Происшествия

Первый монумент на центральной площади киева появился в сентябре далекого 1913 года

0:00 — 19 сентября 2001 eye 703

Ни один из пяти памятников, в разные времена стоявших на майдане Незалежности, не продержался более 14 лет

Тем, кто не был в Киеве хотя бы несколько лет, узнать преобразившуюся столицу сегодня, пожалуй, непросто -- слишком многое тут изменилось. Попасть впросак можно, даже назначая встречу «на старом месте» -- у входа в гостиницу, например, «Украина», которая уже не «Украина», или под каким-нибудь памятником, которого теперь и вовсе в помине нет. Впрочем, о памятниках, «населявших» в разные времена центр Киева и близлежащие площади, -- разговор особый…

В начале века будущий Майдан Незалежности был маленькой площадью по одну сторону улицы

Есть несколько мест на карте Киева, неизменно привлекающих и горожан, и туристов, и историков. Киевлян и туристов влечет то, что есть нынче, историков -- дела давно минувших дней: замененные названия, исчезнувшие памятники… Возьмем, например, любимый всеми студентами сквер перед «красным» университетом. Когда-то это был Николаевский парк, и здесь стоял памятник Николаю I. Теперь, когда парк, как и университет, носит имя Шевченко, памятник в нем стоит, разумеется, Тарасу Григорьевичу.

На Европейской площади, правее здания филармонии, с 1911 года красовалась статуя Александра II, затем ее заменила огромная фанерная фигура красноармейца. Позже на ступенях, ведущих в парк, возвышался монумент Сталина, а не так давно сюда «примеряли» памятник Грушевскому. Кстати, сначала Александра II хотели «поставить» на Михайловской площади; когда передумали, решили отдать место Тарасу Шевченко, но в конце концов «подарили» даме -- княгине Ольге.

На Бессарабской площади намеревались установить памятник Богдану Хмельницкому, для чего площадь даже соответственно переименовали. Но гетману нашлось другое место -- на Софиевской площади, и в 1914 году перед рынком решили установить памятник Александру III. А вскоре времена изменились -- и здесь «вырос» Ленин. На бульвар Шевченко, первым «пришел» граф Бобринский -- внук Екатерины II, затем «прискакал» красный командир Щорс…

Но особое место среди всех «памятничных», несомненно, занимает майдан Незалежности. Свои современные размеры центральная площадь сегодняшней столицы приобрела, уже когда шло послевоенное восстановление Крещатика. До того времени Майдан был всего лишь небольшой площадью на четной стороне главной улицы города, которая в разные исторические периоды как только ни называлась: Крещатикской, Думской, Радянской, Калинина, Жовтневой революции. Первый памятник появился на площади в 1913 году. Поставили его в честь председателя Совета Министров Российской империи П. А. Столыпина. За два года до того, в дни празднования 50-летия отмены крепостного права, он приехал в Киев, дабы присутствовать на открытии памятника «царю-освободителю» Александру II на Европейской площади. А вечером 1 сентября 1911 года во время антракта оперы «Царь Салтан» в городском театре Столыпин был смертельно ранен анархистом Дмитрием Богровым. 5 сентября Петр Аркадьевич умер в частной клинике на Малой Владимирской, 33 (ныне ул. О. Гончара). Похоронили его под стеной Трапезной церкви Киево-Печерской лавры (предчувствуя свою насильственную смерть, Столыпин завещал упокоить его прах именно в том городе, где будет убит).

Городская дума Киева сразу приняла решение переименовать Малую Владимирскую в Столыпинскую улицу и возле Оперного театра установить на улице Владимирской памятник погибшему премьер-министру (теперь в этом месте «восседает» композитор Лысенко, а еще в 1937-ом планировали установить памятник Пушкину). Но семья Столыпина отдала предпочтение Крещатику, и в сентябре 1912-го перед зданием Думы был торжественно заложен, а уже через год открыт памятник работы итальянского скульптора Этторе Ксименеса (он был автором и памятника Александру II на Европейской площади).

«Первенец» не простоял даже четырех лет -- 16 марта 1917 года в вихре Февральской революции памятник под восторженные крики толпы сбросили с пьедестала. Что интересно -- для процедуры «свержения Столыпина» даже построили специальную… виселицу. Бронзовую статую отправили на завод «Арсенал». Там она несколько лет пролежала в куче металлолома, а затем оказалась в плавильной печи. Скульптуры же «Витязь» и «Женщина-Россия», украшавшие пьедестал, в 1928 году «Арсенал», как произведения искусства, передал в Лаврский музейный заповедник на хранение, откуда позже они непонятным образом исчезли.

Слов для описания бюста Маркса, поставленного перед Думой, не нашлось даже у Михаила Булгакова

Место перед бывшим зданием думы пустовало недолго: через два года здесь «появился» Карл Маркс. Советская власть, пришедшая в Киев 6 февраля 1919 года, память об авторе «Капитала» увековечила гипсовым бюстом. Месяца через три его разбила на куски следующая власть -- деникинцы. Такой же участи подверглись другие наспех воздвигнутые «коммунистические» памятники и монументы -- Ленину, Троцкому, Свердлову, Энгельсу, Либкнехту, Люксембург, Победе Октября, Всеобучу… Правда, в 1922-ом по проекту скульптора Иосифа Чайкова был сооружен новый, уже более прочный памятник «основоположнику научного коммунизма».

Черная полуфигура на постаменте, выполненном в стиле кубизма-конструктивизма, выглядела весьма странно, вследствие чего являлась постоянным объектом острословия местных шутников. Дело в том, что левая рука Маркса по задумке скульптора была заложена за борт сюртука и, когда в 1923 году Крещатик переименовали в улицу Воровского, киевляне сообщали приезжим, что это, мол, Карл прячет подальше бумажник со своим капиталом, чтобы не случилось чего на «воровской» улице… А в очерке «Киев-город» Михаила Булгакова читаем: «Слов для описания черного бюста Карла Маркса, поставленного перед Думой в обрамлении белой арки, у меня нет. Я не знаю, какой художник сотворил его, но это недопустимо. Необходимо отказаться от мысли, что изображение знаменитого германского ученого может вылепить всякий, кому не лень… ».

Закончилось все тем, что в 1933 году памятник быстренько, всего за одну ночь, разобрали, и наутро спешащие на работу киевляне с изумлением взирали на свежий асфальт, уложенный перед зданием обкома компартии в том самом месте, где еще накануне возвышался памятник Марксу.

Более 40 лет площадь оставалась «беспамятничной». В 1960-х на правой ее стороне собирались соорудить обелиск в честь города-героя Киева. Но без спешки примерив фанерную модель в натуральную величину, убедились, что «украшение», как говорится, к месту не придется, и от задуманного отказались. Спустя годы, в 1982-ом, подобный обелиск возвели на площади Победы.

Очередной памятник на майдане Незалежности -- первый на ее левой стороне -- был открыт 22 октября 1977 года. Выполненная из красного гранита фигура Ленина (высотой почти 9 метров) и бронзовые фигуры рабочего, крестьянина, работницы и матроса (чуть выше 5 метров) олицетворяли «Великую Октябрьскую социалистическую революцию», имя которой площадь тогда носила. Посвящался монумент 60-летию славной революции. Из всех «квартировавших» на площади памятников этот стал рекордсменом -- простоял почти 14 лет. В 1991-ом, когда Советский Союз распался, его «просто» демонтировали. Составные детали -- 84 гранитных блока -- перевезли во двор Музея истории г. Киева, а позже передали их АО «Укрреставрация» для повторного применения.

В мае 1996-го на майдане Незалежности, левее того места, где когда-то по очереди стояли Столыпин и Маркс, появилась мраморная колонна с архангелом Михаилом -- покровителем Киева. Впрочем, когда-то архангел уже «бывал» здесь: как и подобает ангелу, он словно парил над площадью, находясь на башенке здания городской Думы, которое было построено в 1876 году, а в 1941-ом погибло в огне.

Наконец, сегодня на майдане возвышаются две колонны: слева -- со статуей, олицетворяющей Независимость (правда, из-за высоты колонны рассмотреть саму статую без бинокля довольно трудно), и справа -- с недавно таким близким архангелом, ныне дополнительно поднятым еще на пять метров. Впрочем, известно, что вскоре Михаила передвинут в другое место…

P. S. Все памятники на центральной площади Украины «проживали» от трех месяцев до 14 лет. Насмотреться на них успевали разве что создатели.