На свободе ему рисовать было некогда -- подросток грабил, хулиганил и пьянствовал
Когда матери Сергея Коржука показали картины сына, которые экспонировались на выставке, посвященной Дню Ковеля, она сперва не поверила, а потом расплакалась. Из памяти еще не стерлись «художества», за которые подросток попал на скамью подсудимых. Он рос неуправляемым, был головной болью местной Лугинской милиции в Житомирской области. Гулял напропалую, а средства для веселой жизни добывал грабежом и разбоем. Когда рисуешь, легче сидеть
Впервые Сергея поймали на краже со взломом. Подросток проник в магазин, чтобы запастись спиртным. Получил два года лишения свободы с отсрочкой приговора. А вскоре после этого вместе с приятелем совершил разбойное нападение: избил прохожего, отнял у него деньги, часы, сигареты. К отсроченным двум годам суд прибавил еще четыре. Сергей отбывал заключение в Ковельской воспитательной колонии.
-- Поначалу мы с ним имели немало хлопот, -- рассказывает начальник Ковельской воспитательной колонии Александр Филаретов. -- Сергей часто нарушал дисциплину, приходилось к нему применять различные методы дисциплинарного взыскания. Но мы заметили его способности к рисованию и стали поручать парню оформление стендов для школы и ПТУ, где учатся наши воспитанники. Он писал тушью заголовки, выполнял рисунки акварельными красками. Со временем паренька освободили от работы по изготовлению шлакоблоков, и он только рисовал. Теперь его работы украшают комнаты долгосрочных свиданий, столовую, кабинеты сотрудников колонии В конечном итоге Сергей был условно-досрочно освобожден.
О каких-то особых способностях Сергея Коржука в его школьные годы никто не догадывался. Да он и сам не относился всерьез к тому, что время от времени рисовал скуки ради
-- По рисованию в школе у меня были «пятерки» и «четверки», но по этому предмету я никак не выделялся в классе, -- вспоминает Сергей Коржук. -- Если честно, то рисовать я не любил. Да и времени для этого практически не было.
-- Чем занимался?
-- Гулял. С 13 до 15 лет, когда меня посадили, гулял напропалую. Часто пропускал уроки, гонял с товарищами в футбол, но спорт меня не интересовал. Занимался разбоем, хулиганством, выпивал
-- А в следственном изоляторе сразу появилось время
-- Да, пока ждали приговора (а это не один месяц), времени было навалом. И чтобы хоть как-то скрасить скуку, мы делали «марочки» -- на клочках простыней рисовали «картины» -- иконки или что-нибудь еще на божественную тему. По краям делали бахрому и, отправляясь на этап, тайно передавали эти тюремные сувениры на волю родным, знакомым. А когда прибыл в колонию, стал уже рисовать на бумаге -- ручкой, фломастером. Чаще всего это были открытки. Отсылал их домой, дарил пацанам.
-- Стал полезным человеком?
-- Да. Почувствовал уважение и со стороны осужденных, с которыми вместе сидел, и со стороны администрации. Но сперва рисовал, просто чтобы не скучать, ведь когда есть какое-то занятие, то срок быстрее идет. Я просидел четыре года, и время для меня пролетело очень быстро.
Сотрудники Ковельской колонии стали приносить Сергею открытки, книги с репродукциями картин и предлагали их срисовывать. Начальник колонии помогал и подсказывал (Александр Михайлович знает толк в живописи, в свое время он и сам немного рисовал), купил Сергею довольно дорогие масляные краски и колонковые кисти -- мечту каждого художника. Правда, изображенный на холсте водопад (первая работа маслом) был каким-то безжизненным. Чтобы не обидеть парня, старший инспектор по социально-психологической работе Виктор Романчук сказал: «Для тех мест, где создана эта картина, так сказать, вдали от водопадов, сработано неплохо». Но Сергей уже сам заметил недостатки своих работ. И заявил: «Мне бы хоть раз увидеть, как художники кладут краску на холст, и я бы стал писать маслом не хуже, чем они»!
Над самоуверенным пареньком никто не смеялся. Начальник колонии определил ему сопровождающего и выпустил в местную «картинную галерею», художественный салон, где ковельские художники реализовывали свои картины. Сергей внимательно рассматривал их полотна, а потом сказал: «Картины хорошие, но стоят целых 300 гривен! Я б нарисовал такие за 150». И всерьез начал работать маслом. Техникой овладел довольно быстро, и вскоре среди скопированного и перерисованного уже стало появляться нечто свое Кстати, выйдя на свободу, Сергей действительно за свои картины брал по 150 гривен, хотя иногда ему за них предлагали и больше. «У меня еще нет имени, зачем же заламывать цену, распугивать заказчиков?», -- объясняет художник-самоучка.
Получив условно-досрочное освобождение, Сергей отправился на малую родину, в Лугины, где его ждали мама и сестра. Однако как ни радостна была встреча после четырехлетней разлуки, он все-таки решил не оставаться в родных местах, а вернуться в Ковель, но уже не зэком, а вольным художником.
-- Как и в любом небольшом городке, с работой у нас трудно, -- объясняет Сергей. -- А там у меня остались прежние дружки Да и милиция меня помнит того, прежнего. Чуть что случится в районе -- подозрение сразу же падет на меня, а ведь срок у меня заканчивается только через два года. Одним словом, чтобы не расслабляться и не загулять, побыл дома лишь две недели. Спешил в Ковель -- там один частный предприниматель предложил мне работу
Предложение было заманчивым -- брали художником-оформителем безо всякого специального образования! Но оказалось, что на ставке слесаря парень должен будет и слесарничать, и писать картины за самую что ни на есть минимальную зарплату. А ведь хотелось работать кистью, при этом одеться, приобрести все необходимое для новой свободной жизни. К тому же -- честным трудом и без помощи родных. Для освободившего заключенного, не имеющего никакого художественного образования, это были смелые планы. Но снова помог Александр Филаретов. Начальник колонии выделил Сергею комнату в общежитии при колонии и мастерскую, от него же парень получил заказ оформить на озере Свитязь базу отдыха «Чайка» для сотрудников Ковельской колонии. Приходилось и дальше оформлять стенды для «родной» колонии. Потом пошли заказы -- от местного фермера, автосервисного предприятия и от частных лиц. Оформлял офисы, рисовал вывески, рекламные щиты, пейзажи, портреты. За несколько месяцев парень приоделся, обзавелся телевизором, холодильником, приобрел фотоаппарат. Последний должен служить и творческим целям. Сережа надумал делать снимки на природе, чтобы потом, глядя на фотографии, писать пейзажи. Работать на пленэре, для души, ему пока некогда. Слишком много заказов
Сказать, что никто не сомневался относительно вольного человека Сергея Коржука -- погрешить против истины. Любой сотрудник колонии сможет рассказать вам хотя бы об одном случае, когда примерный осужденный, покинув территорию, огражденную «колючкой», срывался на свободе. А Сережа прошел испытание романтикой. Ему предложили проехаться по городам Волыни вместе с цирком шапито и оформить трейлеры артистов, сделать афиши и декорации.
-- Они по всей Украине ездят, -- рассказывает Сергей, -- и мне захотелось попробовать жизнь на колесах.
-- Понравилось?
-- Да, было интересно. Ведь цирк больше чем несколько дней в одном городе не задерживается. Меня приглашали приезжать еще, оставили наперед расписание, в каких городах будут гастролировать, телефоны написали
-- Что ж не остался?
-- Ну что вы, это же некрасиво получится! Мне начальник колонии помог, а я его обману и налево пойду? Нет, так нельзя Если тут, в Ковеле, будет затишье с заказами, то я покатаюсь недельку-вторую с цирком, подзаработаю. А пока что денег хватает Знаете, что я заметил? Честно заработанные деньги медленнее расходятся. Награбленное разлеталось в момент, причем любая сумма. Даже не понимал, куда ж оно так быстро ушло? А сейчас стараюсь тратить деньги разумно. Кстати, от спиртных напитков я вообще отказался. Раньше было так: нет водки -- нет настроения. Теперь у меня совсем другие интересы, ведь я имею дело с порядочными людьми, и эта «статья расходов» мой бюджет не опустошает.
-- Да, теперь у Сергея совсем другие товарищи -- подтверждает Александр Филаретов. -- Художники, скульптор, частные предприниматели, с которыми он сотрудничает. Прогресс мы видим и в его творчестве. Раньше он только срисовывал картинки, которые мы ему приносили, правда, в срисовываемый сюжет вводил свои элементы. А теперь фантазирует, ищет свое
-- Мы с женой часто приглашаем Сергея к себе в гости. Когда он ездил с цирком на гастроли, наши дети ждали его с нетерпением, даже скучали и все спрашивали, когда же дядя Сережа приедет, -- рассказывает фермер Александр Шайнюк, у которого Сергей работал оформителем. -- Некоторые соседи поначалу были в ужасе: «И как вы не боитесь оставлять своих детей на зэка?» Но мы были уверены, что парень нас не подведет. Мне очень нравится его обязательность. Назначишь ему встречу -- придет ни минутой позже, ни минутой раньше, поручишь какую-нибудь работу -- старается изо всех сил. Если уж что сделает, то на совесть. К примеру, оформил таблички к стойлам лошадей, которых мы держим. И теперь все, кто приезжает к нам, не только нашими спортивными лошадьми восторгается, а и этими табличками и спрашивают: «Где вы такого искусного художника взяли?»
Оказывается, искусные художники иногда рождаются и в колонии