Происшествия

Отец известного украинского футболиста андрея шевченко не виновен в трагической гибели итальянского «сердечника»!

0:00 — 15 сентября 2001 eye 1075

Один из пациентов клиники, где провели пересадку сердца Николаю Шевченко, выбросился из окна в знак протеста: мол, этот донорский орган должен был достаться ему или еще кому-то из «простых смертных»

Нападающий сборной Украины по футболу, один из лучших бомбардиров УЕФА, любимец болельщиков Андрей Шевченко неожиданно оказался в центре скандала, раздуваемого несколькими телеканалами в Италии. Они обвиняют украинского спортсмена в подкупе итальянских кардиохирургов, недавно пересадивших сердце его отцу Николаю Шевченко в клинике Сан-Маттео. А на днях один из здешних пациентов, итальянец, покончил с собой, выпрыгнув из окна. В его бумажнике полицейские обнаружили вырезку из газеты, где сообщалось о трансплантации сердца Николаю Шевченко, ожидавшему подходящий донорский орган в течение шести месяцев. Прямо на газете самоубийца написал, что он простоял в очереди на операцию два года, однако врачи отдали «его» сердце украинцу, отцу известного футболиста…

«Мама и отец сильно переживали за Андрея -- ни один футбольный матч с его участием не обходился у них без корвалола»

Кардиохирурги отвергают обвинения в том, что отдали предпочтение нашему соотечественнику из-за именитости и состоятельности его сына и напоминают, что Шевченко-старший (ему чуть больше пятидесяти, отставной военный) еще в декабре 1999 года лечился в этой клинике у известного итальянского кардиолога Марио Вигано. И уже тогда встал вопрос о необходимости пересадки сердца. Кроме того, врачи объясняют: при выборе кандидатур на операцию учитывается прежде всего совместимость донорского органа и организма пациента. Сердце, пересаженное Николаю Шевченко, подходило только ему -- у любого другого из тех, кто ожидает трансплантации в клинике Сан-Маттео, оно приживалось бы с осложнениями, если вообще не было бы отторгнуто.

-- Мама Андрея, Люба, никогда не жаловалась, что у ее мужа с серцем непорядок. Но они оба всегда так переживают за сына -- ни один футбольный матч с его участием не обходится без пузырька корвалола или валерианки, -- рассказала «ФАКТАМ» завхоз детского сада, в котором на этой должности много лет проработала Любовь Шевченко. -- Теперь они живут с Андреем в Италии, однако с трудом переносят итальянскую жару и летом приезжают в Киев. Так было и нынешним летом. А когда Николаю стало плохо, чартерным рейсом за ним прилетел кардиолог из клиники, где его регулярно обследовали. Кстати, некоторые журналисты заметили, что Андрей был грустным перед игрой за сборную Украины с белорусами в августе. Это легко объяснимо: он беспокоился об отце, да и мама в то время находилась в больнице -- тоже проблемы со здоровьем.

… Николая Шевченко доставили в город Павиа, в клинику Сан-Маттео, где он снова стал пациентом профессора Вигано. Спустя несколько дней больному успешно сделали пересадку сердца, 2 сентября он выписался из клиники. Андрей забрал отца к себе в Милан, чтобы тот какое-то время находился рядом с ним и поближе к врачам.

Руководство клиники Сан-Маттео выразило соболезнования близким человека, совершившего самоубийство. Однако итальянские средства массовой информации продолжают шуметь. Особенно стараются те, что находятся в оппозиции премьер-министру Италии Сильвио Берлускони, который является владельцем футбольного клуба «Милан», где играет Андрей Шевченко.

-- Даже нам неприятно, что подобные обвинения обрушились на Андрея, -- сказали подруги его мамы. -- А уж каково семье, Николаю! Такая чудесная, добрая семья, никому никогда не желавшая зла -- и тут такое…

«С медицинской точки зрения итальянские хирурги поступили, скорее всего, вполне логично»

За комментариями относительно того, справедливы ли обвинения в адрес нашего форварда и правильно ли поступили итальянские кардиологи, «ФАКТЫ» обратились к ведущим отечественным специалистам в вопросах медицинской этики и хирургии:

-- Я считаю, что в данном случае итальянские врачи не нарушили медицинскую этику, -- говорит вице-президент Академии медицинских наук Украины, председатель комитета по биоэтике при Президиуме Национальной академии наук академик Юрий Кундиев. -- Их цель -- спасти человеческую жизнь. И если донорский орган по всем параметрам подходил отцу Андрея Шевченко, то они абсолютно правы, прооперировав именно его.

Кстати, очередь в клиниках -- это не очередь за хлебом, и требовать проведения операции в строгом соответствии очередности неправильно. Хирурги приступают к пересадке сердца, только когда уверены в ее успешном исходе. Кроме того, все пациенты клиники вносят одинаковую плату за операцию. Так что говорить о каком-либо приоритете нет смысла. Скорее всего у мужчины, покончившего с собой, просто сдали нервы.

-- Сложно комментировать ситуацию, не зная всех нюансов, -- осторожно заметил директор Института сердечно-сосудистой хирургии АМН Украины академик Геннадий Кнышов. -- Все пациенты, ожидающие пересадки органа, находятся в равных условиях -- они уже либо оплатили операцию сами, либо это сделали за них. Однако возможны два варианта. Первый: если отцу Андрея Шевченко донорское сердце подошло по десяти иммунологическим и иным показателям, а другому больному -- по девяти, то с медицинской точки зрения хирурги поступили логично: при максимальной совместимости чужого органа и организма пациента больше шансов, что операция пройдет успешно. Второй вариант: если показатели у нескольких пациентов одинаковы, иногда родственники донора сами решают, по каким-то субъективным причинам, кому пересаживать орган. Такие случаи мне известны.

Кстати, во многих странах и отдельных клиниках запрещено пересаживать органы иностранцам, потому что там есть «свои» длинные очереди на трансплантацию. Но, возможно, в данной клинике нет такого ограничения.

-- Трансплантология в Украине замерла, донорские органы -- большая проблема. Поэтому не удивительно, что отец футболиста предпочел зарубежных кардиохирургов, для которых такие операции давно стали обычным явлением, -- объясняет Валерий Саенко, директор Института хирургии и трансплантологии АМН Украины, где весной нынешнего года впервые в нашей стране была выполнена пересадка сердца человеку. Однако первый пациент умер через несколько дней (к сожалению, с этого начинается трансплантология почти везде). -- Возможно, в Италии оперируют граждан любой страны, оплативших операцию. В отличие от Испании, где пересаживают органы исключительно «своим», хотя там самый высокий уровень донорства -- практически каждый нуждающийся в пересадке может получить донорский орган.

Пациенты клиник в Бельгии, Нидерландах, Люксембурге, Германии, Австрии и Словении, ожидающие трансплантации, занесены в единую компьютерную сеть общества «Евротрансплантат» и сразу получают подходящий орган, как только где-то появляется донор. В Украине же люди до сих пор не соглашаются с тем, что еще при жизни можно «завещать» свои органы для пересадки, а в случае гибели родственника -- разрешить врачам взять органы у него. Почти все отказывают медикам, тем самым обрекая соотечественников, нуждающихся в трансплантации, на гибель.

«ФАКТАМ» удалось связаться с другом семьи Андрея Шевченко. Вот что он сказал:

-- Состояние Николая Шевченко еще задолго до операции было достаточно серьезным. Насколько я знаю, он перенес несколько инфарктов, в связи с чем его оперировали в итальянской клинике. Но из-за большого числа рубцов на сердце ему могла помочь только пересадка. Андрей отмечает, что отец буквально ожил после этой операции и его состояние улучшается. Честно говоря, я думаю, что итальянские средства массовой информации специально раздувают скандал: им не о чем говорить, поэтому они уцепились за имя Андрея Шевченко. Может, они даже выдумали предсмертные слова того несчастного больного, выбросившегося из окна.

Из досье «ФАКТОВ». Андрей Шевченко родился 29 сентября 1976 года в селе Двиркивщина Киевской области. Играет на позиции центр-форварда. Рост 183 см, вес 73 кг. Кумиры: Пеле, Зико, Платини, Ромарио.

Первое появление Андрея в большом футболе произошло зимой 1993-го. С 12 мячами он стал лучшим бомбардиром команды «Динамо-2». Затем был приглашен в олимпийскую сборную Украины и в основной состав команды «Динамо» (Киев).

Первый «европейский» гол забил в ворота мюнхенской «Баварии» в матче, который «Динамо» проиграло (1:4), когда ему было 18 лет. В 1997 году ставит динамовский рекорд: хет-трик в матче «Барселона» -- «Динамо» (Киев) -- 0:4. Свой сотый гол забил 28 апреля 1999-го в матче на кубок Украины в ворота «Зирки» (Кировоград). Тогда же переходит в «Милан», сумма трансфера -- 24 миллиона долларов. 29 августа -- дебют в серии А в матче «Лечче» -- «Милан» (2:2). На сегодняшний день по числу забитых мячей оставил позади таких голеодоров, как Батистута и Креспо.

Участвовал в чемпионатах Украины с 1995-го по 1999 годы, в кубках Украины 1996-го, 1998-го, 1999-го. Игрок года Украины--1997, 1999, 2000. Лучший бомбардир чемпионата Украины--1999. Бронзовый призер чемпионата Италии--2000. Лучший бомбардир серии А--2000.