Культура и искусство

Ирина муравьева: «впервые увидев фильм «москва слезам не верит», я горько плакала от обиды»

0:00 — 18 сентября 2001 eye 475

Популярная актриса отметила тридцатилетие творческой деятельности

Чаще всего в кино Муравьева воплощает образы наших современниц -- характеры не всегда положительные, но обязательно яркие, непосредственные, обаятельные. Особенно зрителям запомнились ее героини из фильмов «Москва слезам не верит», «Дуэнья», «Самая обаятельная и привлекательная», «Артистка из Грибова». В этих образах ярче всего проявились особенности дарования актрисы -- обаяние, артистизм, великолепное чувство юмора. Именно поэтому зритель обожает ее и считает одной из самых ярких актрис российского кино.

«Впервые я вышла на сцену в сказке про Козла. Бегала по сцене и изображала деревенскую бабу»

-- Честно говоря, удивился, узнав, что вы считаете свою роль в фильме «Москва слезам не верит» не слишком серьезной…

-- Нет, фильм мне очень нравится. Но в тот момент, когда я его увидела впервые, мне показалось, что это ужасно. Я так горько плакала от обиды во время просмотра рабочего материала -- моя героиня показалась мне наглой, грубой, неотесанной провинциалкой. Я играла отвратительную женщину -- ну как она может нравиться?

Всесоюзная, если не сказать, мировая слава, пришла к актрисе вместе с «Оскаром» за лучший иностранный фильм 1980 года -- «Москва слезам не верит». За него же в 1983 году Муравьева была удостоена Государственной премии СССР и ордена «Знак почета», а в 1993 г. ей было присвоено звание народной артистки России.

-- Скажите, у вас были роли, за которые сейчас действительно стыдно?

-- Конечно. Думаю, это не только мои проблемы. Есть несколько ролей, за которые мне действительно стыдно. Заставило сниматься тяжелое материальное положение. Раньше никогда ничего себе подобного не позволяла, но в начале 90-х была просто катастрофа: ни денег, ни работы в театре. Снялась в фильмах, потому что была уверена -- они никогда не выйдут на экран, ан нет, вышли…

Помню, нужны были деньги на ремонт машины, и мне пришлось сыграть небольшую роль в фильме «Бабник». Роль скромную, без раздевания и любовных сцен. Но в рекламе средства для похудения, хотя мне и обещали заплатить 40 тысяч долларов, я отказалась сниматься, потом в ней снялась Галина Польских.

-- В столь нелегких жизненных условиях часто приходится говорить себе коронную фразу: «Я самая обаятельная и привлекательная»? Аутотренингом занимаетесь, как ваша героиня?

-- Нет, этого я не делаю и никогда не делала. Я люблю жизнь такой, какая она есть, люблю свою работу, семью, и все это дает мне силы и энергию.

-- А как вы вообще стали актрисой?

-- Меня, в отличие от большинства девчонок, с раннего детства мечтающих об артистической карьере, идея стать актрисой осенила только в пятнадцать лет. Причем эта мысль пришла мне в голову почему-то на улице. Сначала я хотела стать учительницей начальных классов. Даже сельской учительницей, которая учит детей с первого по десятый класс. После окончания школы подала заявления сразу во все театральные вузы столицы, но ни в один не поступила. Несмотря на заключение членов приемной комиссии, что я собираюсь заниматься не своим делом, попыталась еще раз. На следующий год история повторилась, здесь я, можно сказать, похожа на свою героиню Нину Соломатину из «Карнавала». И все-таки меня с горем пополам приняли, правда, только в студию при Детском театре -- конкурс там был меньше и брали только москвичей. Студию окончила в 19 лет и осталась в родном театре.

-- Первую свою роль помните?

-- А как же. Впервые я вышла на сцену в сказке про Козла. Бегала в массовке и изображала деревенскую бабу.

Удел артистки детского театра -- абсолютная предсказуемость карьеры. Муравьева такой участи не пожелала и, успешно снявшись в 1974 году в роли Сюзанны в фильме «Чисто английское убийство», получила приглашение главного режиссера в Театр имени Моссовета. Параллельно училась в ГИТИСе. Проработав 15 лет в Театре Моссовета и так и не получив за все время серьезных, масштабных ролей, Муравьева ушла в никуда… Потом -- Малый театр. На этой сцене она чувствует себя так, будто родилась среди позолоты и бархата, уверенно вписавшись в классический репертуар, где для актрисы такого уровня просто раздолье. На прославленной сцене она играет в нескольких спектаклях русского классического репертуара, который обожает.

-- Скажите, как вы вписались в коллектив старейшего театра с его давно устоявшимися традициями? Наверняка нелегко пришлось?

-- Я чувствую себя здесь прекрасно -- меня хорошо приняли. Я человек неконфликтный и легко нахожу со всеми общий язык.

-- Для актера работа в театре и съемки в кино -- это разные вещи?

-- Абсолютно разные. Театр намного требовательнее, здесь нельзя фальшивить, публика все чувствует, все понимает. Да и актер мгновенно видит реакцию зрителя. В кино же все наоборот, другой процесс, другое ощущение, и если быть до конца откровенной, там не всегда нужен талант, и актерское мастерство -- далеко не главное. Хотя в съемках есть своя прелесть. А вообще мне больше всего нравится работать на радио или в мультипликации. Там тебя никто не видит (смеется).

В начале 80-х годов Муравьева переживала свои самые звездные часы. Вслед за оглушительным успехом «Москвы… » на экраны вышла музыкальная комедия «Карнавал», лирическая комедия «Самая обаятельная и привлекательная», название которой навсегда ассоциируется с Муравьевой.

-- Сегодня ни для кого не секрет, что отечественный кинематограф переживает не лучшие времена. Вас часто приглашают сниматься в кино?

-- Довольно часто, но проблема в качестве сценария. В кино положение ужасающее! Лучше не терять время на съемки -- не хочется запачкаться. Азарта и желания сыграть как можно больше у меня уже нет. Это с возрастом проходит. В Малом академическом театре играю только классику. Раневскую в «Вишневом саде», Аркадину в «Чайке», Гурмыжскую в «Лесе». Я это делает меня счастливой.

-- Судя по репертуару, можно с уверенностью сказать, что дела у вас идут неплохо.

-- Актер -- вторичная профессия. Не мы заказываем пир -- лишь участвуем в нем. Повезет -- получишь хорошую роль.

«Если честно, я не очень спортивная»

-- Один из лучших способов снятия стресса -- спорт. Каким-нибудь видом спорта занимаетесь?

-- Вообще я пытаюсь избегать стрессов. Очень осторожна в словах и поступках, стараюсь никогда не выходить из себя. Что же касается спорта, то на него времени совсем не остается -- каждую свободную минуту стараюсь уделять семье. Да и, если честно, я не очень спортивная.

-- А как же ваше мастерство катания на роликах, которое вы продемонстрировали в фильме «Карнавал»?

-- Сейчас я уже не катаюсь. Да и в фильме я не очень хорошо каталась. Так только, держалась…

«В школьные годы за мной никогда не ухаживали мальчики»

-- Вы человек суеверный?

-- Не могу сказать однозначно, но что иногда в жизни бывают такие ситуации…

-- Вы по знаку зодиака Водолей, родились в феврале, и именно с этим месяцем у вашей семьи многое связано…

-- Да, это, наверное, тот самый случай, когда начинаешь верить в судьбу, гороскопы и подобные вещи. Забавно, но действительно в нашей семье все родились в феврале: 2-го -- муж, 6 февраля 1983 года младший сын, Евгений, 8-го -- я, 15-го -- старший сын, Даниил.

-- Расскажите немного о своей семье.

-- Отец был военным инженером. Сразу же после окончания школы он добровольцем ушел на фронт, дошел до Германии, там встретил маму, которую немцы угнали из Белоруссии. После того как ее освободили из фашистского плена, они поженились. Я вторая дочь в семье. Мама воспитывала нас дома, быть может, поэтому я ужасная домоседка. Нас с сестрой никуда не отпускали. Мы знали только одну дорогу: школа -- дом. Порядок и чистота в доме были идеальные, мы всегда были очень красиво одеты, мама сама шила для нас.

-- Значит, с уверенностью можно сказать, что у вас было счастливое детство.

-- Это действительно так, мама не работала, была все время с нами, но… у меня был один жуткий комплекс. В детстве, в школьные годы в меня никогда не влюблялись мальчики. Никто не провожал домой. Подходя к зеркалу, я думала: «Меня, наверное, замуж никогда не возьмут, я такая серая, неяркая, страшненькая». Потом сама себя успокаивала: «Ну ничего, не надо мне замуж, зато я буду актрисой».

-- У вас были проблемы, как у вашей героини Людмилы, которая задавалась вопросом, где познакомиться с приличным мужчиной?

-- Нет, к счастью, таких проблем не было и знакомится с мужчинами, например, на кладбище, мне не пришлось. Я вышла замуж, вопреки своим девичьим прогнозам, в 24 года за режиссера Детского театра Леонида Эйдлина.

Сейчас у меня большая семья: муж, с которым мы прожили уже 28 лет, двое сыновей 26 и 18 лет, собака и кошка. Все мы очень любим друг друга. Семья для меня все -- и забота, и радость, и отдых. Проблемы, как и в любой семье, возникают. Но мы улаживаем их совместными усилиями. У меня счастливая жизнь и прекрасная семья. И постоянные бурные романы с собственным мужем.

-- Ирина Вадимовна, вы прекрасно поете, танцуете и вообще весьма музыкальны. Этот дар достался вам от родителей?

-- Я с детства люблю музыку, ко мне вполне применим девиз: с песней по жизни. Дома у нас часто пели. Папа хорошо играл на фортепиано и гитаре. Я же училась в музыкальной школе по классу фортепиано. Сейчас тоже, когда есть свободная минута, играю вальсы Шуберта. У нас вся семья музыкальная, это передалось и моим детям: старший сын хорошо играет на рояле, младший -- на скрипке.

-- Кто в семье больше занимался детьми?

-- Мне в этом плане очень повезло. Как я шучу: наседка, которая оберегает детей, у нас папа, мне же досталась лучшая роль -- я детям все разрешаю. Часто думаю, как я могла так легкомысленно родить двоих детей? Больше всего тревожит, сумею ли поставить ребят на ноги. Дело не в материальном положении -- с голоду мы не умрем. Но я хочу спокойно умереть, зная, что мои дети на правильном пути.

-- Отдыхать предпочитаете всей семьей?

-- Да, летом все вместе выезжаем на дачу. Я отдыхаю от работы, копаюсь в земле, хотя садовод из меня не очень… Упорно сажаю киндзу, но, кроме меня, никто из домашних ее не любит, и, видимо, в знак протеста она у меня не растет (смеется).