Происшествия

Через полчаса после того, как учительница сообщила родителям, что их 13-летний сын два месяца не ходил в школу, мальчик выбросился с одного из верхних этажей девятиэтажного дома

0:00 — 12 сентября 2001 eye 289

Одной из вероятных причин случившегося могло стать то, что подросток оказался в классе с «трудными» сверстниками. К чему приводит формирование «сильных» и слабых» классов?

Каждый день мама отправляла Рому в школу, а вечерами он сидел за учебниками

-- Вечером, накануне того страшного дня, мы с сыном смотрели телевизор. Он прилег на диване рядом со мной. Как я могла не почувствовать неладное! -- сокрушается Татьяна Борисовна.

А на следующий день, во вторник, около девяти часов утра прозвучал телефонный звонок. Классный руководитель Романа сообщила, что не знает, как аттестовать мальчика, поскольку он уже более двух месяцев не ходит в школу. Это был для Татьяны как гром среди ясного неба:

-- У меня дар речи пропал. Ведь каждый день я отправляла сына в школу, а вечерами он сидел за учебниками. Когда интересовалась, есть ли проблемы в школе, сын отвечал: если будут, я их сам решу. Мы с учительницей договорились, что в конце недели я подойду в школу.

Положив телефонную трубку, Татьяна не нашла сына ни в доме, ни во дворе. Заподозрила, что он из телефонного разговора понял, что открылась правда и теперь где-то прячется. День поисков ничего не дал. В милицию стали звонить ночью, когда пришел с работы отец. И услышали страшную новость: похожий по приметам мальчик находится в реанимации детской больницы…

Все думали, что мальчик поскользнулся на льду и ударился головой

Мы разговариваем с Татьяной в зеленом дворике небольшого частного киевского дома, где живет семья погибшего мальчика. Женщина рассказывает, что почти не спит. Ей удается забыться лишь на короткое время. Страдающее сознание начинается прорываться и, едва успев проснуться, она в который раз переживает шок от мысли, что сына больше нет. И так каждую ночь.

… Первым Романа обнаружил 24-летний Вячеслав, житель дома, откуда произошло падение. Эта панельная девятиэтажка расположена на одной из соседних улиц. Он и вызвал «скорую». Прибывшие на место происшествия через полчаса после скорой сотрудники правоохранительных органов выяснили, что мальчик мог упасть с крыши либо с верхних этажей. Более определенно судить было невозможно, поскольку лед уже начал таять и следы, которые могли что-то подсказать следствию, исчезли.

Из-за того, что Рома находился в тяжелом состоянии, маму пустили к нему лишь на несколько минут -- для установления личности. Войдя в палату, женщина увидела, что мальчик без сознания, подключен к специальному аппарату. Она взяла слабенькую руку сына, прижала к щеке и произнесла: «Ромочка, сыночек, держись. Мама будет тебе помогать».

-- В какой-то момент мне показалось, что он услышал меня. Лицо разгладилось. Я почувствовала: он ждал меня! -- плачет Татьяна. -- В этот трудный час нас поддержали люди, со многими из которых мы были едва знакомы. Около сорока сотрудников академии Министерства внутренних дел, где работает муж, пришли сдавать кровь. Одна из моих коллег, Людмила Викторовна, несколько дней стояла в приемном покое реанимации, чтобы в случае необходимости прийти на помощь. Помогали мои студенты.

Сердце Ромы остановилось через 27 дней, за которые он так и не пришел в сознание.

-- После гибели Романа искала утешения в религиозной литературе и познакомилась с сотрудницей одной из церковных библиотек, у которой сын болен детским церебральным параличом, -- продолжает женщина. -- Она делилась со мной своими переживаниями, а я искала момент, чтобы сказать ей о том, какая она счастливая, что может видеть своего сына, прикоснуться к нему, обнять и посмотреть в глаза! А мое счастье закончилось в день смерти Романа. Теперь я не могу ни жить, ни умереть.

-- Так совпало, что я родила его в свой день рождения -- 24 мая, -- рассказывает Татьяна. -- Ромочка был нежным, любящим сыном. Ждал меня с работы. Я не успевала зайти -- он уже снимал с меня обувь. Был спокойный, добрый, послушный. Мы его никогда не наказывали, да и не за что было. Все, кто знал Рому близко, не верят, что он мог покончить с собой, хотя правоохранительные органы склоняются к этой версии. Не хочу думать, что сын так поступил -- не пожалел меня, отца, брата. И зачем мальчику, находящемуся в состоянии аффекта, бежать в тот отдаленный дом, если на пути около восьми таких же высотных?

Мама не может поверить в самоубийство сына. И на то есть, как она считает, причины. В то трагическое утро Рома уже в семь утра был одет. Куда он собирался, ведь уже начались каникулы? Направлялся за ранцем, которого Татьяна не нашла в доме после гибели сына?

-- Мне также стало известно, что у сына был конфликт с одним из очень трудных подростков, -- говорит Татьяна. -- Ребята из нашего переулка видели, как тот вымогал у Романа на рынке деньги.

Школа разделила детей на хороших и плохих

-- Как специалист, работающий с трудными детьми, причину смерти ребенка я прежде всего вижу в тех новых порядках, которые установились в школе, -- говорит начальник отдела криминальной милиции по делам несовершеннолетних Зализнычного районного управления Главного управления МВД Украины в Киеве, майор милиции Светлана Долина. -- Как известно, теперь классы формируют по способностям учеников. В результате такого просеивания в один класс сводят всех неуспевающих. Большинство из них -- это дети из неблагополучных семей.

В такой коллектив после седьмого класса попал и Рома -- подросток из хорошей семьи, который, однако, учился посредственно, несмотря на помощь со стороны родителей и репетиторов. Привыкший за семь лет учебы к другому коллективу, где у него были друзья, этот домашний мальчик чувствовал себя в новом классе неуютно, подружиться ни с кем не смог.

Считаю, что в такие классы нужно назначать руководителем сильную личность, человека, пользующегося авторитетом у детей. Классным руководителем у Романа стала учительница музыки. Она была к детям нетребовательна и к отсутствию Романа отнеслась халатно. В ходе разбирательства у меня сложилось впечатление, что она словно забыла о его существовании. Между тем, согласно закону о всеобщем образовании, классный руководитель обязан ежедневно отчитываться перед администрацией школы за каждого отсутствующего ученика и связываться с родителями.

Зная, что Рома в октябре получил травму, переходя дорогу в неустановленном месте, учительница ни разу не поинтересовалась его здоровьем и не предложила детям проведать одноклассника. Что это была за травма? Водитель слегка задел Рому. Когда его мама поинтересовалась, откуда ссадины, он ответил, что поскользнулся в школе на лестнице. Мама предложила ему один день остаться дома. После этого в школу он больше не пошел.

На педсовете, состоявшемся накануне каникул, школьное начальство потребовало от учительницы оправдательных документов по факту отсутствия мальчика. После чего, наконец, она позвонила маме.

Оказалось, Роман скрывал не только от родителей, что не ходит в школу, но и от друзей в переулке, опасаясь, видимо, их разочаровать. Как выяснилось, в своем дворе у ровесников он пользовался уважением, даже был лидером. Способствовал этому не только его добрый характер, но и то, что у мальчика был компьютер, который он основательно изучил.

Словом, для мальчика с достаточно высоким уровнем требовательности к себе, каким был Рома, два с половиной месяца прогулов были, несомненно, серьезным проступком. Мысль, что все открылось, что он не оправдал ожидания родителей, была для него нестерпимой.

Пик самоубийств среди подростков связан с… началом учебного года

-- Дети, которые задумываются о суициде, обычно проговариваются об этом окружающим, -- говорит главный психолог Городского психологического центра г. Киева службы по делам несовершеннолетних Наталья Егонская. -- Например, ребенок может обмолвиться: лучше бы меня не было на этом свете. Однако родители редко придают значение этим словам. Такой ребенок может совершать и определенные действия, характеризующие его намерения. К примеру, подойти к самому краю платформы подземки. Или переходить улицу в неположенном месте при оживленном движении. Роман как раз попал в такую ситуацию -- был задет машиной и получил травму. Не исключено, что это было заигрыванием со смертью.

Подростки из-за своих психологических особенностей наиболее подвержены суицидам. Пик депрессий и самоубийств среди школьников приходится на осень. Это связано с новым учебным годом и травмирующими ситуациями, в которые дети попадают.

Разделение детей по способностям благоприятствует только сильным ученикам, попавшим в престижные классы. У остальных возможности развития, шансы подтянуться в учебе снижаются.

Я попросила высказать мнение относительно формирования классов ответственного работника Министерства образования Украины.

-- Детей не делят на плохих и хороших, а организовывают классы с более углубленным изучением отдельных предметов. Такой подход направлен на удовлетворение индивидуальных потребностей каждого ребенка. Новые стандарты разрабатывали лучшие педагоги Украины. Если родителей не устраивает класс, в котором учится их ребенок -- пожалуйста, пусть он пройдет тестирование.

Я рассказала собеседнику о гибели Романа. Голос моего собеседника -- а разговаривала я с ним по телефону -- стал менее уверенным: «Учительница должна знать, что случилось, даже если ее ученик пропустил один урок… ».

Посещение школы оставило у меня в душе тяжелый осадок. Едва поздоровавшись, учительница заявила: «Родители виноваты! Не открыли для себя ребенка!» К ней присоединились коллеги: «У Ромы на уроках взгляд был отсутствующий. Интереса к учебе он не проявлял. Набирал на домашнем компьютере мамину диссертацию? Что-то не верится -- он же писал безграмотно!».

-- А что хорошего припомните? -- спросила я.

-- Дисциплину на уроках не нарушал. Он тихий был.

-- А почему родители не заглядывали в дневник, где я регулярно делаю записи!? -- продолжала защищаться классная руководитель, хотя кому как не учителю знать, что полагаться на свои записи в дневнике наивно. Уловки, позволяющие вводить в заблуждение родителей, известны даже первоклашке!

Когда наших близких настигает смерть, наступает время раскаяния, даже если отношения были самыми безоблачными. Татьяна Борисовна повторяла: «Если бы мне сообщили хотя бы через месяц о том, что Рома не ходит в школу, разве бы такое случилось? С себя снять вину тоже не могу. Как я была слепа!»

Убитый горем отец Ромы бесконечно карает себя: «Ну зачем я просил его принести табель!»

К концу нашего разговора я, наконец, услышала слова сожаления от учительницы: «Я разделяю боль родителей и мне, как и им, никуда от этого не деться».

Однако никто из представителей школы не пришел проводить Романа в последний путь. Говорят, что ушедшие в мир иной учат оставшихся чему-то важному. Видно, не всегда…