Происшествия

Всемирно известный путешественник федор конюхов: «когда каюта яхты наполнилась запахом смерти, я понял, что пора убираться, и прервал кругосветное плавание»

0:00 — 6 сентября 2001 eye 552

С «Человеком десятилетия» корреспондент «ФАКТОВ» встретился в приазовском селе Чкалово — на родине мореплавателя, альпиниста, художника…

… За судьбу Федора Конюхова, которого на различных международных соревнованиях неоднократно называли самым обаятельным участником, во время экстремальной кругосветной гонки яхт-одиночек «Vendee Globe-2000» переживал весь мир. Яхта путешественника едва не затонула в самом центре Индийского океана, а сам мореплаватель подхватил в холодной воде воспаление почек. Он не вызвал помощь, но вынужден был сойти с дистанции и «причалить» к Австралии.

А недавно Федор побывал в родном Чкалово, где планирует открыть школу путешественников, и мечтает издать свои книги на украинском языке. Земляки же хотят создать в селе музей человека, трижды проплывшего вокруг света, поднимавшегося на высочайшие вершины мира и первым среди людей побывавшим на четырех полюсах: Южном, Северном, на полюсе высоты Эверест и морском полюсе Мыс Горн.

«Прошлогоднее плавание считаю самым удачным -- потому, что остался жив»

Из досье «ФАКТОВ»: Федор Конюхов -- профессиональный путешественник, заслуженный мастер спорта, яхтенный капитан. Участник около сорока сухопутных, морских и океанических экспедиций. Награжден орденом Дружбы народов, призом ЮНЕСКО «За честную игру». Член Союза художников и Союза журналистов России. Участник всесоюзных и международных выставок в Польше, Дании, ФРГ, Канаде, Сирии, Марокко, Югославии, Испании. Его художественные работы приобретены многими музеями и коллекционерами. С 1996 года имя Конюхова -- во Всемирной энциклопедии «Хроника человечества», с 2000-го -- в списке Российского биографического института «Выдающиеся люди десятилетия (1990-2000), способствующие процветанию и прославлению России».

-- Федор, за вашими плечами три кругосветных плавания. А прошлогоднее, «Vendee Globe», не удалось. Обидно?

-- Наоборот, считаю этот поход самым удачным. Потому что остался жив. Я ведь не был готов к гонке, мою яхту даже не хотели допускать к участию в ней. Обычно из «Vendee Globe» возвращается не больше трети яхт, в тот раз решили добиться возвращения половины, для чего ужесточили правила отбора. Суда нужно было утяжелить для большей остойчивости, укрепить дополнительными швами паруса. А моя старая яхта весила меньше положенного, парус (грот) вообще не стал трогать. Это меня потом и спасло.

После старта за два месяца без особых трудностей прошел половину дистанции, добравшись до сороковых широт в Индийском океане, где волны выше двадцати метров, а их длина может достигать трех километров. Здесь яхту, идущую со скоростью до 70 километров в час, нужно все время удерживать в ложбине между волнами, иначе опрокинет, зальет… И вдруг веревка для управления парусом запуталась на мачте на высоте 18 метров. Я выскочил из штурманской каюты, хотел обрезать веревку, но яхту положило на воду, меня волной сбило за борт. Благо, привязан был коротким фалом. Океан холодный, а я в одежде, выбраться не могу. Парус набрал воды, вот-вот уйдет в пучину, тогда -- конец и яхте, и мне. Но тут грот лопнул по шву, вода из него вылилась -- яхта встала и вырвала меня из волн за веревку. Я сразу бросился в рубку, закрылся, дал яхте ход. Однако, пока она лежала, вода попала в дизель-генератор, и он сгорел. Кроме того, у меня от переохлаждения воспалились почки. Пришлось через несколько дней, когда ветер стих и вышло солнце, идти к Австралии, до которой я добирался 15 суток.

-- Что вы испытали в той ситуации: отчаяние, страх?

-- Страха не было, я все-таки свыше тысячи дней провел в одиночестве в океане. Будь у меня больше тщеславия, я бы мог починить яхту и продолжить гонку. Но когда забрался в каюту, почувствовал запах смерти. Знаете, как пахнет покойник? Каюта была наполнена таким запахом. И я понял: надо убираться. Здесь та грань, которую не надо переходить.

-- Считаете это знамением каких-то высших, небесных сил? Вы ведь человек верующий…

-- Думаю, подобные вещи происходят не просто так. Два года назад я попал в более трудную ситуацию, когда яхту перевернуло, а я остался в каюте. Аккумуляторы залило, фонарик сел, вокруг -- кромешная тьма. Вода медленно заполняла каюту, я задыхался, терял сознание -- и ничего не мог сделать! Шторм был такой, что ни один корабль не сумел бы подойти и спасти меня. Вот тогда стало страшно. Я нащупал в темноте иконку Николая Чудотворца и стал молиться. Через трое суток пришел в сознание и почувствовал, что яхта ведет себя по-другому, уже не тонет, а потихоньку встает. Я стал просить ее: «Вставай, вставай!» И часов через двенадцать мачта вышла из воды, я смог открыть люк… Обнаружил меня американский самолет, который искал своих пропавших рыбаков. Мне сбросили рацию, а через два дня за мной пришел корабль.

Я всегда ощущаю поддержку свыше. Вы же видите, я не накачанный. Мой рост -- 178 сантиметров, вес -- до семидесяти килограммов. Однако то, что я делаю, далеко не каждый здоровяк может повторить. Это просто так не объяснишь.

«Пить водку в океане не тянет. А вот вода с вином хорошо утоляет жажду»

-- Чем вы питаетесь в длительных путешествиях?

-- Питание спартанское. Готовлю каши: гречневую, рисовую, овсяную. Беру с собой много сухой картошки, печенья, ем его с водой, чаем, кофе. Колбаса копченая быстро портится -- влажность в океане такая, что внутри яхты все сырое, сам постоянно потный.

-- Спиртное на борту имеется?

-- В последний раз у меня была бутылка коньяка -- осталась нетронутой -- и бутылок десять вина, из которых половину не открывал. В теплых краях хорошо утолять жажду водой с вином. А когда идешь в холодных водах, не хочется ни вина, ни водки.

-- В спокойные дни, когда яхта на автопилоте, рыбачите?

-- В тропиках -- да. В основном ловлю тунца на блесну. Во второй кругосветке поймал в Индийском океане рыбу-меч килограммов в сто, а в Тихом -- примерно в триста. Часа три подтаскивал ее к борту, потом расстрелял из ружья, вытащил на палубу. Пожарил немного, а остальное куда? Тропики, жара -- не сохранить. Все за борт акулам выбросил.

-- Еще раз рискнете сходить в кругосветку?

-- На такой яхте нет. Если получится, пойду в одиночку или с командой на большом тримаране. Его должны построить во Франции, потому что отечественные технологии яхтостроения отстали от мировых лет на пятьдесят. А в октябре следующего года хочу на весельной лодке в одиночку пересечь Атлантику -- от Канарских островов до Барбадоса, это пять тысяч километров. Лодку закажу в Англии, деньгами обещают помочь уральские спонсоры.

Еще раньше намерен пройти на верблюдах по Великому шелковому пути. Идея принадлежит президенту Калмыкии Кирсану Илюмжинову: он хочет часть грузов, идущих в Европу из Азии через Суэцкий канал, направить по суше через Иран к Каспийскому морю. Это экономически выгодно. Будет проложено шоссе через весь Иран, на берегах Каспия с иранской и российской стороны построят порты, уже заказан проект парома. Илюмжинов сейчас ездит по Европе, собирает на проект деньги, какую-то часть пути пройдет со мной. Ведь экспедиция тоже должна привлечь внимание к его идее.

«Вы напишите, что встречались с украинским путешественником»

-- Федор, вы родились и выросли в Украине, но всему миру известны как россиянин…

-- А вы напишите, что встречались с украинским путешественником! Я не разделяю себя: родился в Украине, служил в армии и учился в Белоруссии, выставлял свои картины как белорусский художник, сейчас живу в России. Люблю Молдавию, у меня мама из Бессарабии.

Знаю, что каждый день, пока я добирался с больными почками до Австралии, Владимиру Путину к 10 часам утра готовили сообщения о состоянии моего здоровья. Теперь готовятся документы для представления меня к Герою России. А в свою первую кругосветку я шел под… тайваньским флагом. Один бизнесмен на таком условии оплатил постройку яхты, потому что под флагом Тайваня вокруг света еще никто не ходил. Плавание длилось 508 дней, и когда я возвратился, яхту посетил президент Тайваня. Обнял меня, сфотографировался и ушел. Но все газеты об этом написали, и маленькое государство подняло свой имидж.

В 1995-ом, когда я шел к Южному полюсу, в Чили меня пригласил Пиночет, помог с самолетом. Мы общались минут двадцать, но это дало повод газетам, радио, телевидению сообщить, что президент встречался с русским путешественником.

Во Франции меня спросили, имеет ли Россия выход к океану. Об Украине в мире знают еще меньше. Это большая страна, но в списке ста стран, чьи представители пересекли на веслах Атлантический океан, ее нет. Не ходили украинские яхтсмены и вокруг света без остановки. А почему бы им не принять участие в кругосветной гонке?

-- В прошлом году земляки утвердили вас почетным жителем села Чкалово, в доме сельские власти хотят создать музей Конюхова. Ваш приезд на родину связан с этим?

-- Да, я поддерживаю инициативу создания музея. Мечтаю старость прожить в родном краю и оставить усадьбу-музей, при которой хочу открыть школу путешественников, дом творчества художников. Готов передать сюда более трехсот экспонатов: уникальное снаряжение, побывавшее в экспедициях, редкие фотографии, свои картины. Сам бы иногда приезжал и читал лекции -- хочется вложить все свои знания в одну «копилку». Мне пятьдесят лет, а я ощущаю, что прожил триста, столько со мной за год всего происходит!

-- Вы, я знаю, сами еще учитесь…

-- У меня восемь дипломов, но сейчас учусь во Франции, в Высшей национальной школе изящных искусств. В классе литографии -- есть такой способ плоской печати, при котором печатной формой служит поверхность камня.

-- Но вы где-то работаете, получаете зарплату?

-- Я начальник лаборатории в Современном гуманитарном университете. Хожу на работу, когда нет экспедиций. Получаю деньги еще и за проданные картины, книги, статьи. Последняя книга «Все птицы, все крылаты» написана в соавторстве с моей женой Ириной. Сейчас вместе пишем еще одну.

-- Кто ваша жена по профессии?

-- Она юрист, доктор наук. Шестнадцать лет преподавала в университете, работала в Конституционном суде России. Сейчас Иру пригласили читать лекции в Сорбонне, так что во Францию поедем вместе. А свои книги я мечтаю издать на украинском языке.

PS. Перед отъездом в Москву Федор Конюхов встретился с главой Запорожской облгосадминистрации Евгением Карташовым. Тот поддержал идею создания дома-музея, хотя областное управление культуры до недавних пор сообщало: для организации музея нет правовой основы и источников финансирования… А еще Евгений Карташов взял на себя инициативу подготовить все необходимые документы для того, чтобы имя Федора Конюхова было занесено в Книгу рекордов Гиннесса.