котенок запрыгнул Юре на колени, снова послышался такой знакомый всем нам пугающий хруст! Мы тут же поехали в больницу -- медики диагностировали перелом бедра. Особенно уязвимыми местами у Юры были бедра, они ломались у него очень часто. Из-за постоянных переломов не выросли ноги. Насчитали мы около сорока переломов, а потом, когда их количество перевалило за шестьдесят, бросили эти подсчеты. Ведь не заявлять же их в Книгу рекордов Гиннесса. Слишком уж печальный этот рекорд. После каждого перелома мы надеялись, что он последний, но вскоре после того, как снимали старый гипс, сын вынужден был «облачаться» в новый. Как-то зимой пришел к нам в гости племянник, и мы вместе катали Юру на санках. После прогулки племянник нес Юру на руках, но поскользнулся на льду и упал, вытянув руки с Юрой вперед. К счастью, Юра не пострадал. Но, придя домой, зацепился за порог и упал. И опять перелом.

Так и прошли детство и юность Юры Харитошина -- в гипсе, в постоянно страхе что-то себе сломать. Родители обращались в различные лечебные заведения, но, увы, никто не мог ему помочь. А умный и старательный мальчик, проводя все время за книжками, завидовал ровесникам, наблюдая в окно, как они ловко бегают, играют в футбол и даже дерутся. До пятого класса отец Юры, Петр Федорович, носил сына в школу на руках, остальное время он находился дома. Принес отец Юру в школу и когда класс принимали в пионеры, тогда у Юры были переломаны и рука, и нога. Родители припоминают, что сын так дорожил красным галстуком, что не снимал его, даже ложась спать.

В старших классах он вынужден был учиться дома -- учителя охотно приходили к начитанному любознательному мальчику. Каждый день к нему забегали и одноклассники -- поделиться школьными новостями. А еще дети с нетерпением ждали праздников. Разучивали новые стихи, песни, а потом собирались у Юры дома и устраивали сказочные представления, а родители мальчика щедро потчевали их сладостями.

-- И мать, и отец всегда пытались меня чем-то занять, -- улыбается Юра. -- В нашем доме постоянно были попугайчики, хомячки, экзотические рыбки. А еще мама приобщала меня то к резьбе по дереву, то к выжиганию. Но все эти увлечения быстро проходили, вот только к технике я оставался неравнодушным. Помню, когда был еще совсем маленьким, родители приобрели цветной телевизор, и я, когда никого в доме не было, попытался узнать, что у него внутри. А еще в четвертом классе начал мастерить собственный компьютер -- знакомые принесли необходимые детали.

-- С малых лет Юра ремонтирует телевизоры, телефоны, магнитофоны. И вот что интересно -- ведь никто ему никогда не показывал, как это делается, учился сам, читая разные технические журналы. Он никогда не отказывается отремонтировать вышедшую со строя стиральную машину или какую-то другую домашнюю технику. Считает, что если в доме есть мужчина, значит, все должно работать, как хорошо отлаженный часовой механизм, -- расхваливает сына Ольга Александровна. -- Многие наши знакомые ставят Юру в пример своим, вполне здоровым сыновьям.

«На деньги, присланные англичанином Стивом и его друзьями, я купил «Мазду»

Несмотря на свой недуг, Юра окончил школу с золотой медалью и поступил на заочное отделение факультета прикладной математики Черновицкого университета имени Федьковича. Самостоятельно изучил английский язык и успешно сдал экзамены для получения водительских прав. Свою «Мазду» водит просто-таки виртуозно.

-- Судьба постоянно сталкивает меня с неравнодушными к чужой беде людьми, -- рассказывает Юра. -- Я познакомился с англичанином Стивом, банковским служащим из Англии, рекламирующим в Интернете инвалидные коляски. Написал ему письмо, рассказал о себе, о своих друзьях, о родителях. О том, что после окончания университета мечтаю найти хорошую работу, которая бы обеспечивала мою семью. И еще, что мне нужна инвалидная коляска, но, увы, моя пенсия по инвалидности составляет немногим более десяти долларов в месяц. Вскоре пришел ответ. Стив обещал, что обязательно поможет мне с приобретением коляски. Оказывается, он рассказал обо мне своим сотрудникам, и те решили собрать для меня деньги. А вскоре пришел и денежный перевод. Это была огромная сумма! Так у меня и появилась «Мазда». Написал Стиву, что на присланные им и его друзьями деньги сделал такое солидное приобретение, он тут же поздравил с покупкой и посоветовал не горевать, что пока не получилось с коляской. «Можно ли прислать тебе свою свою старую?» -- спрашивал Стив. Их социальные службы выдают инвалидам новые коляски через каждые два года. Так я получил еще одну машину. Она очень удобная, даже по нашим разбитым дорогам ездить в ней -- одно удовольствие. Прикасаясь к ней, я как будто ощущаю тепло рук моего доброго друга-иностранца.

И Юра, и его мама Ольга Александровна уверены, что им не так тяжело, как тем людям, которые стали инвалидами в результате дорожно-транспортного происшествия или каких-то других трагических обстоятельств. Ведь те знают, какая это большая радость -- ходить, быть совершенно здоровым, не отягощенным тяжким недугом. Они могут сравнить свое нынешнее состояние с тем, которое было раньше, поэтому им намного хуже…

Юра знает, что с возрастом, когда человек перестает расти, редкостная болезнь, заложниками которой стали они с мамой, уходит. Однако последствия ее остаются -- и от этого никуда не денешься! Но мужественный парень научился просто не замечать свой недуг. Он прочитал много литературы о том, как владеть собой, занимался аутотренингом и в обществе здоровых людей чувствует себя намного комфортнее, чем среди инвалидов. В компании парней и девчат, дружба с которыми связывает его с детских лет, он часто отправляется на прогулки по окрестностям своего живописного городка. Юра -- человек и рисковый, отчаянный. Он постоянно пытается доказать и родителям, и самому себе, что вполне может обходиться без посторонней помощи. Как-то он сел в свой автомобиль и укатил … в Киев. Снял квартиру в столице и, разъезжая в инвалидной коляске, изучал достопримечательности города. А еще узнал адреса компьютерных фирм и ежедневно наведывался в какую-то из них. Готовность их сотрудников, совершенно незнакомых людей, помочь ему с трудоустройством просто поразила Юру. Многие руководители частных предприятий, побеседовав с парнем, приглашали его на работу. Но решил сначала окончить университет. К тому же в Каменце его ждала Лариса, девушка, которая решила разделить вместе с ним свою судьбу.

-- Мы познакомились с Юрой так интересно! -- рассказывает Лариса. -- Я работаю на одном из местных швейных предприятий и шила ему костюм. Работа не из легких, если учесть особенности его фигуры. Юре костюм понравился. А меня просто очаровала его обходительность, искренность, уверенность в себе. Многим здоровым парням следовало бы у него поучиться. Вот уже год, как мы вместе…