Происшествия

Первый украинский вертолет, созданный в киеве, будет одним из самых безопасных в мире -- в случае чп он сможет совершить посадку на парашюте

0:00 — 8 сентября 2001 eye 643

Ведущий конструктор этой машины, учась в школе, построил своими руками планер, а став взрослым -- самолет

На минувшей неделе состоялась презентация первого украинского вертолета, созданного киевскими авиаконструкторами под руководством 33-летнего Алексея Баринова. Авторы дали своему детищу романтическое название «Ангел» и заявляют, что машина -- она относится к классу легких вертолетов -- по многим параметрам превосходит зарубежные аналоги. Осенью планируется начать летные испытания «Ангела», а в будущем году на базе киевского завода «Авиант» развернуть его серийное производство.

Все вертолетные конструкторские бюро бывшего Союза находятся в Российской Федерации, поэтому создание украинской винтокрылой машины пришлось начинать с поиска энтузиастов. Скажем, администратор проекта 36-летний Виктор Ващенко попал в авторский коллектив, представив на конкурс новаторскую разработку вертолета -- летающего джипа. Основным занятием Виктора была летная работа -- пилотировал Ан-2 и Ан-24. Но конструирование летательных аппаратов с подросткового возраста стало его страстью.

-- В 14 лет у себя в квартире я начал строить планер. В аэроклуб не ходил, до всего докапывался, читая литературу, -- рассказал он. -- А в 18 лет с помощью соседа, разогнавшего планер на буксире автомобиля, совершил первый полет. Я поднялся на пятнадцать метров и, пролетев немного, каким-то невероятным образом смог благополучно приземлиться. Единственный ущерб -- сломанное шасси. Отец, тем не менее, меня поддерживал, а затем даже поднимал в воздух мои самолеты. Учась в летном училище, я организовал авиационный кружок и построил с ребятами три планера. Они во многом уступали заводским образцам, однако летали. В Киеве, работая летчиком в аэропорту «Жуляны», я нашел на свалке чешский самолет «Морава Л-200» и восстановил его. Летал на нем, но руководству это не нравилось. Я ведь тогда был лишь вторым пилотом Ан-2, и, видимо, кто-то решил, что мне еще рано иметь личный самолет.

Но я и не думал опускать руки. Даже в советские годы разрешалось покупать на авиационных заводах так называемые кит-наборы -- конструкторы для взрослых, позволяющие собирать самолет. Я привозил кит-набор на берег озера и собирал с друзьями аппарат Ч-22 (конструктор Чернов). Согласно закону, летать на нем имели право только те, кто участвовал в сборке. Некоторые из этих людей теперь работают в нашем коллективе.

Первый украинский вертолет делает киевская фирма: два года назад она провела конференцию, конкурс проектов, и по его результатам был набран конструкторский коллектив.

-- К конструированию «Ангела» мы приступили в октябре минувшего года, -- рассказывает ведущий конструктор машины Алексей Баринов. Он окончил Московский авиационный институт по специальности «вертолетостроение». -- Стремились создать легкий вертолет широкого применения, недорогой, надежный и безопасный. Я думаю, нам это удалось: по многим характеристикам он превосходит зарубежные аналоги, к тому же отличается повышенной безопасностью. Так, мы впервые в мире устанавливаем на столь легкой машине два двигателя -- если один откажет, лететь можно будет на другом. Предусмотрен также вариант спасения -- в случае ЧП машина способна совершить посадку на парашюте. Он будет устанавливаться на «макушке» винта и в аварийной ситуации выстреливаться вверх с помощью пиропатрона.

В качестве топлива для «Ангела», как и для других легких вертолетов, будет служить не самый дорогой бензин марки А-95. Двигатели мы выбрали австрийские -- они отличаются экономичностью и малым весом. Стоимость «Ангела» будет значительно ниже, чем у зарубежных аналогов. На этой машине мы не остановимся -- в будущем году планируем реализовать проект восьмиместного вертолета.